Почему люди из Вайлдберриз ввели и отменили комиссию? Разбираем схему маркетплейса

Сегодня

Почему люди из Вайлдберриз ввели и отменили комиссию? Разбираем схему маркетплейса Защита прав потребителей, Право, Wildberries, Маркетплейс, Обман клиентов, Длиннопост

Пару дней назад новостные каналы подхватили и разнесли громкие заголовки с содержанием от "Вайлдберриз ввела драконовские комиссии" до "Генпрокуратура заинтересовалась народным маркетплейсом". Спустя сутки стало известно, что WB отменил комиссию под нажимом государства. Разбираемся в том, что произошло.

Почему люди из Вайлдберриз ввели и отменили комиссию? Разбираем схему маркетплейса Защита прав потребителей, Право, Wildberries, Маркетплейс, Обман клиентов, Длиннопост

1. Никто в России не обязан принимать карты VISA и Mastercard!

Неожиданно? Но именно об этом статья 16.1 Закона "О защите прав потребителей", которую использовал маркетплейс, чтобы провернуть схему с комиссиями. Норму вводили в 2014 году и потом правили для продвижения карт "Мир". Это сейчас карты "Мир" есть у половины населения, а 10 лет назад миром правил импортный пластик, а национальной системе нужна была протекция.

В законе есть прямая обязанность принимать карты "Мир" всем организациям, чья выручка за год выше 20 миллионов рублей. Теоретически, небольшие организации вообще могут принимать только наличные (но им это уже не выгодно, потому что многие приходят без бумажных денег и хотят платить картой).

2. Любая организация должна привлекать посредника для организации платежей в интернете.

Вариантов у продавца в интернете довольно много, но ему однозначно потребуется эквайиринг (механизм приема карт), который должен обеспечить оператор по переводу денег (например, банк) или его агенты.

Их на рынке много и они предлагают свои услуги совершенно легально. Нюанс в том, что без их участия оплатить покупки в интернете невозможно. Сам продавец или маркетплейс не имеет "лицензии", и принимать безнал не может. То есть платежный посредник между потребителем и маркетплейсом будет всегда.

3. Платежный посредник вправе брать комиссию с потребителя

Несмотря на то, что указанные выше товарищи предлагают свои услуги в первую очередь получателю денег (магазину, маркетплейсу), они также вправе взять комиссию с потребителя (плательщика). Вот как однозначно это выражено в законе:

Часть 2 статьи 5 Закона Федерального закона "О национальной платежной системе" от 27.06.2011 N 161-ФЗ

2. Перевод денежных средств осуществляется за счет денежных средств плательщика, находящихся на его банковском счете или предоставленных им без открытия банковского счета.

Но фишка в том, что эту плату берет банк, выпустивший и обслуживающий карту потребителя. То есть...

4. Ни маркетплейс, ни "Вайлбериз банк" не выпускали карты VISA и Mastercard и не могут брать комиссию за перевод.

Поскольку это право принадлежит эмитенту карты (банку, который карту выпустил). Тогда возникает вопрос, что за схема разработана маркетплейсом? И будет ли она законной? Вполне, если...

5. Если маркетплейс откажется принимать карты VISA и Mastercard, а потребитель обратится к посреднику за услугой, чтобы доставить свой перевод на площадку.

То есть гениальная схема по дополнительному заработку выглядит так:

1. Маркетплейс отказывается принимать платежи с "иностранных" карт, оставляя возможность платить только картой "Мир" и через систему быстрых платежей.

2. Для любителей использовать заграничный пластик маркетплейс предлагает пройти в соседнее окошко и купить услугу по переводу денег у третьего лица (Вайлдбериз банк).

Ягодки назвали эту схему - инициирование клиентом платежа.

