Представили, но не наградили
Непростая судьба заполярного аса
Фото из коллекции Валентина Юрьева. Самые результативные летчики 1-й эскадрильи 255-го ИАП (слева направо): Михаил Харламов, Сергей Попов, Владимир Бурматов и Петр Рассадкин. Аэродром Ваенга-Первая, июнь 1943 года.
В прошлом году мы рассказали о летчиках-истребителях асах - Петре Рассадкине и Владимире Бурматове, воевавших в 1-й эскадрилье 255-го ИАП авиации Северного флота. А командовал ею почти год капитан Михаил Харламов. Именно с него брали пример эти два незаурядных североморских летчика. Его тоже представляли к званию Героя Советского Союза. Но не наградили.
Как в кино
Сведений о его семье и юношеских годах нет. Известно только, что Михаил Иванович Харламов родился в 1918 году в Украине, в деревне Ирмино Серговского района Ворошиловградской области (ныне Стахановский район Луганской Народной Республики). В 19 лет окончил Батайскую летную школу гражданского воздушного флота (ГВФ), которая изначально готовила пилотов для работы в сельском хозяйстве.
В апреле 1941 года Харламова призвали в Красную армию, естественно, в качестве летчика. В 255-й ИАП он попал в декабре 1941 года в городе Сейма, куда полк вывели на доукомплектование и переход на отечественные истребители ЛаГГ-3. Когда в мае 1942-го авиаполк приступил к защите подступов к Ленинграду, младший лейтенант Харламов, несмотря на отсутствие боевого опыта, был уже командиром звена. За два месяца здесь авиаполк совершил 376 боевых вылетов, правда, без встреч с противником в воздухе. В конце июня полк перебазировали на Крайний Север.
Первая группа в составе семи ЛаГГ-3 села на североморском аэродроме Ваенга-Первая в первом часу ночи 6 июля 1941 года, а уже на следующий день летчики 255-го ИАП совершили первый боевой вылет. И сразу же - бой, в котором старший лейтенант Игорь Воинов открыл счет их побед в небе Заполярья. Два летних месяца авиаполк вполне успешно воевал, но в последующие месяцы понес тяжелые безвозвратные потери. Когда 30 октября 1942 года был сбит и погиб опытный летчик - командир 1-й эскадрильи капитан Сергей Егорович Юзов, комэском назначили старшего лейтенанта Михаила Харламова, который в последний день уходящего года сбил первый самолет врага.
К лету 1943 года эскадрилья под командованием Харламова стала самой известной в авиации Северного флота. Причина - и боевые заслуги, и творческие. Почти как в фильме «В бой идут одни старики».
Читаем в формуляре 255-го ИАП: «Не было в истории полка более дружного и крепкого коллектива, чем боевая семья летчиков 1-й эскадрильи. Молодые летчики-истребители (переведенные в ноябре 1942-го из 20-го ИАП. - Прим. авт.) были душой подразделения. В свободное от полетов время они активно участвовали в полковой художественной самодеятельности, составляли ее основное ядро. Художественной самодеятельностью руководил капитан Адеянов (адъютант командира эскадрильи. - Прим. авт.) и старший лейтенант Игнатенко (летчик. - Прим. авт.), которые личным участием в ней снискали себе авторитет и уважение всего полка, а на смотре самодеятельности соединений участники художественного коллектива 255 ИАП были премированы баяном - они заняли первое место в дивизии».
Самые результативные
А в небе в воздушных схватках летчики 1-й эскадрильи в то время были самыми результативными в ВВС СФ. Пересев к началу июня на ленд-лизовские «аэрокобры», они во главе с командиром полка майором Павлом Паниным только за один первый день боев на новых машинах, 3 июня, заявили о шести сбитых. Причем в этот день старший лейтенант Харламов отличился дважды. А к концу месяца на общем счету подразделения было 16 сбитых, потеря - одна: на истребителе Як-1 был сбит и погиб младший лейтенант Аркадий Копылов.
После столь громких воздушных побед в течение июня в буквальном смысле этого слова на командира 1-й эскадрильи Михаила Харламова посыпались награды. В начале июля его одномоментно наградили сразу тремя боевыми орденами: двумя Красного Знамени и Александра Невского.
В одном из наградных листов читаем: «Командует эскадрильей с 1 ноября 1941 года. Авиаэскадрилья является хорошей сколоченной единицей. Свои знания и боевой опыт передает подчиненным, учит их правильному и четкому выполнению боевых заданий и добивается успехов в воспитании смелых и отважных летчиков-истребителей. Дисциплинирован на земле и в воздухе, требователен к себе и подчиненным. В бой своих летчиков ведет умело и решительно, в воздушных боях показал себя бесстрашным и находчивым командиром. Летное дело любит, летает грамотно и уверенно».
В последующие дни над немецкими морскими конвоями снабжения развернулись ожесточенные бои, наша минно-торпедная и штурмовая авиация понесла значительные потери, и на некоторое время активность там североморцев заметно снизилась. Были утраты и в 255-м ИАП: 26 августа в тяжелом воздушном бою при сопровождении торпедоносцев погиб командир полка майор Павел Панин, ему посмертно присвоили звание Героя Советского Союза.\
Последний бой
10 октября 1943 года новый командир полка майор Николай Чертов представил на это звание и капитана Михаила Харламова. А через три дня, 13 октября, тот не вернулся с боевого задания.
Из воспоминаний Петра Рассадкина: «...Наш командир эскадрильи Михаил Иванович Харламов был хороший летчик, с большим налетом, требовательный, летал с нами всегда. Заметно старше нас. Погиб он нескладно. У него в оккупации пропала жена. Получил он письмо, что нашлась жена. И ему дали отпуск. Был напряженный период, лето, но ему дали отпуск, выписали отпускной билет. Он говорит: «Еще один раз слетаю и поеду со спокойной душой домой». Мы ему советовали не лететь. Он говорит: «Нет, я еще слетаю». Настоял. Хотя мы ему предлагали, давай, я слетаю вместо тебя. Все-таки он пошел и не вернулся. Был подбит в районе Кебергнеста. Якобы сел на воду и перебрался на шлюпку. На «кобрах» уже была шлюпка оранжевого цвета. Якобы он был на плаву. Надо было его прикрыть. Дали задание мне и другому летчику найти его и прикрыть в случае чего. Погода была хорошая, солнечная. Мы походили там. Большого волнения не было, в принципе, мы никого не обнаружили. Мы все очень сожалели. Если бы он не полетел, а полетел другой, может быть, и никто бы не погиб. И он поехал бы в отпуск...»
Это был его 156-й боевой вылет. При сопровождении высотных торпедоносцев на обратном маршруте в воздушном бою самолет капитана Харламова был подбит. Видно было, как управляемый истребитель совершил вынужденную посадку на воду, но летчик по какой-то причине не смог покинуть самолет и утонул вместе с ним.
27 ноября наградной лист уже с пометкой «посмертно» подписал и командующий СФ вице-адмирал Арсений Головко, но звания Героя Советского Союза капитан Харламов так и не был удостоен. Почему? Можем только предполагать. Вероятнее всего, причиной было то, что на личном счету командира 1-й эскадрильи 255-го ИАП все же не было лично сбитых десяти самолетов противника, как указывалось в представлении его на высокое звание и за которые тогда давали Героя. На день гибели у него числилось девять и еще один сбитый ФВ-189 в паре с ведомым Владимиром Бурматовым.
За текст и фото благодарим Валентина Юрьева ("Мурманский вестник")