«Про Красную Шапочку». Как снимали фильм
После того, как на экраны вышел фильм Леонида Нечаева «Приключения Буратино», режиссер получил 4 тысячи восторженных писем от зрителей, и спустя 2 года он решил приступить к съемкам нового фильма для детей – «Про Красную Шапочку». Неудивительно, что с поиском актеров проблем не возникло – почти полным составом они перешли из «Приключений Буратино» в новый проект.
Идея о создании этого фильма пришла Нечаеву совершенно неожиданно. Режиссер рассказывал: «Когда мы сдавали «Буратино», а это было под Новый год, Хессин, директор творческого объединения «Экран», вызвав меня в свой кабинет, спросил: «Что на следующий Новый год?» А я возьми да ляпни: «Красная Шапочка». Инна Веткина, автор сценария, меня так за спину ущипнула, что синяк остался. Когда вышли, накинулась на меня: «Ты что, с ума сошел! Какая «Шапочка», там же текста полторы страницы. Что там снимать?» Кстати говоря, тогда я так завелся, что потом каждая моя картина выходила под Новый год. Такая, знаете, своеобразная визитная карточка режиссера».
Яна Поплавская в роли Красной Шапочки в фильме *Про Красную Шапочку*, 1977 Инна неделю дулась на режиссера, но однажды ночью позвонила: «Я придумала! Это будет продолжение старой сказки». И с головой ушла в работу...
Говорят, от переутомления однажды даже пыталась прикурить от водопроводного крана! Зато сочинила совершенно новую сказочную историю: вместо одного Волка стало два, придумала вдову Волка - Волчицу и Волчонка. Затем в сказке появились Звездочет и Охотник, Ребенок и его семья. Для съемок Нечаев собрал великолепный актерский ансамбль: Рина Зеленая, Евгений Евстигнеев, Владимир Басов, Николай Трофимов, Галина Волчек, Ролан Быков.
Первоначальный вариант сценария под названием «Нам не страшен серый волк» существенно отличался от конечного результата. Так, в финале Красная Шапочка должна была спастись сама, ослепив волка солнечными зайчиками. А бабушка главной героини представлялась режиссеру суперсовременной дамой в мини-юбке.
Сложно представить, как на это отреагировала бы Рина Зеленая, которая исполнила эту роль в возрасте 75 лет. А Евгений Евстигнеев в образе Звездочета должен был спешить на помощь Красной Шапочке на трехколесном велосипеде, если бы режиссер утвердил первый вариант сценария.
Роль Красной Шапочке принесла Яне Поплавской всесоюзную популярность Если с основным актерским составом проблем не было никаких, то главную героиню пришлось искать очень долго.
Изначально предполагалось, что Красную Шапочку сыграет Татьяна Проценко – та самая девочка, которая исполнила роль Мальвины в предыдущем фильме Нечаева. Но накануне съемок она попала в больницу – после неудачного падения с велосипеда девочка получила черепно-мозговую травму – и не смогла принять участие в съемках.
В альбоме фотопроб значились имена еще 3-х претенденток: Анжелики Ковалевой из Минска, Кристины Орловой из Киева и Лены Масловой из Москвы. Фотография Яны Поплавской попала в картотеку «Мосфильма» еще когда ей было 4 года, но сниматься она начала с 10-ти лет – до этого ее то не утверждали на роли, то вырезали эпизоды с ее участием. В том же 1977 году Яна получила главную роль в фильме «Про Красную Шапочку», правда, руководство долго не одобряло выбор режиссера и долго не хотело ее утверждать: «Вы что? Какая же это Красная Шапочка? Лягушонок, да и только!»
Однако Нечаев настоял на своем. Он вспоминал: «Яна не играла, она жила, она схватила этот образ. Никаких проблем с текстом, все делала легко, сама иногда придумывала какие- то фразочки и междометия. Очень смешно...
И быстро сошлась со всеми артистами. Критики писали: «Образ Красной Шапочки не соответствует первоисточнику – образу доброго и ласкового ребенка. Как же так, она даже взрослых поучает! Злая, хитрая, дерзкая». А после выхода фильма в Яну влюбились все мальчишки.
В киноредакцию мешками приходили письма. Писали просто: «Москва, ТВ, Яне Поплавской». Сама она была удостоена Государственной премии СССР за лучшую детскую роль, став одной из самых юных обладательниц этой почетной награды.
Рина Зеленая в роли бабушки Красной Шапочки
Ткань для головного убора главной героини тоже очень долго не могли найти – в магазинах не было драпа насыщенного красного цвета. Зато удалось найти итальянское пальто нужного оттенка. Его пришлось распороть и сшить из него 3 головных убора, в которых и появлялась в кадре Красная Шапочка. Одна из этих шапочек осталась после съемок у Яны Поплавской на память.
Ролан Быков в роли Охотника
На съемочной площадке царила очень теплая атмосфера. Яна Поплавская вспоминала, что никто из мэтров советского кино не страдал звездной болезнью, и все к ней очень хорошо относились.
Особенные отношения у нее сложились с Роланом Быковым, и в сцене, где Красная Шапочка попадала под дождь, он так переживал из-за того, что маленькую актрису поливали ледяной водой из озера, что сам вышел к ней навстречу, хоть этого и не предполагалось по сценарию, и в результате оба подхватили воспаление легких.
Позже Быков даже собирался снять Поплавскую в своем фильме «Чучело», но очень расстроился, когда ее увидел: «Боже мо-о-ой! Зачем ты выросла?»
