Приём подражания по Платону

Данная статья относится к Категории: Подражание известным решениям

Приём подражания по Платону История, Искусство, Творчество, Любители, Дилетант, Подражание, Копипаста, Плагиат, Видео, YouTube, Длиннопост

Платон неоднократно писал о таком методе / приёме творчества, как подражание:


а) в диалоге «Федра» говорится о поэзии как о сфере подражания;


б) в «Государстве» называются подражатели «по части рисунков и красок», подражатели в «мусическом искусстве: поэты и их исполнители, рапсоды, актёры, хоревты, подрядчики, мастера различной утвари, изделий всякого рода и женских уборов». В другом месте этого же произведения Платон пишет: «Лучше всего, когда подражают надёжным и разумным действиям, но гораздо хуже и слабее бывает подражание человеку с расшатанным здоровьем или нестойкому из-за влюбчивости, пьянства либо каких-нибудь иных невзгод. Когда же повествователь столкнётся с кем-нибудь, кто его недостоин, ему не захочется всерьёз уподобляться худшему, чем он сам».


Кроме этого в 10-й книге «Государства» Платон приводит мнение, что существуют:


1. вечные идеи;

2. их воплощения-1;

3. воспроизведения-2 этих воплощений-1.


Так, например, существует три вида скамьи (как и всякой вещи); истинным творцом её идеи является Бог; подражая этой идее, ремесленник изготавливает скамью, а живописец, который рисует скамью, является уже подражателем вторым по порядку, поскольку подражает «подражанию», изображает уже не сущность вещи, а её видимый образ.


Поэтому по отношению к скамье живописец, по мнению Платона, заслуживает имя не «мастера и творца», а подражателя творениям мастеров. Значит, подражательное искусство далеко от действительности.


Например, художник нарисует нам сапожника, плотника и других мастеров, но сам-то он ничего не понимает в этих ремеслах. Однако если он хороший художник, то, нарисовав плотника и издали показав это детям или людям не очень умным, он может ввести их в заблуждение, и они примут это за настоящего плотника». Поэтому подражание низводит искусство на уровень фокусничества, и как всякий обман оно морально неполноценно и вредно.


На этом основании Платон предъявлял к искусству строгие требования и даже отвергал некоторые виды и жанры искусства, считая их вредными, развращающими юношество и обманывающими людей видимостью, иллюзией. «Живопись - и вообще подражательное искусство - творит произведения, далёкие от действительности, и имеет дело с началом нашей души, далеким от разумности. [...]


Стало быть, подражательное искусство, будучи и само по себе низменным, от совокупления с низменным и порождает низменное».


Источник — портал VIKENT.RU


Дополнительные материалы

+ Плейлист из 10-ти видео:

БИОГРАФИИ / СТРАТЕГИИ ТВОРЧЕСКИХ ЛИЧНОСТЕЙ

+ Ваши дополнительные возможности:

Идёт приём Ваших новых вопросов по более чем 400-м направлениям творческой деятельности – на онлайн-консультацию третье воскресенье каждого месяца в 19:59 (мск). Это принципиально бесплатный формат.


Задать вопросы Вы свободно можете здесь: https://vikent.ru/w0/


Изображения в статье

Платон — древнегреческий учёный, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Создатель первой в европейской культуре целостной философской концепции. Настоящее имя — Аристокл. Платон это прозвище, означающее «широкий, широкоплечий» / CC BY-SA 4.0 & Изображение Mondschwinge с сайта Pixabay

Лига искусствоведов

430 постов2K подписчиков

Добавить пост