Почему важно знать основы психологии

В 2023-м году в России отмечен существенный рост количества запросов на услуги психолога. Разные источники предоставляют разные цифры: где-то пишут о росте спроса в 2 раза, где-то о 6-тикратном увеличении. Предлагаю не опираться на конкретную цифру, а просто принять к сведению тот факт, что количество обращений к психологам растет. Думаю, понятно, почему. Последние несколько лет ярко продемонстрировали нам, что в современном мире возможно всё, и мы не знаем точно, что будет завтра. Вернее, у нас теперь гораздо меньше уверенности в том, что условный завтрашний день будет таким, как мы ожидаем. Нет гарантий. За этот очень короткий период мы потеряли точки опоры. Не все, конечно, но их стало меньше, и раньше мы об этом даже не задумывались, ибо это было само собой разумеющимся. Всё это неотвратимо отражается на нашей психике: напряжение, стресс, повышенная тревожность, депрессивные состояния, а то и настоящая клиническая депрессия с паническими атаками. А ведь, помимо этого, есть ещё и «стандартные» проблемы, которые были, есть и будут всегда, независимо от внешних условий: отношения с близкими, воспитание детей, проблемы с самооценкой, с сепарацией, потери, измены, разводы, зависимости, травмы, неврозы, расстройства личности и т.д.…

В некоторых западных странах услуги психолога / психотерапевта включены в базовую медицинскую страховку. Посещать психолога регулярно – привычная норма, часть жизни – аналогично регулярному посещению стоматолога. У нас же до сих пор многие относятся к этому с опаской и недоверием. На мой взгляд, в первую очередь, из-за отсутствия базовых знаний о том, зачем нужен психолог, что вообще изучает психология и какие проблемы помогает решить.

Глубоко убеждена в том, что психологию нужно преподавать в школе, как обязательный предмет. Если грубо и примитивно, то человек состоит из 2-х частей: физическое тело (наш организм) и что-то, что нельзя потрогать – то, что мы называем личностью, психикой, наши мысли, чувства, эмоции, убеждения и т.д. И если об организме мы получаем представление хотя бы на уроках биологии, то о второй составляющей – нигде.

Мы ничего не знаем о том, как формируется наша личность. Ничего не знаем о том, какие важные психические процессы происходят в том или ином возрасте. О том, что такое психологические травмы и какие события могут к ним привести. О невротичном поведении, корни которого – в детстве. О причинах тревоги. О том, как ее преодолевать. О генерализованном тревожном расстройстве – как с этим жить и что делать. Об иррациональных убеждениях, которыми мы сами ограничиваем себя. О том, что настоящая депрессия – это болезнь, а не то, что мы в обиходе называем депрессией. О том, на что крайне важно обращать внимание родителям детей в определенном возрасте и как не нанести им травму, не сформировать невроз. Когда и при каких симптомах следует обратиться к психологу, а когда – к психиатру. Мы не знаем ничего об этой суперважной части нас самих. Ничего. «Что? Пойти к психологу? Я ж не псих!», «Я сам себе психолог!», «Все психологи – шарлатаны», «Это вообще не наука, где доказательства» и т.д. Слово «психиатр» вообще табу. А человеку в депрессии мы говорим: «Не грусти!», «Займись чем-то», «Отвлекись», искренне не отдавая себе отчет в том, что это не поможет. И что в итоге – рушим отношения, калечим своих детей, утопаем в зависимостях, не можем никак отделиться от своих родителей, загоняем себя в тиски чужих интроектов, своих иррациональных убеждений, не слышим друг друга, не умеем говорить о своих эмоциях и чувствах словами через рот и т.д. и т.п. Как говорится, продолжите список…

Недавно пришлось участвовать в разруливании сложной конфликтной ситуации в классе дочери. Ситуация один в один как в фильме Романа Полански «Резня». Если кто не смотрел – настоятельно рекомендую. Камерное кино с прекрасным актерским составом. Так вот, в очередной раз поняла, что если бы основы психологии были доступны всем (в данном случае, родителям обеих сторон), то конкретно этот конфликт не вырос бы до таких масштабов.

Итого. У кого-то, возможно, появится вопрос, что с этим делать в наших реалиях. Психологии, как предмета, в школе нет. В непрофильных ВУЗах если и есть, то объем материала и уровень подачи не всегда можно назвать достаточным. В интернетах и ютубах много некачественного контента от людей, которые иногда и вовсе не имеют релевантного образования. Более того, что для меня страшнее всего, количество психологов с дипломом тоже растет, но некоторым из них я бы запретила в принципе приближаться к людям:) Читать учебники по психологии и монографии Юнга тоже не вариант) Остается искать годную информацию из адекватных источников. В отдельной статье сделаю подборку – кого смотрю я или кого рекомендуют мои коллеги, кого читать – так, чтобы было легко и понятно.