Поговорим о важном

Раньше мне казалось, что самые яркие дискуссии в многочисленных учительских пабликах способны вызвать только две темы: школьная форма и уроки ОДНКР. Но новый год приходит не с пустыми руками, и вот настоящие баталии разгораются между педагогами, родителями, случайно заглянувшими школьниками и студентами, и виновник тому - совсем свежий (и даже несколько сыроватый) предмет внеурочной деятельности - "Разговоры о важном".

В таких баталиях сразу становится заметно, что некоторые сторонники и защитники предмета ознакомились с ним поверхностно, бросив мимолетный взгляд на предлагаемые темы:

Поговорим о важном Школа, Классный час, Дети, Образование, Внеурочка, Патриотизм, Культура, Школьники, Родители, Учитель, Мысли, Длиннопост

Я человек дотошный, и поэтому внимательно ознакомилась с предлагаемыми сценариями и презентациями, а потому, на примере заготовок для учащихся 10-11 классов, а также СПО, хочу высказать своё мнение, и, руководствуясь принципом "критикуешь - предлагай", предложить на суд публики возможные варианты разрешения некоторых проблем.

Когда родители и ученики говорят, что понедельник теперь - отличная возможность поспать на час дольше, я не могу с ними не согласиться, отчасти. Как человек, который очень сильно бережет свое продуктивное время и боится не успеть сделать всего запланированного за жизнь, я не люблю пустое "водолейство" и неоднократное повторение базовых вещей. И старшеклассники - они уже не маленькие дети, которым в сотый раз нужно повторять, что первое сентября - это день знаний, пятое октября - день учителя, и в школе есть олимпиады, и движение юнармии...о котором мы расскажем за неделю до ЕГЭ, когда уже вступить в него не будет представляться возможным. Все-таки, если решаете поговорить о важном - говорите о важном! О том, что действительно волнует школьников в данный этап их жизни и о том, что может пригодится им в ближайшем будущем.


Ребятам предстоит сдавать экзамен, от которого зависит и их поступление, и, в некоторой мере,  их дальнейшая жизнь. И вот, 17-летние красавцы и красавицы собрались в родном кабинете, чтобы в понедельник, в восемь утра, Мария Ивановна, руководствуясь методическими материалами, вещала:

А вы когда-нибудь принимали участие в олимпиадах? А как это можно сделать, кто знает? В нашей стране самой большой по количеству участников является всероссийская олимпиада школьников. В ней могут участвовать школьники с 5-го по 11 классы, а по предметам математика и русский язык могут участвовать и четвероклассники. Кто знает, по скольким предметам проходит всероссийская олимпиада школьников? Как вы думаете, легко ли стать победителем или призёром олимпиады? А кто знает, как принять участие в олимпиаде? (прим.редактора: да, в оригинальном сценарии этот вопрос дублируется) Участие в олимпиаде может принять каждый из вас. Для этого необходимо заявить о своем желании своему классному руководителю (мне), и он подскажет, как это сделать.

Несвоевременная подача информации. Напоминаю, у нас сидят будущие выпускники, которых ВСОШ интересовать может как легальный способ пройти в ведущие ВУЗы, так почему бы не сместить акцент на будущее поступление? Так и так, дети, вы у нас без пяти минут абитуриенты, поэтому в день знаний расскажем, сколько ВУЗов и направлений вы можете выбрать, в какой форме подать документы (и какие!), что такое ДВИ и как золотая медаль, волонтерство, ГТО и ВСОШ (а также перечневые олимпиады!) могут поднять шансы на поступление в ВУЗ мечты. Ну красота же! Полезная информация, которую легко можно преподнести аудитории (а также ответить на все возникающие в ходе рассказа вопросы) за отведенные 40 минут.


Но куда же мы денем платформу "Россия - страна возможностей"? В домашнее задание. Да, оно здесь предусмотрено, и почему бы не дать на самостоятельное изучение сайты некоторых вузов, калькуляторы ЕГЭ, профориентационные сайты... Тем более, что оригинальный сценарий такой подход одобряет:

Чтобы правильно выбрать проект для своего развития, для достижения свой мечты, изучите дома самостоятельно или вместе с родителями и друзьями эту интересную платформу. Я оставлю контакты платформы в классе, чтобы каждый из вас нашел время это сделать…


И вот, кажется, после такого урока дети что-то начнут подозревать. Например, что их в кои-то веки подготавливают к взрослой жизни, слегка смазывают петли на воротах к светлому будущему и, в принципе, полезное здесь можно подчерпнуть...


Тема для 12 сентября "Наша страна - Россия" для старшеклассников трактуется как "Мы сами создаем свою Родину", и целиком посвящается патриотизму. Тема, с которой обращаться надо очень осторожно.


Интересно, что в сценарии определение патриотизму дается следующее:

Патриотизм – чувство любви и уважения к родине, ее культуре, традициям, народу, проявляющееся в виде социальных чувств и нравственных принципов жизни и деятельности; исполнение гражданского долга.
И для сравнения из Википедии:

Патриотизм — политический принцип и социальное чувство, осознанная любовь, привязанность к родине, преданность ей и готовность к жертвам ради неё, осознанная любовь к своему народу, его традициям. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификацию себя (особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям) с другими представителями своего народа, стремление защищать интересы родины и своего народа.
Казалось бы, одно слово "осознанная", но смысл несколько меняется. Вру, еще есть "желание".


По сути, патриотизм - это не та вещь, которую надо навязывать, и уж тем более так открыто, и уж тем более без конца и края повторяя одно и то же слово. Одним из моих любимых моментов в Наполеоновской Франции было то, как император подходил к воспитанию своих поданных. Он считал, что мышление человека надо менять посредством культуры, ибо это единственное, что максимально безболезненно входит в сознание и закрепляется там надолго. Так может не надо задвигать такие предметы как музыка, ИЗО и МХК на второй план? И не ориентироваться сугубо на общепринятую классику - все-таки, и в 21 веке есть достойные творцы. Надо так: сегодня слушаем "Танец рыцарей" Прокофьева, завтра "Время вперед" Свиридова, в понедельник устраиваем сеанс "Электрофореза". Еще нужна возможность изучать языки малых народностей (неплохо было бы дублировать на них все официальные документы!), да и в принципе напомнить про национальный и религиозный состав страны. Не только православие, в конце концов (да, тема про Рождество?). А любопытство и интерес мало-помалу сделают свое дело.

Но вырисовывается очевидная проблема - это невозможно уложить в 40 минут. На это требуются годы. Нельзя, чтобы раз - и по щелчку пальцев. А сухая выжимка "патриотизм есть ..." может вызвать отторжение. Тем более, если она затрагивает военную тематику.


Будь моя воля, 12 сентября я бы рассказала, куда в нашей необъятной можно рвануть летом, особенно после всех экзаменов. Все-таки, Анненкирхе в Питере сама себя не посетит. Рускеальский экспресс - вот возможность очутиться в 19 веке. От всех переживаний и послеэкзаменационного мандража можно укрыться на Байкале, благо со связью там проблемы. Адреса лучших барахолок страны: винтажные платья, чашки в горошек, сабли, магнитофоны, открытки - одним словом, вещи с историей. Вот читаешь неразборчивые строчки на обороте, и так тепло и уютно становится на душе, и ты понимаешь - да, эти люди точно любили друг друга.

Поговорим о важном Школа, Классный час, Дети, Образование, Внеурочка, Патриотизм, Культура, Школьники, Родители, Учитель, Мысли, Длиннопост

Дорогие наши тетя Муся, бабушка, Валя и Таня! Сердечно поздравляем Вас с Днем 8 марта. Желаем Вам крепкого здоровья, счастья, отличных успехов в работе, и долгих лет жизни. Крепко целуем. Семья Осиповых. 8.III.69г.
"Советский художник", Москва, 1968 год. Фотограф: П.И. Смоляков. Цена: 2 копейки.

