Путешествие из Петербурга в Москву 3.1

СОН РАДИЩЕВА

(такой главы нет, но я хочу выделить это в отдельный разговор)

Про то, что «кипит наш разум возмущённый» Радищев не знал, но он пишет - «Наконец, как то бывает, некоторое мозговое волокно, тронутое сильно восходящими из внутренних сосудов тела парами, задрожало долее других на несколько времени, и вот что я грезил».

Это надо обязательно прочитать самому, потому что эта идеалистическая картина очень забавная. Она показывает, что наш Александр прекрасно знаком с античной литературой и вся эта сцена вдохновлена именно ей. Не Гомер, конечно, но видно, что читал. Он описывает себя императором со всей причитающейся атрибутикой. Золото там, камни драгоценные здесь, венок лавровый, конечно, меч у него не меньше легендарного, скипетр, золотые снопы с колосьями. Он ловко всеми повелевает, принимает закон такой, закон сякой. Тут вы мне земельку завоюйте, а тут моря контролируйте, тут города постройте, а тут нищим раздайте на проживание. Всё красиво, богато, он такой справедливый, хороший и прекрасный, что прям статую ваяй. Читаешь про всё это великолепие, как на ВДНХ в детстве побывал. Только памятника с Гагариным нет и мороженого в вафельном стаканчике.

Но, как всегда есть это «но». На этом празднике жизни есть женщина, которая вообще не радуется всему этому великолепию. И наш император-Радищев спрашивает её, - почему же она не радуется? Ведь всё же здорово. Вон он какой красивый, мудрый и справедливый. А женщина, пряча томик Ленина за спиной, как давай ему объяснять за жизнь, что наш Саша только глазами хлопает. Это всё описывается мистически, что якобы излечила она императора от слепоты, при которой он не видел правды. И что льстивые речи его придворных, если он будет их слушать, опять ввергнут его в слепоту. Тут, видимо, Катькино Разведывательное Управление сильно напряглось. Потому что это всё очень попахивает дискредитацией власти.

Чтобы напомнить историю тут надо сделать небольшое отступление. Идеи отмены рабства были и при Екатерине. Все, кто говорят, что рабства в России не было — говорят ерунду. Представьте себе бесконечную ипотеку, а вы работаете за еду. И прадед ваш работал за еду и ваши правнуки будут работать за еду. Не было еды — умирали семьями, деревнями. За всё время «реформ» крестьянство заплатило больше трёхсот процентов стоимости за ту землю, за счёт которой жило процента два населения богачей. Вам это ничего не напоминает? Проблема заключалась в том, что власть опиралась на класс дворян, помещиков и прочих богатеев, которым было совсем не интересно внезапно отказаться от всех доходов, которые получали с крестьян. Именно поэтому в России случился небольшой казус, который вылился сначала в февральскую буржуазную революцию, а потому уже в нашу — октябрьскую. Каждый правитель оттягивал реформу, а тех правителей, кто хотел того, что не хочет окружение — убивали. И получилось уже и не феодальное, но ещё и не капиталистическое общество. Гремучая смесь. Я опять отвлёкся, так что вернёмся к нашей тётке, которая открыла глаза императору.

Женщина суровая, рубит правду, напирает на то, что надо бы присмотреться к окружающим. И если тебя кто-то критикует, то может надо его послушать, а не в гестапо отправлять? Может он дело говорит? И прям открытым текстом почти — единоличная власть без критики снизу — так себе власть. В Катькином Разведывательном Управлении утёрли шапками пот и продолжили читать, попеременно икая от красоты слога. Женщина говорит императору-Радищеву, - «Если из среды народный возникнет муж, порицающий дела твоя, ведай, что той есть твой друг искренний. Чуждый надежды мзды, чуждый рабского трепета, он твердым гласом возвестит меня тебе. Блюдись и не дерзай его казнити, яко общего возмутителя. Призови его, угости его, яко странника. Ибо всяк, порицающий царя в самовластии его, есть странник земли, где все пред ним трепещет». Как там говорил наш товарищ Иисус, - «Нет пророка в своём отечестве». Это и про Радищева тоже.

Александр прозревает, видит себя. И вот он опять на ВДНХ. Но это ВДНХ не советской эпохи, а девяностых. Кругом барыги, грязь, гниль и гнусь. Памятника Гагарину нет, шмот его уже не дорогой и в золоте, а весь в крови, и вообще он словно пол дня на бойне работал голыми руками. Все его приближённые погрязли в роскоши и пороках. Деньги все идут на увеселения, а государственные награды раздаются не за заслуги, а по благоволению вышестоящих. Амнистию, которую он объявил, превратили в способ заработка, чтобы оправдать негодяев. Деньги на обустройство городов — разворованы. И всё, что было прекрасным в его видении сначала, сделалось довольно омерзительным после его прозрения.

Видно, как человеку плохо без марксизма. Понимает, что всё не то, а выразить не может. Потому что мышление у него всё равно феодально-религиозное. Но не готова была ещё Россия к революции, слишком сильна была феодальная власть. Он пишет: «- Недостойные преступники, злодеи! Вещайте, почто во зло употребили доверенность господа вашего? Предстаньте ныне пред судию вашего. Вострепещите в окаменелости злодеяния вашего. Чем можете оправдать дела ваши? Что скажете во извинение ваше?».

Александр всё это описывает метафорически, но в Катькином Разведывательном Управлении заказали подводу рушников, потому что шапки с потом плохо справляются. Уж очень крамольные мысли высказывает, чувство ранга не блюдёт. Крайне подозрительный тип.

И мы, с просыпающимся Александром прибываем в Подберезье.

За Правду

776 постов1.3K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Посты нашего сообщества будут дублироваться в Телеграмм канале. Можете общаться без боязни пострадать за свободу слова.

https://t.me/chemtonado