Про HR и что там внутри vol. 2

Предыдущий пост https://pikabu.ru/story/pro_hr_i_chto_tam_vnutri_5416884


И снова здрастье. 3 подписчика - не хрен собачий, так что надо продолжать, что начал. Даже если и волна эйчароненавистничества на Пикабу вроде как прошла:)



В этом посте я попробую описать как выглядит процесс подбора.

Представим себе, что в отделе разработки компании N открылась позиция программиста.


Действующие лица у нас следующие

Руководитель (далее Рукль) - непосредственный начальник отдела или иного подразделения. Именно принимает окончательное решение кого берем.

Технический специалист (далее Спец) - любой сотрудник отдела, который может оценить уровень знаний и навыков кандидата. Часто и сам Рукль это может сделать, но на моем опыте он всегда старался брать еще кого-нибудь для объективности. Спец же чаще всего и придумывает тестовые задания.

Эйчар - все понятно.

Кандидат - все понятно.


Итак процесс пошел - Рукль приходит к Эйчару и говорит, что нужен сотрудник. Эйчар собирает требования и пожелания, составляет текст вакансии и идет на условный хэдхантер размещать.


Примечание: если специальность довольно популярная, то Эйчару может даже и не понадобится активно искать кандидатов. Объявление по какому-нибудь джуниору вполне может генерировать сотню с лишним откликов.


Ну а дальше начинается веселый процесс:


1. Эйчар отсматривает отклики. Из условных 100 только 80-90 будут по делу. Если вы думаете, что только тупая птушница может приглашать электромонтера на должность архитектора баз данных, то я вас расстрою. Кандидаты точно также могут “бомбить” своими резюме все вакансии, в которых увидели знакомые слова.

2. Из оставшихся 80-90 резюме отвалятся еще примерно 20 - банально не проходят по требованиям, ЗП не та. Ну или странности типа 5 разных мест работы за последний год.

3. Оставшимся 60-70 отправляются приглашения, а затем они обзваниваются. В течение короткого разговора выясняются ключевые моменты для Кандидата и Эйчара (примерный уровень зп, срочность поиска, примерные пожелания к новой работе). Таким образом отваливаются еще человек 20.

4. 40-50 человекам назначаться интервью. Думаете они все придут? Хер там плавал. Не прийти на интервью и не предупредить - обычное дело. Стоит добавить, что Эйчар еще должен обзвонить каждого кандидата в день интервью - напомнить и уточнить все ли в силе.

5. В итоге получаем собеседования с примерно 20 человеками. Это, конечно, самая интересная часть. Я не буду тут подробно расписывать сам процесс, на эту тему надо отдельный пост пилить. Если вкратце, то суть собеседования в 2 пунктах:


- Понять чем кандидат занимался на предыдущих местах работы, какова его мотивация (чего хочет/чего не хочет), на какие деньги рассчитывает. Отдельным пунктом идут т.н. индивидуальные особенности вакансии - серая ЗП, возможные переработки и прочее;


- “Продать” кандидату вакансию - т.е. так ее преподнести, чтобы конкретно этому кандидату стало интересно;


6. Если и Кандидату и Эйчару все понятно и есть желание продолжать - то тащим Кандидата на техническое интервью. Если оно в этот же день, то, очевидно, это 100% приход. Если на другой день, то уже есть риск, что человек не придет.

7. Итого на тех интервью идет человек 10-15. Там Спец и Рукль мучают Кандидата вопросами и рассказывают чуть больше про саму работу.


Примечание: по многим вакансиям нет установленной суммы ЗП - она определяется на уровне тех.интервью или после него уже непосредственно Руклем.


8. Из 10-15 человек тех.интервью проходит штук 5-7 (и это очень хороший результат), которым и делается оффер. Дай бог если примут его человека 2-3.

9. Дальше идет скучный процесс согласования даты выхода на работу, проверка какой-нибудь СБ (да-да, это незаконно, но что поделаешь) и сверка документов. На этом этапе Кандидат точно также может отвалиться - банально получит другой оффер, получит отказ по СБ (как сиделец, например), ВНЕЗАПНО вспомнит, что у него нет военника, ну или просто передумает.

