Приём смещения, как способ создания жанра по Ю.Н. Тынянову

Данная статья относится к Категории 🔮 Появление нового жанра

Приём смещения, как способ создания жанра по Ю.Н. Тынянову Искусство, Творчество, Искусствоведение, Жанры, Эволюция, Технологии, Литература, Видео, YouTube, Длиннопост

«Недвусмысленные отзывы Пушкинао своих мнимых предках (Державин— «чудак, который не знал русской грамоты», Ломоносов — «имел вредное влияние на словесность») ускользали.


Ускользало то, что Державин наследовал Ломоносову, только сместив его оду; что Пушкин наследовал большой форме XVIII века, сделав большой формой мелочь карамзинистов; что все они и могли-то наследовать своим предшественникам только потому, что смещали их стиль, смещали их жанры.


Ускользало то, что каждое новое явление сменяло старое и что каждое такое явление смены необычайно сложно по составу; что говорить о преемственности приходится только при явлениях школы, эпигонства, но не при явлениях литературной эволюции, принцип которой — борьба и смена. От них ускользали, далее, целиком такие явления, которые обладают исключительной динамичностью, значение которых в эволюции литературы громадно, но которые ведутся не на обычном, не на привычном литературном материале и потому не оставляют по себе достаточно внушительных статических «следов», конструкция которых выделяется настолько среди явлений предшествующей литературы, что в «учебник» не умещается. (Такова, например, заумь, такова огромная область эпистолярной литературы XIX века; все эти явления были на необычном материале; они имеют огромное значение в литературной эволюции, но выпадают из статического определения литературного факта.) И здесь обнаруживается неправильность статического подхода.

Нельзя судить пулю по цвету, вкусу, запаху. Она судима с точки зрения её динамики. Неосторожно говорить по поводу какого-либо литературного произведения о его эстетических качествах вообще. (Кстати, «эстетические достоинства вообще», «красота вообще» всё чаще повторяются с самых неожиданных сторон.)

Приём смещения, как способ создания жанра по Ю.Н. Тынянову Искусство, Творчество, Искусствоведение, Жанры, Эволюция, Технологии, Литература, Видео, YouTube, Длиннопост

Обособляя литературное произведение, исследователь вовсе не ставит его вне исторических проекций, он только подходит к нему с дурным, несовершенным историческим аппаратом современника чужой эпохи.


Литературная эпоха, литературная современность вовсе не есть неподвижная система, в противоположность подвижному, эволюционирующему историческому ряду. В современности идёт та же историческая борьба разных пластов и образований, что и в разновременном историческом ряду. Мы, как и всякие современники, проводим знак равенства между «новым» и «хорошим».


И бывают эпохи, когда все поэты «хорошо» пишут, тогда гениальным будет «плохой» поэт. «Невозможная», неприемлемая форма Некрасова, его «дурные» стихи были хороши потому, что сдвигали автоматизованный стих, были новы. Вне этого эволюционного момента произведение выпадает из литературы, а приёмы хотя и могут изучаться, но мы рискуем изучать их вне их функций, ибо вся суть новой конструкции может быть в новом использовании старых приёмов, в их новом конструктивном значении, а оно-то и выпадает из поля зрения при «статическом» рассмотрении.


(Это не значит, что произведения не могут «жить в веках». Автоматизованные вещи могут быть использованы. Каждая эпоха выдвигает те или иные прошлые явления, ей родственные, и забывает другие. Но это, конечно, вторичные явления, новая работа на готовом материале.


Пушкинисторический отличается от Пушкина символистов, но Пушкин символистов несравним с эволюционным значением Пушкина в русской литературе; эпоха всегда подбирает нужные ей материалы, но использование этих материалов характеризует только её самое.)


Обособляя литературное произведение или автора, мы не пробьёмся и к авторской индивидуальности. Авторская индивидуальность не есть статическая система, литературная личность динамична, как литературная эпоха, с которой и в которой она движется. Она — не нечто подобное замкнутому пространству, в котором налицо то-то, она скорее ломаная линия, которую изламывает и направляет литературная эпоха».


Тынянов Ю.Н., Литературный факт / Литературная эволюция: избранные труды, М., «Аграф», 2002 г., с. 172-173.


Источник — портал VIKENT.RU


Дополнительные материалы

Литературный жанр как развивающаяся система по Ю.Н. Тынянову


+ см. термин Контексты в 🔖 Словаре проекта VIKENT.RU


+ Плейлист из 6-ти видео: МЕТОДЫ / ТЕХНОЛОГИИ ТВОРЧЕСТВА & РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ

+ Ваши дополнительные возможности:Воскресным вечером 02 октября 2022 в 19:59 (мск) на ютуб-канале VIKENT.RU пройдёт онлайн-лекция № 291:


Развивающие Личность новые темы по И.Л. Викентьеву, Часть I


Также, идёт приём Ваших новых вопросов по более чем 400-м направлениям творческой деятельности – на онлайн-консультацию 16 октября 2022 года в 19:59 мск (воскресенье). Это принципиально бесплатный формат.


Задать вопросы Вы свободно можете здесь: https://vikent.ru/w0/


Изображения в статье

Юрий Николаевич Тынянов — русский литературовед. С 1918 года участник ОПОЯЗа, где занимается новыми подходами в литературоведении – «формальным методом». Ввёл понятие о литературной функции / Литературный факт & Изображение Peter H с сайта Pixabay

Изображение Pexels с сайта Pixabay

Читатели VIKENT.RU

1.2K постов150 подписчиков

Добавить пост