Про герметичность самолетов

Привет.

Сегодня я буду открывать секрет. Как будто.

Самолеты-то, на самом деле, не герметичны!

Про герметичность самолетов Самолет, Герметичность, Авиация, Вынос мозга, Длиннопост

Начнем с того, что такое герметичность. Как говорит какой-то там словарь,

Герметичность - способность оболочки (корпуса), отдельных её элементов и соединений препятствовать газовому или жидкостному обмену между средами, разделёнными этой оболочкой.

Самолет же герметичным не является, потому как имеет два довольно таки больших отверстия, для обмена газами с атмосферой. Зачем это сделано?


Давайте представим себе красный воздушный шарик.

Он наполнен воздухом. Воздух давит на его стенки изнутри.

Мы начнем поднимать этот шарик над уровнем моря. Тысяча метров, вторая, третья - на определенной высоте шарик лопнет. Потому что давление внутри его станет много больше чем снаружи.


Думаю понятно, что самолет будет работать примерно так же, как этот  шарик - если он будет полностью герметичным, в определенный момент его разорвет в куски, и все заявления в духе "да эти самолеты просто поднимаются и закрывают все свои вот эти вот клапана чтобы было чем дышать" полнейший бред?

Что же с этим делать?

Как я уже однажды рассказывал, внутрь самолета подается воздух от двигателей. Проходит определенную обработку и вдувается в салон через систему воздуховодов, которая выглядит примерно так:

Про герметичность самолетов Самолет, Герметичность, Авиация, Вынос мозга, Длиннопост

Однако, если мы будем постоянно только вдувать, шарик лопнет еще раньше.

"А давайте сделаем дырку!" - подумали авиаконструкторы и таки сделали ее.

Теперь можно не только вдувать, но и выдувать!

Вдувание и выдувание дает нам преимущество - регулируя ток воздуха через фюзеляж, мы сможем на любой высоте поддерживать такое давление чтобы  было возможно дышать, и чтобы самолет не разорвало к чертовой матери!

Только как его отрегулировать?

Путей здесь несколько.

Конечно же, можно регулировать поток с помощью изменения режима работы двигателей. Но не проканает же! Режим работы двигателей меняется, а вместе с ним и давление в пневмосистеме плавает, хоть и не сильно. А иногда надо вообще отключить отбор. Можно случайно придушить человеков. Такой вой потом в интеренете будет...

Поэтому пошли другим путем.

На "выхлопном отверстии" установлен специальный клапан, называемый Outflow Valve. Выглядит вот так:

Про герметичность самолетов Самолет, Герметичность, Авиация, Вынос мозга, Длиннопост

Представляет он собой створку, которая приводится в движение с помощью электромоторов. Эти электромоторы могут управляться по разному - либо САРД - Система Автоматического Регулирования Давления, либо вручную(Адская аналоговая  машина на классическом 737 имеет еще третий режим работы, типа полуавтомат. Пилот задает направление - спуск или подъем и скорость изменения давления). На картинке ниже представлена панель управления САРД

Про герметичность самолетов Самолет, Герметичность, Авиация, Вынос мозга, Длиннопост

Слева расположены приборы, сверху показывающие "высоту в кабине" и перепад давления между кабиной и окружающей средой - тот самый параметр, выдерживание которого позволит и людей поддерживать в живом состоянии, и не разорвать фюзеляж. Маленький циферблат показывает скорость изменения давления в кабине. Кнопочка в середине нужна для отключения сирены , которая орет при внеплановой утечке воздуха.

"А вдруг Outflow Valve заклинит в закрытом положении и тогда все-таки порвет!?"- подумали инженеры.

И решили поставить пару предохранительных клапанов сброса давления ("pressure relief valve"), которые срабатывают при превышении давления и стравливают его наружу:

Про герметичность самолетов Самолет, Герметичность, Авиация, Вынос мозга, Длиннопост

Напоследок снесем себе мозг, посмотрев как же это все работает. Вот так:

Про герметичность самолетов Самолет, Герметичность, Авиация, Вынос мозга, Длиннопост

Что мы видим на этом графике? Перепад давления между кабиной и окружающей средой создается сразу  после запуска двигателей. В то время когда самолет еще рулит по земле - условный ноль, внутри кабины высота будет примерно -200-500 футов. Вместе c ростом высоты полета высота в кабине будет расти с учетом поддержания перепада давления, однако не выходя за установленные параметры.

После посадки давление в течение установленного времени выравнивается с забортным.

На этом у меня на сегодня все, надеюсь было полезно и понятно.

Хоть что-нибудь.

Авиация и Техника

9.4K постов17.5K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Правила Пикабу

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
1
Автор поста оценил этот комментарий

Эммм, вот с шариком не понял, зачем нужна была эта аналогия:

Если самолёт был бы герметичен, то внутреннее давление, которые выше наружного, его разорвало бы. Но самолёт не герметичен, давление внутри тоже выше. Так какая разница, герметичен он или нет, если давление то все равно такое же высокое.

С герметичностью, больше другие проблемы - собственно сложно это сделать.

раскрыть ветку (10)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Не все способны сразу понять такое, а воздушный шарик(которые на самом деле гелиевый) на высоте лопается. Просто пример из повседневности.

раскрыть ветку (9)
Автор поста оценил этот комментарий

Ещё раз - самолёт не лопнет, если заткнуть все щели паклей, при условии что разница в давлении будет не больше проектируемой. Просто сложно делать герметичные самолёты?

раскрыть ветку (8)
Автор поста оценил этот комментарий

Лопнет.

раскрыть ветку (7)
Автор поста оценил этот комментарий

Почему лопнет, если разница давлений в обоих случаях одна и та же?

раскрыть ветку (5)
Автор поста оценил этот комментарий
смысл в том что по проекту самолёт, безопасно выдерживающий разницу давления 0.7 атм очень много раз, весит неприемлемо много, а необходимости в этом нет.
раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий

Я не говорю про то что надо в герметичном самолёте поддерживать атмосферное давление.

Но ведь в негерметичном самолёте тоже есть разница в давлении внутри и снаружи. Он не лопается. Если взять тот же самолёт и сделать его герметичным, и обеспечить так же разница в давлениях, почему он должен лопнуть?

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий
я про другое...

да лопнет на 100й или 1000й раз, "усталость" конструкции.

потому что самолёты не делают такими прочными как МКС + дофига других быстро меняющихся нагрузок + экономят на прочности, выкраивают каждый грамм веса фюзеляжа.

а для того чтобы кроилово не вело так быстро к попадалову, сократили разницу давления.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Ну не думаю что мкс более прочная - есть огромная разница: статичные и динамичные нагрузки. У самолёта они очень уж динамичные.

А по поводу герметичности, думаю проблема все же в другом, а не "лопнет как ширик"

Автор поста оценил этот комментарий

Почему неприемлемо, бизнес джеты многие держат 1 атм. Просто так дешевле.

Автор поста оценил этот комментарий

Новый не лопнет же)

но риск куда выше

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку