Ответ на пост «Я не благодарна своим родителям "за всё"»30
Я много за что родителям благодарен. Реально благодарен.
Но на фоне этого есть один пунктик, который до сих пор не вызывает у меня понимания и принятия, почему они делали именно так. Речь о здоровье моих зубов, точнее, об его отсутствии, и я считаю, 90% вина на этом лежит на матери с отцом. Зубы у меня начали болеть сколько я себя помню, примерно со среднего детсадовского возраста. При этом мать не то что никогда не делала попыток приучить меня к чистке зубов, но и всячески это саботировала фразами типа: «Если зубы хорошие, их и чистить не надо. А если плохие, то хоть чисть, хоть не чисть, так плохие и будут».
«Ты зубами не в отца пошёл, а в меня, это наследственное, тут уж ничего поделать нельзя».
«Вот отец в деревне отродясь их не чистил, а зубы такие хорошие были, в армии проволоку медную зубами перекусывал»
Ребенком я, естественно, обожал всякие леденцы и карамельки, и они частенько бывали в доме в наличии для бесконтрольного потребления. На замечания других взрослых про вред сахара и леденцов для зубов только махала рукой: «Да что за ерунда! Причем тут сахар, мы в войну его и не видели, а зубы у меня всё равно плохие, а он (я то есть) от меня унаследовал».
У меня в детстве и зубной щётки, кажется, не было как постоянного явления – её, как и пасту, покупали по ситуации, когда надо было в пионерский лагерь ехать, потому что там требовали. Потом щетка куда-то забрасывалась и еще год я самостоятельно зубы не чистил, родители за этим вообще не следили. Да и сами они, кажется, в соответствии со своей фаталистической идей, зубы не чистили, хотя пропаганда гигиены полости рта при СССР была вполне на уровне, не соприкасаться с ней было невозможно.
Если я жаловался, что кажется, что в зубе дырка, то это приводило не к срочному посещению стоматолога, а только ко вздохам: «Ну что ж, у тебя зубы же плохие!».
Как результат, ходили к стоматологу только когда уже болит от сладкого/холодного, а то и когда уже пульпит и нерву хана.
В общем зубы регулярно я начал чистить только когда своего ума набрался годам к 11-12, но было уже поздно, всё было запущено страшно, разрушение зубов нарастало лавинообразно.
Отдельное «спасибо» стоит сказать участковому детскому стоматологу. Халтурила она не дай бог, пломбы долго никогда не держались. Кроме того, не припомню, чтобы она систематически осматривала остальные зубы кроме того, с жалобой на который пришел. (таковой план санации я первый раз получил только когда в школу однажды явилась бригада стоматологов не из нашей поликлиники).
А один раз наоборот: зафигачила амальгамную пломбу (типа на 20 лет хватит) без тщательной обработки. Зуб под ней продолжал гнить, но когда я уже другим врачам на него жаловался, они все говорили: «да тут амальгама, тут ничего не может быть», как будто амальгама – это магия какая-то. Как результат, дотянули до того, что процесс пошел в челюсть и пришлось уже делать хирургическую операцию под общим наркозом, неделю в больнице пролежал. Так что, на оставшиеся 10% отношу свои проблемы на личный счёт этой недоврачихи.
В общем, по выпуску из универа как итог: незапломбированные зубы можно было по пальцам пересчитать, два коренных пришлось выдернуть, позади серьезная операция и навсегда истонченная кость челюсти.
Как на работу устроился, с одной из первых зарплат пришлось вставлять передние зубы, чтоб хоть улыбаться можно было не пугая собеседника.
Ах да, про собеседников. Запах из перманентно кариозного рта был соответствующий, замаскировать его чисткой или жвачкой можно было только очень временно, поэтому старался не общаться с людьми без острой необходимости. Самооценка поэтому близко к плинтусу, что общению с противоположным полом тоже не способствовало.
На моё счастье, в послеперестроечные годы благодаря американским технологиям стоматология пошла развиваться ракетой вверх. В общем и целом, ценой стопятисот денег, кучи времени, нескольких челюстных операций, устранить последствия годам к сорока удалось почти полностью, хотя некоторые зубы всё же сохранить не удалось из-за плохо запломбированных в советское время каналов.
Но ёлки ж палки, ведь всего этого можно было избежать без особого труда! Больше всего бесит, что мать упорствовала в своих закоснелых воззрениях и с собственными внуками. Сколько приходилось с ней ругаться, чтобы не совала внучатам сладости, чтоб следила за чисткой зубов, когда они у неё гостят. А она одно: «если зубы хорошие, то ничего делать не надо». Да, много не надо. Почистить утром и вечером (иногда с боем), раз в неделю чистить специальным гелем, раз в полгода сходить на проверку и нанести специальное защитное покрытие. Но это ж надо было делать, а не махать рукой! Хорошо, гелей не было тогда, но если б меня с трех лет приучили просто зубы чистить, то 90% проблем не возникли бы вообще, а тяжелых проблем с корнями не было бы совсем.
Что мы с женой и доказали на своих детях. У неё такие же родители и такая же общая «наследственность», но зубы у наших общих детей здоровые вполне.