Лига психотерапии
Серия Дети

Ответ на пост «Я устал от ребенка»53

Мы просто сходим с ума. Может есть у кого опыт с таким ребенком? Что делали?

Давайте расскажу как пси-профи, у кого на приёме семьи с такими детьми, что тут может быть, в подобной ситуации. А вы с женой почитаете и поразмыслите над материалом.

Итак, что мы знаем о ребёнке. Пол мужской, возраст 4,5 года, семья полная, посещает ДДУ. Психологические особенности:

1) Неутолимая жажда новых впечатлений. Ключевые слова поста "тут скучно".

Поиграть на площадке детской? Тоже нет! "Мне тут скучно, я хочу домой".

На языке биохимии - проблемы на уровне дофамина. Гормон влияет на настроение, характер человека. Служит основой системы «вознаграждения» мозга, регулируя выраженность чувства радости, мотивацию к делу. От уровня его синтеза зависит поведение, уровень любоытства и достижений, наличие мотивации и желание учиться. Повышение уровня дофамина в плазме крови происходит при шоке, травмах, ожогах, кровопотере, стрессовых состояниях, при различных болевых синдромах, тревоге, страхе. Повышенная выработка этого вещества делает человека более импульсивным, склонным к рискованному поведению, формированию зависимостей.

В детском саду ему предоставляют стимулы два десятка ровесников, дома родители не справляются, вдвоём не вырабатывают норму, которая утолит киндеру жажду. В секциях со структурированными занятиями было скучно по той же причине - надо было слушать руководителя, и только. ИСТЕРИКА - это стресс, которым ребёнок сам себя вздрючивает, чтобы привычным для себя способом повысить уровень дофамина. Заскучал - поистерил - повысил уровень дофамина.

Вам много писали про СДВГ у киндера. Возможно, так оно и есть. В США и Израиле детям прописывают риталин или концерту, то есть метилфенидат - ингибитор обратного захвата норадреналина и дофамина в пресинаптические нейроны. То есть это психостимулятор, которые "вздрючивает" мозг. Ваш "вздрючивает" себя истериками, а не фармой.

Что делать? Найти хорошего детского психиатра и наблюдать ребёнка до окончания вуза. В нейробиологии психозов немалое место занимают дофаминовые теории. Врач расспросит вас на тему отягощённой наследственности и прикроет лекарствами-нейролептиками, если в подростковом возрасте будет не просто кризис, а депрессия с психотическими чертами какая-нибудь, или на фоне учебных нагрузок перед ЕГЭ срыв адаптации будет по типу реактивного психоза.

Дофаминовые теории фигурируют также в исследованиях шизофрении. Именно поэтому ребёнка надо наблюдать.

Изучение дофаминовых систем с использованием позитронно-эмиссионной терапии (ПЭТ) выявило следующие отличия у больных с шизофренией по сравнению со здоровыми людьми:

увеличенный синтез дофамина;

увеличенное содержание дофамина в синапсах;

увеличенный объем высвобождаемого дофамина в ответ на воздействие амфетамина.

2) Произвольное внимание не сформировано. Ключевые слова тут

Чем-то заняться дома невозможно. Порисовать - нет, поиграть в игрушки - нет, поучить буквы - нет, позаниматься с развивашками - нет.

Он не может пройти спокойно и двух метров. Надо обязательно скакать, махать руками, махать головой и т.д.

Процитированы поведенчески разные, но психофизиологически взаимосвязанные вещи. Скакание, размахивание руками "подзаводит" зоны мозга, которые обеспечивают его энергетическое питание, батарейку. Другим словами, ребёнок у вас с задержкой психического развития, истощается в детсаду, и дома бесится, чтобы "подзарядить батарейку" мозга и как-то соображать.

Соображать сосредоточенно и направленно у киндера вообще не получается, оттого все секции и домашние занятия - мимо кассы. Он живёт, как все дошкольники, на непроизвольном внимании, нецеленаправленной исследовательской энергичности. А вы в минуту душевной слабости, вероятнее всего, думаете, что он живёт на волевой активности (произвольного внимания), и у вас с киндером борьба двух воль, и он вас "прогнул" под себя. Но на самом деле он "инвалид воли", вообще не умеет перебарывать себя, чтобы минутку посидеть спокойно. Не слабо сформировано, а вообще не сформировано волевое усилие у него.

Киндер пытается донести до вас свою "инвалидскую повестку дня" как умеет: погружает вас в пучину непроизвольного внимания. Своим поведением он выдёргивает вас из недоступной ему спланированной, организованной, произвольной деятельности в свою стихию непроизвольности, где царствуют новизна и сила раздражителей, и только: "вот сейчас я упал, все занимаемся моим падением". Такая вот мета-коммуникация. А до вас всё никак не доходит, улавливаете парадоксальную взаимность в ситуации?

Что делать? Ждать 6 лет и при первой же возможности пройти тест Векслера на определение уровня интеллектуального развития ребёнка. Вполне возможно, что у киндера ЗПР и ОВЗ - задержка психического развития и ограниченные возможности здоровья. ЗПР корректируется занятиями с профильными специалистами.

3) Возможно, у вас "лобный" ребёнок. Ключевые слова тут

"Я просто не хочу чтобы вы от меня куда-то уходили".

про зависимость от руководящего взрослого, самостоятельно не может ни занять себя игрой, ни выполнить рутинное поручение вроде "собери игрушки", - никакая многоэтапная программа действий не записывается в память, как ему её ни тверди, и ещё примеры про неспособность запоминать последовательности поступков и извлекать уроки из пройденного опыта:

Извиниться? Только после слез и соплей может. Но через минуту может заново повторить.

Объясняешь ему например, что не надо бегать с закрытыми глазами - это опасно, можно удариться. Не слушает. Бьется, потом орет,

В общем, выглядит это как незрелость на уровне неврологии, подкорковые и корковые структуры лба "не пашут". Лобные доли отвечают за критическое мышление, концентрацию внимания и отвлекаемость, общий поведенческий контроль и способность предсказывать последствия своих действий.

Что делать? Неврологи вам всё верно говорят про "ждите перерастёт". В пубертате (половое созревание в районе 12 лет) будет гормональная революция, и недопечённый сейчас пирог мозговых структур допечётся, голова начнёт работать как надо.

Для общего развития можно почитать тут на Пикабу истории из практики, по тэгам "Лобные дети" и "Бермант-Полякова", там разные варианты подросткового возраста у лобных детей в беллетристической форме мною описаны. Для родителей, чтобы не отчаивались )

4) Наконец, четвёртая особенность. Так называемое чувство "исключённого третьего". Ваш киндер его, похоже, категорически не переносит. Когда вы пара и уединяетесь вдвоём, без него, когда уходите из дома вдвоём без него или когда кто-то из вас обращает своё внимание на ноутбук или телефон и тем самым исключает киндера из поля внимания, - ребёнок испытывает мощные негативные эмоции. Ключевые слова тут

Ему надо было полное наше внимание.

Пример: ляжем с женой на кровать. Он запрыгнет на кровать.

Наши телефоны все битые. Ноутбуки битые...

2 раза даже обосрался при няне. Как только приходим домой - успокаивается

Что делать? Здесь, с большой долей вероятности, слепое пятно или у вас, или у жены. Вы эти чувства негативные (зависть? ревность? гнев? собственничество?) ребёнка не распознаёте и не описываете как таковые. Поэтому психолог прорабатывал бы с вами-родителями ваши собственные "теневые" вопросы (быть дураком, быть глупцом, быть завистником, быть страшным в гневе) и снимал остроту неприятия с запретных для вас "быть" в ребёнке (он их вам как бы показывает своим поведением в карикатурном виде).

Как вариант, у вас не слепое пятно, а разбившаяся хрустальная ваза больших ожиданий от ребёнка (и тогда осколки стекла, которыми наполнен ваш уютный дом - вообще символичная штука). Понижайте ожидания от ребёнка до нуля, как от котика - гадить в лоток, и только. Киндер в туалет зашёл? Навалил в туалете, а не рядом с туалетом? Вот и молодец, ты у нас для того, чтобы гладить тебя, как котика. Ребёнок почувствует себя принятым при таком подходе, понимаете?

