Работа с аудиторией в рамках антикризисного PR

В этой статье будут даны практические советы о том, как малому бизнесу и стартапам выстоять в текущих экономических условиях и не только сохранить свои позиции, но даже усилить их. Рассмотрим ключевые направления — от работы над имиджем до поиска новых бизнес-моделей.

Работа с аудиторией в рамках антикризисного PR Развитие, Бизнес, Проект, Рынок, Маркетинг, Малый бизнес, Торговля, Фриланс, Удаленная работа, Клиенты, Длиннопост

Чтобы успешно пережить кризис, компаниям стоит искать нестандартные решения. Эксперты рекомендуют сосредоточиться на новых способах монетизации, таких как премиум-услуги, мерчандайзинг, сопутствующие товары. Не менее важно уделять внимание укреплению личного бренда и системной работе со СМИ.

2022-2023 годы войдут в историю как период экономической турбулентности и глобальных потрясений. Рост инфляции, скачки курсов валют, разрыв логистических цепочек, трудности с импортом и экспортом — все это создало беспрецедентные условия для ведения бизнеса.

Особенно сильно негативные факторы ударили по малым и средним предприятиям, а также стартапам. В отличие от крупного бизнеса, у них гораздо меньше финансовых подушек безопасности и ресурсов для оптимизации издержек. Многие оказались на грани выживания.

Однако кризисные времена — это не только угрозы, но и новые возможности для развития. Гибкие небольшие компании способны быстрее адаптировать свой продукт и сервисы, найти незанятые ниши, наладить партнерства.

Значение личного бренда основателя

Как показывает практика, имидж и репутация первого лица компании напрямую влияют на то, как воспринимается сам бизнес. Особенно это актуально для стартапов и небольших фирм, где руководитель зачастую выступает и ее публичным лицом.

Яркий пример — Илон Маск и его компании SpaceX, Tesla, Neuralink. Опытные инвесторы вкладывают деньги не столько в сами проекты, сколько в имидж гениального визионера Маска. То же справедливо и для потребителей, которые покупают электромобили Tesla, в том числе под впечатлением от медийного образа Илона.

Еще один показательный случай – как вырос интерес к Apple после возвращения в компанию ее основателя Стива Джобса. Харизматичный Джобс стал лицом инновационности и дизайна Apple. И даже после его кончины бренд и продукты компании продолжают пожинать плоды его персональной репутации.

Причина такой зависимости проста – людям проще довериться живому человеку, чем абстрактной компании. Первое впечатление о бизнесе часто складывается из личного впечатления об основателе и руководителе. Поэтому созданию сильного личного бренда стоит уделять такое же внимание, как и продвижению самого стартапа или продукта.

Формирование сильного персонального бренда

Определение целевой аудитории и каналов продвижения

Первым шагом в создании сильного персонального бренда является четкое понимание целевой аудитории. Необходимо определить демографические и психографические характеристики аудитории: возраст, пол, образование, интересы, ценности и т.д. После сегментирования аудитории следует выбрать каналы, с помощью которых с ней можно эффективно взаимодействовать – социальные сети, видео/подкасты, личные встречи и др. Выбор каналов должен основываться на предпочтениях целевой аудитории.

В этой статье рассказали про особенности ведения СМИ-блогов и оформления корпстраниц >>

Создание уникальной истории и имиджа

Чтобы выделиться на фоне конкурентов и создать запоминающийся образ важно разработать собственную уникальную историю (персональный нарратив). Oна должна быть искренней и передавать те ценности, которые важны лично для вас и целевой аудитории. Такая история поможет построить тесную эмоциональную связь с аудиторией. На ее основании формируется имидж персонального бренда, учитывающий ваши профессиональные качества и особенности. Он должен быть понятным, узнаваемым и привлекательным для аудитории.

В качестве примера можно привести того же Стива Джобса, легендарного основателя Apple. Его уникальная история начинается с того, как в молодости он бросил университет и решил пойти нестандартным путем – основал в гараже стартап вместе с другом. Несмотря на трудности, он не сдавался и в итоге создал одну из самых успешных технологических компаний в мире.