10. Оформление - всякие бумажки и инструктажи. Эйчар тут только в роли проводника от одного кабинета до другого.


Итак, зачем я все это расписывал? В одном из комментариев к предыдущему посту был такой посыл - “в большинстве компаний эйчар нахер не нужен”.

Это справедливо только для компаний в 10-20 человек. Если количество сотрудников перевалило за 100-150, то без эйчара (или кадровика, который будет совмещать функции) не обойтись по одной простой причине - кто-то должен делать всю эту работу. По сути работа любого эйчара заключается в выполнении роли фильтра крупной фракции. То есть из большого потока входящих данных отсеить все лишнее, выбрать наиболее подходящее и передать дальше для окончательного ответа “Подходит или нет”. У Рукля банально нет времени и возможности заниматься этим самому, у Спеца - нет времени и желания (ну и как бы как вы себе представляете обсуждение ЗП между Спецом и Кандидтом, особенно если у последнего она будет выше). Передать эту работу какому-нибудь секретарю? Так это будет работа на отъебись.


Конечно, вся эта работа может быть выполнена быстрее и лучше хитронастроенной нейросетью, но пока до такого еще не дошло. Я думаю, что так оно и будет, профессия явно умрет в течение лет 10.



Вывод простой и очевидный - эйчар это фильтр, лишнее звено в процессе, но на данный момент без него никак. Собственно так и относитесь к этим милым девушкам - гарантирую, что будет легче:)


P.S. Конечно, как и в любой профессии тут бывают вахтеры - те, кто начинают играть в вершителя судеб. Мой совет - не спускайте такое. Пишите разговор на диктофон, сохраняйте переписку и в случае чего обращайтесь к руководителю эйчара - чаще всего имя и контакты директора по персоналу есть на сайте компании. Если не поможет и есть время - можно через трудовую инспекцию. Ну и конечно же - соц.сети, зря чтоли в 21 веке живем. Поверьте, любая шумиха вокруг найма будет заставлять эйчаров больше думать головой и как минимум не говорить дичи кандидатам.


Как обычно - вопросы в комменты, на все отвечу.

Офисные будни

5.5K пост16.5K подписчиков

Правила сообщества

-не нарушайте вежливость. За нарушение вежливости -бан, ибо это отталкивает посетителей и авторов.

- не нарушайте правила Pikabu и чтите закон.

- добавляйте посты связанные с тематикой сообщества;
-делитесь опытом организации жизни  в офисе и проживания на работе;
-делитесь управленческим опытом;


Бан за неуместную настойчивость: если вы активно, по несколько раз в неделю, в течение длительного времени размещаете сообщения низкого качества, простецкие и незамысловатые, не ориентированные на интересы аудитории, вы отправляетесь в бан сообщества. Ради качества контента.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
2
Автор поста оценил этот комментарий
Впечатляет. Но вот только эйчер и кадровик как бы одно лицо. Или я ошибаюсь? Иногда их зовут еще отделами по работе с персоналом. И при численности за 150 он действительно необходим, но только совсем не для поиска кандидатов. Как правило им это достается в нагрузку, точно так же это можно поручить и спецам, даже вопреки их желанию. Потратите меньше вреемени и средств. Спец с одного тел. разговора разведет право на лево. На личной встрече уже решит на 90%. А отнести макет объявления может лекотрудница. Но бомбит не этого. Суть волны в том что hr берут на себя многовато. Их дело оформить на работу, заниматься отпусками и больничными листами, а не брать на себя миссию hh. И в приеме на работу они действительно звено абсолютно лишнее.
раскрыть ветку (16)
Автор поста оценил этот комментарий

Тут вообще в каждой компании по-разному. Но я под эйчаром имею в виду именно рекрутеров - тех, кто ищет и собеседует.