Сейчас он чувствует себя малолетним неадекватом, ибо не соответствует уровню требований ( в силу неврологической незрелости) и, возможно, в силу ваших (адекватных возрасту ожиданий), которые, увы, не сбылись. Отгорюйте уже, что подарочного ребёнка без ЗПР вам мироздание не выдало, купите книгу "Не рычите на собаку" авторства Карен Прайор и перестройте свои воспитательные воздействия в соответствии с правилами в этой книге. Это реально работает.

В общем, "я так ждала тебя, Вова", "травма черепно-мозговая - моя любовь", здоровый цинизм поможет вам не рехнуться, пока ребёнок входит в разум.

Все трудности временные, я проверяла :)

Лига психотерапии

5.3K постов26K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Поддерживайте авторов и комментаторов плюсами.

Задавайте любое количество уточняющих вопросов.

Ведите диалог уважительно.


Лучшие посты Лиги

http://rabota-psy.ru/stat/fav/


Все посты и обсуждения по датам

http://rabota-psy.ru/stat/lenta/


Онлайн сейчас и за последние сутки

http://rabota-psy.ru/stat/


Мы дорожим атмосферой безопасности и доброжелательности в нашем сообществе, оскорбления ведут к немедленному вызову модератора сайта и санкциям.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
1
Автор поста оценил этот комментарий
Скажите, а Пантогам поможет созреть мозгам?
раскрыть ветку (7)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Пантогам - это ГАМК, гаммоаминомасляная кислота. Наш мозг умеет вырабатывать её сам (условно - добывать глину из карьера, везти на кирпичный завод, формировать кирпичи, обжигать их и доставлять к мозговым структурам, где из кирпичей будут строить новые конструкции, чтобы ребёнок умнел и развивался). Процесс долгий и зависит от многих "смежников" внутри организма. Пантогам - это паллета с кирпичами, готовая, сразу к месту стройки. Её можно купить в аптеке :)


Помогает, да, только пить Пантогам надо курсами и по назначению врача. Ну и строить конструкции надо тоже умеючи, то есть занятия должны быть выстроены определённым образом.

раскрыть ветку (6)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Ребёнку 2.5 плохо говорит, зрр, курс 2 месяца. Это нормально? Живу в деревне, где врачей нет почти
раскрыть ветку (5)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Да. Таким маленьким детям дают его не в таблетках, а в сиропе, и курсы короче, чем у взрослых. Про курс вам объяснили, что постепенно дозу поднимать и постепенно снижать? Препарат не метаболизируетсся в организме, выводится с мочой и калом, поэтому надо наблюдать за реакцией организма, когда начинаем курс.


Повторный курс проводят через четыре месяца или через полгода. Это связано с биологией -  клеточным обновлением организма.


Наше тело постоянно обновляется. К примеру, клетки, выстилающие ротовую полость, желудок и кишечник изнашиваются особенно быстро и требуют замены каждые 2-10 дней (вы наверняка замечали, как быстро заживают ранки во рту). Клетки кожи тоже меняются каждые 10-30 дней, а вот на полную смену ногтевой пластины уходит 90-110 дней.


Перерыв между курсами требуется, чтобы клетки мозга обновились и уже новые "работники" получали поддержку от пантогама.

раскрыть ветку (4)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Нам прописали 3мл 2 раза в день, 2 месяца, больше пояснений не было, какой период снижения дозы, что то в инструкции не нашла
раскрыть ветку (3)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Начинаете с 1 мл в течение двух дней, потом 2 мл в течение двух дней, потом только 3 мл. Следите за побочными эффектами. Заканчиваете курс тоже постепенным снижением в течение недели - чтобы организм адаптировался к новой реальности.

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий
начала давать уже неделю назад сразу с 3,увы не знала, спасибо за ваши знания и за совет
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Не страшно, следующие курсы "всё по книге" сделате.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку