Психологу о метафорических картах

Психологу о метафорических картах Психология, Психотерапия, Метафорические карты, Длиннопост

Сначала небольшое предисловие.


Все науки развиваются и движутся вперед, включая психологию. Время от времени появляются новые блистательные методы и техники, быстро завоевывающие умы и рынок. Некоторое время мода держится, порождая признанных специалистов и гуру, затем наступает спад, после которого метод, если это метод, теряет ореол искрометности и новизны, и остается в копилке психологических методов, подверженный модификациям, исследованиям и, конечно же, профанациям. Гуру и признанные специалисты пытаются поддерживать популярность, но цикл уже завершен. Если же это не метод, а громкое название, за которым ничего не стоит, то не остается и этого, разве что время от времени появляются обыватели, которые с большим опозданием причастились к новостям и пытаются объяснять специалистам, что "это тоже психология".


Это обычный, естественный процесс. Неприятность в том, что психологу приходится тратить время и внимание, чтобы понять, что это такое появилось, с таким пафосным названием (кстати, очень интересно, кто все эти красоты придумывает), и стоит ли оно изучения. А поскольку психология подвержена профанации в степени даже большей, чем медицина, такая необходимость возникает утомительно часто.


Теперь к делу. Метафорические карты - именно такое новое явление неизвестного качества. Подозрение вызывает отсутствие сколько-нибудь внятных описаний метода, разнообразие колод, поэтичность описаний, и популярность в основном среди дамской части как психологов, так и клиентов.


Я дал себе труд разобраться, что это такое, и спешу порадовать коллег с тем, чтобы они могли сэкономить свое время на исследование вопроса.


Не стану расписывать, как замысловато подаются метафорические ассоциативные карты (МАК), все мы временами натыкались на многозначительные статьи, не содержащие никакого смысла, но полные туманных иносказаний, мистических образов и хвалебных перечислений случаев, в которых они незаменимы. Лучше сразу перейду к тому, чем они оказались.


Все мы (я обращаюсь в первую очередь к коллегам) изучали в вузах проективные методики, такие как ТАТ, Роршах, Розенцвейг и им подобные. Мы знаем, что помимо стандартной методики, основанной на подсчете определенных проявлений при описании стимула, их можно использовать и для того, чтобы покопаться в том, о чем клиент говорить не хочет или не готов. Понятно, что любая картинка будет ассоциироваться в первую очередь с тем, что клиенту знакомо или с тем, что его беспокоит, занимает его внимание. Поэтому определенная техника анализа ассоциаций, сопряженная с определенным опытом позволяет по орнаменту ассоциаций делать выводы о состоянии клиента, его жизненной ситуации, переживаниях и конфликтах.


Скажем, если мы работаем с семейным конфликтом, то логично в качестве стимула предъявить карту №4 из ТАТ с изображениями мужчины и женщины. Или не обязательно ее. Или необязательно из ТАТ. Необязательно даже, чтобы стимул напрямую ассоциировался с рассматриваемым вопросом, ассоциации постепенно приведут, куда надо, хотя, конечно, определенная связь желательна. Правда, не слишком прямая, чтобы клиент не воспринимал стимул слишком прямолинейно: "Это я, а это она".


Если мы не намерены проводить клиента через тест целиком, то этого вполне достаточно, чтобы начать диалог, обсудить сопредельные темы, проанализировать больные точки. Стартовый стимул имеет непринципиальное значение. Как я уже сказал, достаточно, если стимульный материал будет не напрямую, но и не слишком отдаленно связан с вопросом. Больше от этого материала ничего не требуется. Можно использовать шедевры мировой живописи, карикатуры Бидструпа или кого угодно, иллюстрированные сказки Сутеева, подходящие кадры из фильмов и мультфильмов...


Если вам нравится эта техника, то будет уместно держать под рукой набор подходящих изображений на разные случаи жизни - семейные отношения, рабочие отношения, возрастные кризисы, депрессивные синдромы, и так далее. И да, хорошо, если кто-то уже об этом позаботился, тогда можно было бы не коллекционировать изображения самостоятельно, а взять готовый набор.


Это то, чем могли бы быть метафорические карты. Увы, те колоды, которые мне попадались - это просто дизайнерские наборы открыток. Я, конечно, наверняка не видел всего, что есть на рынке, и вообще не копал чересчур глубоко, может быть и есть колоды, которые действительно годятся в помощь психологу. Впрочем, у меня лично такой необходимости нет, я консультирую обычно скайпом или любым другим инструментом видеочата, поэтому, если возникает необходимость предъявить клиенту картинку, у меня всегда найдется минута сделать поиск по ключевым словам, выбрать подходящую и дать ссылку.


Теперь поругаюсь. Из тех тестов и обсуждений МАК, что попадались мне на глаза, я делаю вывод, что мало кто пользуется этими картами именно как инструментом, и основная их функция - быть коллекционируемыми и предъявляемыми с императивным требованием рассказать, на какие мысли этот элемент коллекции наводит. Это естественная обывательская профанация, неминуемо сопровождающая любой метод, любую технику, особенно новые, и свойственная как собственно обывателям, так и нерадивым психологам, которые поленились добросовестно ознакомиться с техникой, а ограничиваются антуражем.


В технике нет ничего ни необычного, ни нового, ни трудного, ни заслуживающего отдельной работы. Романтический ореол связан во-первых с пафосным названием, а во-вторых собственно с картинками, которые так приятно перебирать и разглядывать.


В общем, инструмент простой, рабочий, не самый полезный и интересный, и тем более уже не универсальный, но инструмент.


Пользуйтесь, и не давайте себя одурачить таинственным ореолом.



Источник

Психология | Psychology

20.1K постов59.4K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

2) Не выкладывайте:

- прямую рекламу;

- спам;

- непроверенную и/или антинаучную информацию;

- информацию без доказательств.