19 сентября - вспоминаем про прошедший день рождения Циолковского. Дата памятная, человек великий. Но знаете, разгадывать в восемь утра викторины душа не лежит. Может, стоит совместить полезное с полезным, и упомянуть, что имя его носил МАТИ, который теперь объединен с МАИ, рассказать, собственно, про МАИ, и устроить профориентационный день? Поговорить про психологические аспекты выбора профессии, устроить тестирование, или хотя бы выявить, кто еще сомневается в своем решении, а кто четко знает свою цель и готов идти к ней.


"Что-то сдулась ты, Ася, за 19 сентября" - подумает сейчас кто-то. Ничего-ничего, сейчас за 26-ое ой как наверстаю!


26 сентября предлагается поговорить о пожилых людях - все-таки, их праздник 1 октября.


Есть цитата из сценария и факт из жизни:

В Российской Федерации повышение качества жизни пожилых людей
является одним из приоритетных направлений государственной политики.
Пенсия моей мамы 12 300. Суммарная стоимость лекарств для комфортной жизни - 6400. Вопросы?


Есть еще замечательный момент:

Мы знаем, что для достойной жизни пожилого человека самое важное, чтобы его окружали любовь и понимание близких, добро и уважение окружающих его людей. Тогда жизнь людей преклонного возраста наполнятся особым смыслом, счастьем и радостью. Сделать своих любимых бабушек и дедушек счастливыми можем мы с вами. А рецепт прост, три его основных компонента - это любовь, забота и доброта. Давайте обратимся с вами к высказываниям великих людей о том, как они понимают добро.
Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни. Как бы мы ни понимали добро, жизнь наша есть не что иное, как стремление к добру», Лев Николаевич Толстой.
Как могут рядом стоять слова добро, уважение к окружающим и Толстой? Бессмысленное переписывание текстов мужа — об этом и многом другом Софья Толстая писала в своем дневнике:

«Сейчас 2 часа ночи, я все переписывала. Ужасно скучная и тяжелая работа, потому что, наверное, то, что написано мною сегодня, — завтра все перечеркнется и будет переписано Львом Николаевичем вновь. Какое у него терпение и трудолюбие — это поразительно!»

Или вот еще:

Вчера вечером меня поразил разговор Л. Н. о женском вопросе. Он и вчера, и всегда против свободы и так называемой равноправности женщины; вчера же он вдруг высказал, что у женщины, каким бы делом она ни занималась: учительством, медициной, искусством, — у ней одна цель: половая любовь. Как она ее добьется, так все ее занятия летят прахом.
Дополним образ Толстого еще:
В душе моей происходит борьба: страстное желание ехать в Петербург на Вагнера и другие концерты и боязнь огорчить Льва Николаевича и взять на свою совесть это огорчение. Ночью я плакала от того тяжелого положения несвободы, которое меня тяготит все больше и больше. Фактически я, конечно, свободна: у меня деньги, лошади, платья — все есть; уложилась, села и поехала. Я свободна читать корректуры, покупать яблоки Л. Н., шить платья Саше и блузы мужу, фотографировать его же во всех видах, заказывать обед, вести дела своей семьи — свободна есть, спать, молчать и покоряться. Но я не свободна думать по-своему, любить то и тех, кого и что избрала сама, идти и ехать, где мне интересно и умственно хорошо; не свободна заниматься музыкой, не свободна изгнать из моего дома тех бесчисленных, ненужных, скучных и часто очень дурных людей, а принимать хороших, талантливых, умных и интересных. Нам в доме не нужны подобные люди — с ними надо считаться и стать на равную ногу; а у нас любят порабощать и поучать…

И добьём окончательно!

«<…> Совсем больная и так, я почувствовала снова этот приступ отчаяния; я легла на балконе на голые доски… <…>
Вышел Лев Николаевич, услыхав, что я шевелюсь, и начал с места на меня кричать, что я ему мешаю спать, что я уходила бы. И я ушла в сад и два часа лежала на сырой земле в тонком платье. Я очень озябла, но очень желала и желаю умереть. <…> Если б кто из иностранцев видел, в какое состояние привели жену Льва Толстого, лежащую в два и три часа ночи на сырой земле, окоченевшую, доведенную до последней степени отчаяния, — как бы удивились добрые люди!»

И вот теперь, когда я пожаловалась на финансовую сторону и растоптала Толстого как образца доброты, любви и заботы в пух и в прах, пришло время вносить предложения.


Я думаю, что тему этого дня лучше было перенести на 24 октября - день, когда предполагается поговорить о семье, а 26 сентября уступить празднику, который отмечается именно в этот день - международный день контрацепции. Это действительно важная тема, которую надо осветить среди подростков.


По статистике на 2022 год, в России проживает 1 137 596 ВИЧ-инфицированных, и из них только 59,7% состоят на учете в диспансере. За сознательность оставшихся 40,3% мы ручаться не можем - скорее всего они не принимают терапию, и потому представляют опасность для общества. Особо плачевная ситуация наблюдается в Кузбассе - там на 100 тысяч жителей приходится почти 2000 инфицированных.


По статистике за 2019 год, лидирующие позиции ЗППП заняли трихомоноз, хламидийные инфекции, сифилис, герпес и гонококковая инфекция. Такие болезни, не диагностированные вовремя, или хуже того, запущенные, способны привести к бесплодию. В 2019 почти 4 миллиона мужчин и 6 миллионов женщин бесплодны.


По статистике Министерства здравоохранения, в 2018 году пять россиянок стали матерями в 17 лет(!) в пятый(!) раз. Девять 16-летних девушек - в третий. Всего 16-летние мамы произвели на свет 2925 малышей. Как правило, юные матери не состоят в браке, а беременность случается незапланированно.


Статистика в целом удручающая, а осведомленность подростков о средствах контрацепции низкая. Виной тому отсутствие полового воспитание и достоверной научной информации. "Это обязанность родителей, пусть они и рассказывают, и вообще, мы в своей семье тоже сами поговорим" - к сожалению, распространенная фраза. Знаете, я за свою жизнь встречала много взрослых людей, которые верили в откровенную ерунду, рассказанную своими родителями, например, что при кормлении грудью нельзя забеременеть, что спринцевания лимонным соком (даже не думайте!) также спасают от беременности, что у невинных девочек не бывает менструации и что гинекологи видят количество партнеров. Одним словом, мрак!


Конечно, начинать такое просвещение нужно в более раннем возрасте, но напоминаю, что я анализирую программу для 10-11 классов, и логично было бы провести "напутственный" разговор перед выпуском из школы. Скоро этих ребят ждет самостоятельная жизнь в других городах, и если им можно помочь уберечься от заболеваний или беременности, которая может даже сломать жизнь, то это надо сделать.


А еще было бы неплохо рассказать памятку, с надеждой, что она никому и никогда не пригодится, - "Что делать после изнасилования" и "Что делать после контакта с ВИЧ-инфицированным".

Поговорим о важном Школа, Классный час, Дети, Образование, Внеурочка, Патриотизм, Культура, Школьники, Родители, Учитель, Мысли, Длиннопост

Вот так сентябрь с запланированными темами подошел к концу. Что будет в октябре - неизвестно, а я свои мысли худо-бедно высказала. Теперь самый сок подискутировать!

Лига Педагогов

1.7K постов5.6K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Можно:

Писать все, что можно отнести к педагогам и педагогике.

...

Нельзя.

1. Попрошайничать;

2. Рекламировать;

3. Оскорблять участников сообщества;

4. Писать не по теме;