На основе такой истории сформировался харизматичный образ Стива Джобса как человека, который идет против течения и меняет мир с помощью инноваций. Его принцип «Stay hungry, stay foolish» вдохновил тысячи стартаперов. Такой имидж яркого новатора, фаната своего дела сильно повлиял на узнаваемость и восприятие бренда Apple по всему миру.

Позиционирование себя как эксперта

Чтобы выделить свой персональный бренд, следует позиционировать себя как эксперта в собственной области. Это можно сделать с помощью создания ценного контента, демонстрирующего глубокие профессиональные знания, опыт и уникальное видение. Также полезно проводить онлайн и оффлайн мероприятия, выступать на публичных площадках и в СМИ, давать комментарии по актуальным темам как эксперт в своей нише. Это поможет укрепить имидж профессионала и лидера мнений в глазах аудитории.

Например, Александр Горяинов – известный российский журналист и телеведущий, специализирующийся на автомобильной тематике. Чтобы позиционировать себя как эксперта в этой области, он:

  • ведет популярный YouTube канал, где делится обзорами, тест-драйвами и советами по выбору авто;

  • пишет колонки для автомобильных изданий;

  • регулярно приглашается экспертом на ТВ, дает комментарии по актуальным автомобильным новостям;

  • проводит оффлайн встречи с подписчиками в автосалонах.

Такой комплексный подход позволяет Александру успешно выстраивать имидж эксперта и лидера мнений в автомобильном сегменте.

Продвижение через СМИ

Как найти нужные СМИ и выйти на контакт

Перед выходом в СМИ важно изучить медиарынок: типы изданий, их охват, целевую аудиторию. Это поможет сориентироваться и подобрать наиболее подходящие площадки для продвижения. Полезно также проанализировать контент и жанры публикаций, чтобы понимать, какой материал больше всего востребован.

На основе анализа нужно сформировать список СМИ с указанием охвата, аудитории и тематик. Важно отобрать не просто популярные, а именно релевантные издания, читатели которых – ваша целевая аудитория.

Далее можно выходить на редакции отобранных СМИ с предложением о сотрудничестве: предоставлении комментариев, интервью, авторских статей, фото- и видеоконтента. Важно правильно составить рассылку, подчеркнув выгоды для конкретного издания.

Также выход на медиа можно наладить через специальные сервисы, такие как Deadline.///Media и другие. Они позволяют разместить свои материалы для журналистов, отслеживать публикации и запросы редакций в одном месте.

Полезно настроить поисковые запросы по своей теме, чтобы оперативно находить упоминания в СМИ и отслеживать инфоповоды для экспертных комментариев.

Почему стоит обратить внимание на медиа

В кризисный период внимание аудитории рассеивается, поэтому важно присутствовать в инфополе и напоминать о себе через СМИ. Это позволит удержать лояльность текущих клиентов и партнеров. Регулярные упоминания в прессе, интервью и комментарии экспертов также создадут эффект доверия и надежности бренда.

Публикации в СМИ хорошо подходят для прогрева холодной аудитории и привлечения новых клиентов. Это работает как ненавязчивое напоминание о бренде потенциальным клиентам. Когда они будут готовы к покупке, ваш бренд уже будет им знаком и вызовет больше доверия, чем новые игроки.

Грамотное сотрудничество со СМИ позволяет создать вокруг бренда нужный медийный образ и выгодные ассоциации. Это формирует имидж надежного партнера с безупречной репутацией. В период неопределенности репутация становится критически важным фактором выбора поставщика услуг или товаров.

Что можно предложить медиа

  1. Комментарии к актуальным событиям.

Медиа всегда интересны комментарии экспертов по актуальным темам – экономическим, политическим или социальным. Это позволит позиционировать вас как авторитетного специалиста в своей сфере. Оценки последних новостей и прогнозы также привлекают внимание читателей.

  1. Инсайдерские истории и кейсы из бизнеса.

Журналистам всегда интересны инсайдерские истории о том, как принимаются важные бизнес-решения, почему крупные сделки срываются или удаются. Репортажи «изнутри» компаний, личный опыт бизнесменов тaкже хорошо принимаются медиа и читателями.

Узнать простой способ попасть в СМИ »

  1. Практические советы и жизненные примеры.