Дмитрий Иосифов в роли Волчонка
Режиссер не мог оставить без роли и своего любимца из предыдущего фильма – Дмитрия Иосифова, который после роли Буратино в новой сказке исполнил роль Волчонка. Впоследствии он оставил актерскую профессию, и в наши дни занимается режиссурой клипов, рекламных роликов и реалити-шоу.
Евгений Евстигнеев в роли Звездочета
А вот Евгений Евстигнеев, посмотрев «Буратино...», позвонил Нечаеву и воскликнул: «Леня! Я готов сыграть у тебя любую мышь!» Так что образ Звездочета был придуман специально для этого гениального актера. Из-за большой занятости актеров наряды для их героев шили без предварительной примерки, и большинство из них увидели свою одежду лишь на съемочной площадке. Все остались довольны костюмами, кроме Ролана Быкова, который возмутился тем, что на сапогах Волка есть шпоры, а у него – Охотника! – нет.
Художник по костюмам Людмила Горохова вспоминала: «А дело было в лесу в Смолевичах, и еще одних шпор здесь мы достать не могли. Пришлось спешно снаряжать машину в Минск. В результате у Охотника в фильме есть шпоры, как и у Худого Волка. Хотя они там, надо сказать, и не видны-то почти».
Владимир Басов в роли Худого Волка
Владимир Басов, блистательно сыгравший в «Приключениях Буратино» Дуремара, не менее убедительно исполнил в сказке «Про Красную Шапочку» роль Худого Волка — настоящего философа, который не просто старается выполнить заказ, поймав Шапочку, но еще и воспитывает при этом навязанного ему товарища — Толстого Волка.
Играл Басов замечательно. Единственная сложность заключалась, по словам режиссера, в его пристрастии к спиртному, от которого артист часто не мог удержаться. Вся съемочная группа старалась уберечь «Волка», но не всегда получалось, и Басов порой произносил свои реплики, будучи «подшофе». Надо сказать, это даже добавляло проникновенности его герою…
Только вот юная Поплавская однажды твердо заявила: «Все, хватит! Я больше с этим пьяницей сниматься не буду!». Да, Шапочка оказалась с норовом… Взрослым пришлось приложить немало усилий, чтобы помирить Басова и Поплавскую. Озвучивал свою роль актер в больнице.
Режиссеру удалось выпросить у докторов помещение, куда привезли звукозаписывающий аппарат. Но монитор, позволяющий актеру видеть свою артикуляцию, в больнице разместить было невозможно. «Я называл ему сцену, проигрывал за всех его партнеров, и в итоге за два дня он озвучил свою роль без единой запинки. И вслепую!» - восхищался режиссер.
Николай Трофимов в роли Толстого Волка
Маленькие артисты в фильме проявляли невиданное мужество. Инна Степанова, сыгравшая роль Капризного Ребенка, в 4 года без дублера скакала на лошади. Рина Зеленая говорила, что никогда не встречала ребенка, который настолько четко выполнял бы указания режиссера и никогда не капризничал.
В детстве Инна Степанова снялась в 3-х фильмах, но в будущем не стала связывать свою судьбу с актерской профессией. Она эмигрировала в Израиль, поселилась в Иерусалиме и сейчас занимает пост советника министра туризма.
Инна Степанова в роли Капризного Ребенка
В фильме звучит много замечательных песен, написанных Юлием Кимом и Алексеем Рыбниковым. Их пели как сами актеры, так и профессиональные певцы. Партию Волчицы пригласили исполнить Жанну Рождественскую, а она приехала на съемки с 8-летней дочерью Олей. И, как оказалось, она тоже прекрасно пела. Когда композитор это услышал, он воскликнул: «Это не человеческий голос, так поют ангелы!»
И знаменитую песенку о «крокодилах-бегемотах» зрители услышали именно в ее исполнении. А так же «Но мы же знаем, что этот остров необитаем...», «Там, на Луне, на голубом валуне...» Оля стала потом профессиональной певицей. А сама Поплавская спела только одну - около колодца. Хотя долгое время считалось, что все песни в фильме исполняла сама Поплавская. А мама Ольги, певица Жанна Рождественская, спела за Галину Волчек (Волчицу).
Всё о кино
23.3K постов60.2K подписчиков
Правила сообщества
1. Запрещено нарушать основные правила Пикабу (нет спаму, оскорблениям, вбросам, рекламе, политике).
2. Запрещены посты не по теме, посты о поиске фильмов и неинформативные посты. В случае несоответствия тематике сообщества или неинформативности пост будет удален в общую ленту.
3. Категорически запрещены спойлеры без специального тега или предупреждения как в постах, так и в комментариях.
4. Ставьте корректные теги при создании поста и указывайте в названии суть. Для постов с видеообзорами обязательно указывать тег "видеообзор". Для постов с видео c Youtube рекомендуется указывать название канала в тегах и небольшое описание, чтобы было понятно о чём это видео.
5. Запрещено целенаправленное разжигание негатива с отсутствием всякой аргументации. Авторы регулярных токсичных и агрессивных комментариев будут блокироваться. Давайте поддерживать дружественную атмосферу и уважать друг друга.
6. Будьте грамотны при составлении поста. В случае множественных ошибок в тексте пост будет удален в общую ленту, а автор, в случае неоднократного несоблюдения правил, заблокирован.
7. В сообществе не приветствуются фэйки, вбросы, теории заговора, конспирология и параноидальные бредни.
8. Запрещены посты о ТВ-шоу и реалити-шоу сомнительного качества в очевидно рекламных целях.