Помнить все. Часть 2
Я пытаюсь рассказать о нем для того, чтобы его не забыть.
Антуан де Сент-Экзюпери
В прошлый раз мы обсудили понятие памяти и её основные виды. Пришло время узнать , из чего состоит и как устроена наша память.
Память сопровождается следующими процессами:
1. Запоминание
Изначальной формой запоминания является непреднамеренное или непроизвольное восприятие, т.е. запоминание без заранее поставленной цели, использования каких-либо приемов.
Лучше всего запоминается то, что имеет жизненно важное значение для человека: все, что связано с его интересами и потребностями, с целями и задачами его деятельности.
Запоминается и осознается прежде всего то, что составляет цель нашего действия. Такая деятельность, направленная на запоминание и воспроизведение удержанного материала, называется мнемической деятельностью. В мнемической деятельности перед человеком ставится задача избирательно запомнить предлагаемый ему материал.
Существует целое направление в тренировки памяти – Мнемоника – совокупность способов и методов быстрого и эффективного запоминания информации.
2. Сохранение
То, что человек запомнил, мозг хранит более или менее длительное время. Сохранение как процесс памяти имеет свои закономерности. Установлено, что сохранение может быть динамичным и статичным. Динамическое сохранение мало изменяет материал, в то время как статическое обязательно подвергается переработке.
Из этого следует, что наши воспоминания с течением времени и под воздействием последующего жизненного опыта способны изменяться. Уже далее в ходе так называемой реконструкции которая может происходить в следующих формах : исчезновение некоторых деталей или появление новых. Обобщение всего момента.
3. Узнавание и воспроизведение
В отличии от узнавания, воспроизведение но¬сит избирательный и опосредованный характер, определяется потребностями, направлением деятельности, актуальными переживаниями.
Узнавание какого-либо объекта носит в момент его восприятия, из чего можно сделать вывод, что не считай расстройств памяти и забывания, мы всегда узнаем предмет который мы когда-либо восприняли. Будь это образ или словесное описание.
4. Забывание
Выражается в неспособности вспомнить или в ошибочном узнавании и воспроизведении.
Наибольшая потеря материала происходит сразу после его восприятия.
Забытое сразу же после восприятия может восстановится через некоторое время. Это явление носит название реминисценция(смутное воспоминание). Сущность реминисценции заключается в том, что последующее воспроизведение пополняется фактами и понятиями, которые отсутствуют при первом воспроизведении.
Если человеку не интересен или не понятен материал, забывание протекает гораздо быстрее. Так же забывание на прямую зависит от объема и степени трудности заданного материала.
Расстройство памяти
Психологическое состояние мозга очень часто сопровождается нарушениями памяти, самыми распространенными из которых является – амнезия.
Амнезия – это частичная или полная неспособность воспроизводить информацию, полученную в прошлом.
Самой распространенной является ретроградная (нарушение памяти о событиях, предшествовавших приступу заболевания либо травмирующему события) и антероградная(нарушение памяти о событиях после начала заболевания) амнезия.
Так же существуют расстройства памяти, связанные с иными заболеваниями, например, болезнь Альцгеймера, и иные формы деменции, умственная отсталость.
Законы памяти
Самыми распространённые законы и закономерности памяти были выведены немецким ученым Г. Эббингаузом и Т. Рибо.
Законы Эбингауза:
1. Сравнительно простые события в жизни, которые производят особенно сильное впечатление на человека, могут запоминаться сразу прочно и надолго, и по истечении многих лет с момента первой и единственной встречи с ними могут выступать в сознании с отчетливостью и ясностью.
2. Более сложные и менее интересные события человек мо¬жет переживать десятки раз, но они в памяти надолго не запечатлеваются.
3. При пристальном внимании к событию достаточно бывает его однократного переживания, чтобы в дальнейшем точно и в нужном порядке воспроизвести по памяти его основные моменты.
4. Человек может объективно правильно воспроизводить со¬бытия, но не осознавать этого и, наоборот, ошибаться, но быть уверенным, что воспроизводит их правильно. Между точностью воспроизведения событий и уверенностью в этой точности не всегда существует однозначная связь.
5. При запоминании длинного ряда лучше всего по памяти воспроизводятся его начало и конец («эффект края»).
И так далее. В сумме их около 15.
Т. Рибо, анализируя важные для понимания психологии памяти случаи амнезий — временных потерь памяти, отмечает еще две закономерности:
• память человека связана с его личностью, причем таким образом, что патологические изменения в личности почти всегда сопровождаются нарушениями памяти;
• память у человека теряется и восстанавливается по одно¬му и тому же закону: при потерях памяти в первую очередь страдают наиболее сложные и недавно полученные впечатления; при восстановлении памяти дело обстоит наоборот, т.е. сначала восстанавливаются наиболее простые и старые воспоминания, а затем наиболее сложные и недавние.
Со временем был выведен целый ряд других законов памяти, такие как:
1. Закон ассоциаций
2. Закон связи памяти с мышлением
3. Закон связи памяти с воображением
4. Закон связи памяти с речью
5. Закон связи памяти с мотивацией (потребностями) человека?
6. Закон связи памяти с эмоциями
7. Закон забывания
8. Эффект Зейгарник
Психология | Psychology
23.5K постов60.4K подписчика
Правила сообщества
Обратите особое внимание!
1) При заимствовании статей указывайте источник.
2) Не выкладывайте:
- прямую рекламу;
- спам;
- непроверенную и/или антинаучную информацию;
- информацию без доказательств.