Публика любит практические советы от экспертов: как сэкономить на отпуске, выбрать подарок и т.д. Жизненные кейсы о том, как вам удалось добиться успеха в карьере или бизнесе, тоже представляют интерес для медиа. Такие истории вдохновляют других на свершения.

  1. Уникальные фото, видео и другая мультимедийная фактура.

СМИ также активно интересуется уникальным фото-, видеоконтентом. Это могут быть закадровые съемки с важных мероприятий, необычный ракурс популярных достопримечательностей, авторские фотографии. Такой контент хорошо оживляет публикации и привлекает читателей.

Разработка новых бизнес-моделей

Дополнительные способы монетизации

Чтобы диверсифицировать источники дохода, можно внедрить платные премиум-услуги для клиентов. Например, это могут быть эксклюзивные аналитические отчеты по рынку, персональные консультации ведущих экспертов компании, специальные курсы или тренинги. Другой вариант – предоставление расширенного функционала или доступа к дополнительным возможностям платформ и сервисов компании.

Еще одним способом заработка может стать выпуск фирменных товаров с логотипом и брендом компании – футболок, кружек, брелков, наклеек и т.д. Это позволит не только получать прибыль, но и служит хорошим способом маркетинга и повышения узнаваемости. Кроме того, в зависимости от специфики бизнеса можно разработать дополнительные сопутствующие товары и услуги для клиентов.

Оптимизация текущей модели

Чтобы оптимизировать текущую бизнес-модель, можно поработать над снижением издержек. Например, это может быть сокращение определенных накладных расходов, изменение поставщиков некритичного сырья или материалов. Важно просчитать все риски и не допустить снижения качества продукта при оптимизации затрат.

Существенную экономию может дать пересмотр схем работы с поставщиками и логистическими партнерами. Стоит поискать на рынке более выгодные предложения по ценам и условиям работы, протестировать разные варианты доставки и хранения товаров и выбрать оптимальный. Наличие альтернатив даст возможность занять более выгодную переговорную позицию с текущими поставщиками.

Расширение сфер деятельности

Еще одной стратегией развития может стать запуск новых направлений и нишевых проектов, дополняющих текущий бизнес. Это могут быть сопутствующие товары и услуги, рассчитанные на ту же аудиторию. Например, производитель спортивного питания может открыть собственный фитнес-клуб или школу бега. Также можно осваивать новые, быстрорастущие рыночные ниши.

Еще одним вариантом является объединение в одну экосистему разрозненных ранее сервисов и решений, которые использует целевая аудитория. Это повышает лояльность клиентов за счет удобства использования всего необходимого в одном месте.

Например, ведущая российская IT-компания PartnerSoft на платформе 1С разработала уникальный софт для мебельных фабрик, в котором объединены такие блоки, как CRM (управление работой с клиентами), MES (управление производством), WMS (управление складом), управление внутренней и внешней логистикой, а также блок интеграции с конструкторскими программами.

Партнерства и коллаборации

Еще одним эффективным способом развития бизнеса является налаживание партнерских отношений и коллабораций с другими компаниями. Яркий пример – альянс Samsung и Starbucks, объединивших мобильные технологии и розничную торговлю. В результате пользователи смартфонов Samsung могут оплачивать заказы в кофейнях Starbucks при помощи мобильного платежного сервиса Samsung Pay.

Аналогичный подход можно реализовать, находя партнеров в своей отрасли. Например, IT-компания может предоставлять разработки для интеграции в сервисы партнеров из сфер электронной коммерции, логистики, финансов. За счет объединения усилий можно создать более совершенные и востребованные решения на рынке.

Резюме

В кризисный период компаниям жизненно необходим гибкий и комплексный подход к ведению и развитию бизнеса. Нужно оптимизировать издержки, не теряя в качестве, искать новые источники дохода, налаживать партнерства, осваивать перспективные ниши и уделять большое внимание маркетингу. Только сбалансированная многовекторная стратегия позволит переждать сложные времена и сохранить конкурентные позиции.

При этом важно смотреть не только на текущую ситуацию, но и на перспективу. Как только экономическая ситуация начнет улучшаться, компании, которые гибко отреагировали на вызовы кризиса, получат дополнительные возможности для активного роста и развития бизнеса.