Про "берут на себя лишнее" я и написал. Это не всегда так. Об этом кстати стоит написать - рекрутерем порой тоже несладко приходится. Помню был случай, когда нашел классного чувака. Прям личностно к нему симпатией проникся, по навыкам - то, что нужно. Сделали оффер, назначили дату, он уже уволился. А тут - хуяк! - и верховный руководитель решает наложить мораторий на прием новых сотрудников. Типа экономия и все дела. И вот мне пришлось звонить чуваку и говорить - так и так, простите-извините, но не можем вас взять так как совсем закрываем найм. И вот я понимаю, что для чувака то это звучит как дешевая отмазка. Короче отказывать людям - нифига не приятное дело 

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Наверное и войны возникают из-за неопределенности понятий. Согласитесь ,рекрутер как специальность есть наверное только в аустаффинге. В организациях кадровик, рекрутер, делопроизводитель как правило одно лицо. В последнее время он еще одержим идеями Луца и правилами тойоты и называет себя hr. Они не должны принимать решения по кандидатам .Никто из перечеисленных. Но последние очень хотят как правило сильно хотят. Они то и вызывали вал на пикабу. По моему так.
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

HR - это общее понятие, которое очерчивает все бизнес единицы, которые работают с людьми. В наших компаниях самое распространенное разделение - кадровик, который занимается исключительно делопроизводством и документооборотом и рекрутер ака менеджер по персоналу, который занимается подбором и иногда совмещает КДП или обучение.

1
Автор поста оценил этот комментарий
Вот не надо тут! Кадровик как раз и занимается больничными, отпусками и т.д. поиск, собеседование и т.д. - это рекрутер. Могут быть совмещены в одном человеке, но у нас, например, это два разных человека
раскрыть ветку (12)
1
Автор поста оценил этот комментарий
И сколько у вас вакансий открывается в месяц , что этим занимается отдельный человек?
раскрыть ветку (11)
Автор поста оценил этот комментарий

Для примера - я работал в главном офисе компании, в нем было 700-800 сотрудников. Рекрутеров (только тех кто подбором занимался) было 7-8 человек. Отдельно отдел кадров, отдельно отдел обучения.

раскрыть ветку (8)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Любопытно. Предположим мне нужен инженер. Т.е что я должен сделать, что бы начался процесс?
раскрыть ветку (7)
Автор поста оценил этот комментарий

Технически? Создать вакансию в 1Ске)) А так - топаешь к руководителю отдела персонала. Но чаще всего среди рекрутеров есть деление, кто кого ищет и на какие отделы работает. Поэтому наиболее вероятный вариант, что руководитель топает к тому рекрутеру, который работает по его вакансиям и говорит "Юль, нам нужен инженер. Да, опять" =)

раскрыть ветку (6)
Автор поста оценил этот комментарий
В общем долгая и история, у нас просто кадры давали объявления и направляли соискателей к заявителю. Просто хотелось бы понять плюсы схемы с рекрутером.
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Плюсы наличия рекрутера становятся очевидны после второго-третьего "Кого вы блядь мне привели!?" :)

Автор поста оценил этот комментарий
Не, ну это мой первый инженер... Я же Юле должен довести квалификацию, специальность, специализацию и все такое.
раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

Ну тогда это дополняется общением Юли с руководителем, в котором Юля выясняет че да как. Кто нужен, на какие деньги и все такое прочее.

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий
И в процессе Юле объяснить что скажем нср это не совсем то что винкор, а оки не на то ни другое не похоже , а опыт с постерминалами можно вообще не учитывать. Таким образом через пару тройку вакансий Юлю саму можно инженером брать.
Автор поста оценил этот комментарий
Ну так или иначе клиент через меня пройдет, и мое последнее слово будет он работать в моей зоне ответственности. Или у вас по другому?
Автор поста оценил этот комментарий
Этот отдельный человек занимается не только этим, задач у него хватает и без того. Частично обучение, помощь в адаптации, контроль качества работы, да и много чего сверху. Текучка приличная. Вакансий может быть открыто от 5 до 15 (максимум на моей памяти). Делопроизводство лежит на плечах совсем другого сотрудника. Рассудили так что с сотрудниками на всех этапах имеет дело в большей степени один человек, с бумажками другой
раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий
О чем и разговор. Это не совсем рекрутер. Накинули нагрузку.
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку