Почему родители всё чаще забирают детей из школ
В силу обстоятельств, специализируюсь на сопровождении обучения детей вне школы (семейное образование). Близится 1 сентября, и многие родители начинают сталкиваться с неразрешимыми проблемами и всем трешем школьной жизни. Часто приходится консультировать родителей в сложных ситуациях, с которыми они столкнулись в школе или при попытке туда поступить. Проблемы родителей касаются зачастую как юридической стороны вопроса, так и «традиций» на местах, с которыми довольно сложно бороться без соответствующей поддержки. Ниже приведу топ-3 проблем, которые организует современная школа родителям:
1. Поступление в 10 класс. Количество комплектуемых классов недостаточно для зачисления всех желающих освоить программу среднего образования. Большинство, не пройдя отбор в профильные классы, покидает школу с аттестатом основного общего образования. Виной - новый ФГОС, который дал право школам проводить отбор по собственным стандартам в профильные десятые классы, и, одновременно, отсутствие непрофильных универсальных классов в необходимом количестве. Официально же, по мнению Рособрнадзора, поступило всего 67 жалоб от родителей 9- классников, так что не стоит надеяться, что массовая проблема решится до начала учебного года. Если ваш ребенок не попал в список зачисленных, постарайтесь не упустить учебный год накануне ЕГЭ, у вас остается возможность самостоятельно изучить предметы и аттестоваться дистанционно, причем ученик может пройти 2 класса за 1 год. В этом возрасте - 15-16 лет - подростки прекрасно справляются с самообучением и социализацией вне школы, их сверстники уже учатся в колледжах и заканчивают ту же программу 10-11 класса за один год, кроме того их аттестат ничем не будет отличаться, его выдает школа в которой вы сдаете ЕГЭ. Важно помнить, что учебный год ограничен, используйте его полностью, не забывая соблюсти все формальности для допуска к ГИА. К слову, если есть твердое намерение получить среднее образование в школе очно, то вам понадобится:
2. Аттестат без троек. В силу особенностей, большинство школьников, особенно в старших классах, не смогут показать хорошую успеваемость по всем предметам школьного курса. И в десятый класс или на «бюджет» в колледж попадут только те, кто ОДНОВРЕМЕННО отлично понимает основы и ориентируется в точных науках: химии, физике, математике, и др., а так же способен удержать в памяти весь энциклопедический объем гуманитарных предметов: литературы, истории, обществознания, и продемонстрировать глубокое знание правил русского языка, при том, не забывая о хороших результатах по физической культуре и технологии. Практически каждый первый жалуется на предвзятость того или иного учителя, занижение оценок, и, как следствие, средний бал испорчен, а значит, в 10 класс или на бюджет колледжа дорога закрыта. К слову, в некоторых регионах ситуация страшная: на 300-350 человек девятиклассников может приходится 60 мест в профильном 10 классе, а это значит, что высшее образование «не светит» 80% школьников. Средний проходной балл же зависит от направления и региона, и в этом году находится на уровне 4.3-4.6, если не учитывать «элитные» IT направления. Так что, если хотите оказаться в числе счастливчиков, кому достанутся места в 10 классе, или рассчитывать на бюджетное обучение, озаботиться уровнем успеваемости стоит заранее, никто из учителей или завучей не будет этим заниматься. Их вполне устроит если ваш ребенок с тройками покинет школу без права получения дальнейшего образования. Необходимо изучить успеваемость, проблемные предметы, лояльность учителей к ребенку, трезво оценивать вероятность закончить 9 класс на «отлично». И, если оказывается, что шансы выбиться из «троечников» в «отличники» ничтожно малы, действовать стоит, соответственно требуемому результату, пока ребенок не аттестован за 9 класс и есть возможность пройти эту аттестацию самостоятельно. Например, отчислиться и пройти аттестацию в частной школе с более лояльным подходом к аттестации, в том числе дистанционно. А освободившееся время потратить, на освоение проблемных предметов и подготовку к ОГЭ. Отношение к аттестуемым в дистанционной форме, как правило, более лояльно. Часто есть возможность пересдавать несколько раз необходимый предмет, улучшая тем самым, итоговую оценку
3. Психологическое и физическое насилие. Буллинг, как со стороны одноклассников так и психологическое насилие со стороны учителей - часто именно эти причины называют родители, желая перейти в другую школу, или сменить класс. Комфортно адаптируются к школьным реалиям единицы, остальные становятся жертвами, либо приспосабливаются и стараются избегать "острых углов". Бесконтрольные диаспоры, зачатки юных АУЕ последователей и других деструктивных субкультур, именно то, с чем ребёнок сталкивается ежедневно. Многие родители замечают изменения в поведении детей, нежелание посещать школу, часто эти причины требуют участия психолога. Нередка ситуация, когда к этому присоединяются учителя и коллективно травят или игнорируют жалобы «неугодного» ребенка. Часть родителей в этом противостоянии пытается достучаться до учителей и администрации школы, но, как следствие, из класса в класс проблемы остаются, не меняется абсолютно ничего, разве что к насилию присоединяются ещё и родители, которым ничего не остаётся, как требовать от собственного ребенка посещения школы в любых обстоятельствах. Рано или поздно родители осознают, что никоим образом повлиять на ситуацию в школе они не могут, инициатор буллинга продолжит учится, а ряды диаспоры не поредеют. В государственной школы НЕТ действенных инструментов и механизмов отчисления или перевода учеников нарушающих режим и нормы поведения, что бы и где ни писали, никто не отчислит и не переведет ученика без проблем в учебе. С учетом текущих норм права, а также введенным законодательным запретом смартфонов в школах, ситуация с безнаказанным насилием среди школьников будет только усугубляться. Таким образом, единственная возможность защитить психику и дать возможность ребёнку спокойно учиться - это брать весь процесс в свои руки, благо, частных очных и онлайн школ огромное количество, где за, сравнимую с поборами, сумму, учителя намного более щепетильно относятся к своим обязанностям.
По-моему мнению, в плане образовательного формата - ничего лучше школы ещё не придумали. Школы, именно в её классическом понимании, которую ещё нужно поискать. Школы, в которую учителя приходят учить, а ученики - учиться, а не того заведения, где учителя с родительским комитетом соревнуются в мастерстве вымогательства денег с родителей, а дети проходят "школу жизни" через буллинг, диаспоры и АУЕ. Настоящую школу сложно заменить, разве что родителями, которые готовы уделять учебе ребёнка всё свободное время, к сожалению, сегодня мало кто может позволить такую роскошь, тем не менее с каждым годом количество родителей, взявших образование ребёнка в свои руки, увеличивается, в 2023-24 году в России их число превысило 50 тыс.
Вопросы, касающиеся организационных или юридических аспектов образовательной деятельности, можете задать здесь