Поверженные защитники верфи Куре

В марте-июне 1945 года американцы устроили массированные бомбардировки города Куре, в котором располагались судостроительные верфи, породившие немало славных японских кораблей, в том числе и линкор "Ямато".

Съёмка бухты Куре с самолёта в мае 1946 года.


В самом начале можно увидеть в доках авианосец "Кацураги". 8 октября 1944 года ещё не достроенный корабль включили в состав флота. С середины марта периодически отхватывал от американской авиации, впрочем, как и все корабли, которые там находились. 24 июля 500-фунтовая (227 кг) бомба снесла с него зенитное орудие вместе со всем рассчётом в 13 человек. И опять-таки свой главный бой корабль принял 28 июля 1945 года. Принял две 1000-фунтовые (454 кг) бомбы, которые разорвались на ангарной палубе, отчего лётная палуба выгнулась горбом. Ещё 13 человек были убиты. Зато сбил один самолёт. При этом корабль остался на плаву и на ходу. С него демонтировали вооружение и направили в Китай вывозить военнопленных.


В доке сразу за "Кацугари" стоит лёгкий авианосец "Рюхо", судя по его состоянию, уже в процессе разборки на металлолом. Изначально был плавбазой подводных лодок "Тайгей" (с 1935 года), но строился он с прицелом на модернизацию в авианосец. Собственно, с 18 декабря 1941 по 28 ноября 1942 года его и переделали. Модернизацию усложнили авиабомбы, которые обронил на авианосец пролетавший мимо B-25 Mitchell.

Но не прошло и месяца после того, как корабль выпустили из доков, как он был торпедирован американской подводной лодкой. Затем до 1945 года худо-бедно существовал, ничем в архивах не отметился. 19 марта разбомблен американской палубной авиацией и через месяц списан. В 1946 году пущен на слом.


На 0:38 авианосец "Амаги" (тип "Унрю"). Изготовлен "Мицубиси" в Нагасаки, вступил в строй 10 августа 1944 года и вскоре был направлен в Куре. 19 апреля получил бомбой от американского палубного бомбардировщика. Повреждения были незначительны, но почему-то спустя месяц его вывели в резерв. 24 июля в ходе массового авианалёта палубной авиации американцев по авианосцу отработало 50 самолётов. От попаданий бомб, РС-ов и близких разрывов не попавших по цели снарядов корабль получил тяжёлые повреждения, но его удалось залатать и удержать на плаву. Ну а во время воздушного рейда 28 июля, в котором участвовали также тяжёлые бомбардировщики наземного базирования, по авианосцу отработали 60 палубников и 11 "либераторов". Результат - попадание бомбы в среднюю часть корабля и многочисленные близкие разрывы заставили то, что осталось от судна, лечь на грунт. В 1947 году корабль продали на металлолом (именно "продали", а кому, Википедия умалчивает).


На 0:50 - лёгкий крейсер "Оёдо". Построен в Куре в 1943 году. Должен был стать родоначальником нового типа крейсеров "Нийёдо", но роды не состоялись, так что остался он единственным представителем этой линейки. Когда стало понятно, что флагманом он не будет, решено было переделать его в штабной корабль. С 1 марта 1945 года он вернулся в Куре, и во время массированного авианалёта 18 марта получил попадание трёх 500-фунтовых бомб, отчего загорелся, плюс близкие разрывы бомб продрали обшивку, и крейсер начал принимать воду. Его потушили о отправили в док, где кое-как вернули корабль в ходовое состояние, но произвести капитальный ремонт было невозможно. 24 июля 50 американских палубных пикирующих бомбардировщиков обрушились на "Оёдо". Снова пожар, который тушили аж два дня. Ну и добили его ещё 40 "Хеллдайверов" 28 июля. Подняли его только в 1947 году и до 1 августа 1948-го распилили на металл.


На 1:02 ветеран японского флота броненосный крейсер "Идзумо". Эксплуатировался аж с 1900 года! Участник боя в Корейском проливе, Цусимского сражения; в статусе флагмана 2-й эскадры специального назначения водил конвои по Средиземному морю в годы Первой мировой войны, с 1932 по 1942 году сражался в Китае. С 1 июля 1942 года стал учебным кораблём. В Куре, как и многие, выполнял функцию ПВО. И снова эта дата - 28 июля. От взрывов бомб вблизи борта перевернулся и затонул. По крайней мере, наполовину. В 1947 году был поднят и утилизирован.


На 1:08 - тяжёлый крейсер "Аоба". Эксплуатировался с 1927 года. Корабль с богатой боевой историей: принимал участие в битве за атолл Уэйк, в сражении в Коралловом море, затем - у Соломоновых островов, ходил в рейды в Индийский океан. Но всё могло закончиться для него ещё в 1937 году, как и для всех крейсеров этого типа - их не планировалось эксплуатировать дольше "гарантийного срока" - 20 лет. Однако, верфи были загружены, и проще было модернизировать эти корабли, нежели отправить на слом.

12 декабря 1944 года прибыл в Куре, 28 февраля 1945-го переклассифицирован в резервный корабль, так как возможности полностью его отремонтировать уже не было. Однако, 20 июня его вернули в первую линию как специальный сторожевой корабль - по сути, плавучая батарея ПВО. 24 июля американские бомбы посадили его на грунт. 28 июля - уже знакомая история. 20 палубных пикирующих бомбардировщиков добились трёх-четырёх попаданий 500-фунтовыми бомбами. Ещё как минимум три такие же бомбы, сброшенные "либераторами", оторвали кораблю корму. Только после этого экипаж покинул его. Но "Аобу" не спешили списывать. 15 августа он снова стал резервным кораблём, исключён из состава флота 20 ноября. в 1946-47 годах его подняли и пустили на металлолом.


И самый последний - это ещё один древний корабль, броненосный крейсер "Осама". Принят в эксплуатацию на год раньше, чем "Идзумо". Тоже участвовал и в Цусимском сражении, и в Первой мировой. С 1921 года, учебный корабль. На видео он выглядит вполне неплохо по сравнению с собратьями. Про то, что выпало на его долю в 1945 году, информации нет, но, как и его собратья, пошёл на слом.

Авиация и Техника

9.5K постов17.6K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Правила Пикабу