Почему нельзя шлепать своих детей (разбор исследования)

Думаю, я не удивлю никого, если скажу, что любое применение телесного насилия к ребёнку - неприемлемо. Но некоторые родители считают, что лёгкие шлепки - это не телесное наказание, а способ лучше донести до ребёнка их мысль. Давайте на примере недавнего исследования нейробиологов из Гарварда разберём, почему шлепки вредны.

Учёные помещали детей в аппарат МРТ и показывали им три группы фотографий выражений лиц - нейтральные, напуганные и искусственно созданные из нейтральных выражений лиц. У двух групп детей - подвергавшихся шлепкам со стороны родителей и никогда не имевших такого опыта - фиксировали ответ мозга на фотографию.

Результаты показали, что у детей, которых шлепали, реакция на напуганные лица отличается от реакции детей, не имевших опыта телесных наказаний. Особенно активны были зоны, отвечающие за распознавание угрозы. То есть дети, подвергавшиеся даже лёгким телесным наказаниям, заведомо острее будут реагировать на ситуацию угрозы или опасности, и более того, будут воспринимать своих родителей как источник этой угрозы.

Кроме того, учёные сравнили активность мозга детей, получавших шлепки от родителей, с теми, кто подвергался более серьезным формам физического насилия. Эта активность была очень схожа, то есть ребёнок, которого шлепают, воспринимает это как серьезные побои. Авторы исследования и я вместе с ними надеемся, что эти данные помогут в просвещении родителей, и в будущем никто из детей не будет иметь опыта даже лёгкого шлепанья по попе.

Ещё хочу добавить, что научить ребёнка чему-то, подвергая его опасности (а именно так ребёнок воспринимает телесные наказания) невозможно. Ситуация опасности - не та ситуация, в которой мозг готов освоить новые навыки, даже если это навыки хорошего поведения. Дети, получившие подобный опыт, чаще имеют эмоциональные, когнитивные и поведенческие проблемы, чем их сверстники.

Статья: “Corporal Punishment and Elevated Neural Response to Threat in Children” (Katie A. McLaughlin et al. Child Development, 2021).