Почему люди из Вайлдберриз ввели и отменили комиссию? Разбираем схему маркетплейса Защита прав потребителей, Право, Wildberries, Маркетплейс, Обман клиентов, Длиннопост

То есть банк, аффилированный с маркетплейсом "рядом стоял" и решил подхватить клиента, которому до зарезу нужно оплатить покупку картой. Есть в этой схеме парочка небольших изъянов, но если вы читаете наш блог регулярно, то знаете, какая дичь иногда творится на потребительских рынках. И те огрехи, которые есть в этой схеме - это просто цветочки, а не ягодки.

Итак, в чем Генеральная прокуратура могла усмотреть нарушения?

6. Клиентам в явном виде не отказывают в оплате картами VISA и Mastercard и покупка дополнительных услуг выглядит как навязывание

Многие покупатели в этой связи вообще не понимают, что они выражают волю пойти в "ближайший" банк и оформить перевод в пользу WB. Технически это не получится сделать ни в каком другом банке, кроме того, платежные каналы которого встроены в интерфейс маркетплейса. То есть налицо не свободная покупка услуг третьего лица, а подталкивание клиента к услуге "под ключ". Об этом свидетельствует и простота оплаты - никаких тебе сложных пояснений, что за услуга и почему она тебе нужна. Просто +3%.

Почему люди из Вайлдберриз ввели и отменили комиссию? Разбираем схему маркетплейса Защита прав потребителей, Право, Wildberries, Маркетплейс, Обман клиентов, Длиннопост

картинка из интернета

Еще один вопрос в том...

7. Почему 3%?

В последнее время это не просто праздный вопрос. ФАС постоянно дергает крупный бизнес вопросами. По мясу...

Почему люди из Вайлдберриз ввели и отменили комиссию? Разбираем схему маркетплейса Защита прав потребителей, Право, Wildberries, Маркетплейс, Обман клиентов, Длиннопост

гостиницам

Почему люди из Вайлдберриз ввели и отменили комиссию? Разбираем схему маркетплейса Защита прав потребителей, Право, Wildberries, Маркетплейс, Обман клиентов, Длиннопост

мобильному интернету и связи

Почему люди из Вайлдберриз ввели и отменили комиссию? Разбираем схему маркетплейса Защита прав потребителей, Право, Wildberries, Маркетплейс, Обман клиентов, Длиннопост

Поэтому тарифы внутри аффилированных лиц далеко не последний вопрос, особенно если одно из этих лиц регулярно отчитывается впечатляющими цифрами:

Оборот Wildberries по итогам 2022 года достиг 1,67 трлн рублей, что на 98% больше, чем годом ранее. Такие данные интернет-ритейлер обнародовал 15 февраля 2023 года. Число проданных на Wildberries товаров за 2022 год выросло на 81%, до 1,9 млрд единиц.

Ну и еще одна важная оговорка состоит в том, что...

8. Даже владелец карт VISA и Mastercard может не платить комиссию, если будет оплачивать покупки через СБП, который доступен для держателей любых карт, выпущенных в России.

Опять же, WB не видит проблемы в том, что многие россияне далеки от полного понимания, что такое НСПК, СБП, эмитент, эквайринг, платежное поручение, чарджбэк, овердрафт и прочее...

Для таких людей очевидным будет только одно: маркетплейс опять всех нас подвел

Лига потребителей

390 постов2.2K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Приветствуются посты:

1. О том, как возникла проблема при приобретении товаров и услуг и что вы сделали для ее успешного решения.

2. Свое мини-расследование или полезное наблюдение, которое поможет людям избежать проблем. Просто поделитесь знанием о рисках, подводных камнях и лайфхаках.

3. Об интересной и необычной практике решения проблемы потребителя со стороны различных компаний, общественных организаций, цифровых сервисов, государственных органов, публичных людей и правозащитников.

4. О бесплатных полезных ресурсах и сервисах, которые помогают решать проблемы потребителей.

5. Об интересных, познавательных, развивающих историях, связанных с рекламой, маркетингом, экономикой, правом, если герои таких историй оставили свой след в развитии потребительской экономики.

6. Свои рекомендации по приобретению товаров и услуг, если это не реклама, обзор честный, а наблюдения достаточно ценны и должны стать достоянием общественности.