Ответ на пост «Про охоту и охотников. Лонгрид. Часть 5. Охотничья этика и моральный кодекс»

При всем уважении к ТС, -тема не раскрыта.  Запилю подборку с разных ресурсов, которую лет 10 назад постил у себя в жж, может кому будет интересно.

p.s.  охотники с электроманком - это те, кто уже прошел путь с безалкогольным пивом и резиновой женщиной.

Что такое охотничья этика? Сухим языком можно сказать: "Охотничья этика-это совокупность норм и правил поведения охотника и требований, предъявляемых к нему государством, общественными организациями и общественной моралью. От охотников требуется соблюдение законов об охране природы, правил охоты, а также активное участие в мероприятиях по сохранению, воспроизводству и рациональному использованию биоресурсов (дичи)".
Это закон, прежде всего, совести чести и нравственности настоящего охотника.

Охотничья этика включает в себя весь неписанный кодекс норм поведения, моральных обязанностей охотника по отношению к другим охотникам, к диким животным, к природе в целом. Она должна быть внутренним убеждением охотника, соблюдаться не из страха наказания, а по совести. Обязательным правилом для настоящего охотника является бережное отношение к природе и уважение к труду и правам других охотников; он никогда не присвоит чужой добычи. Культура и этика охотника не допускают проявления к животным жестокости; охотник не должен использовать животных во время стихийных бедствий (наводнений, пожаров) или при несчастных случаях. Наоборот, он должен оказать им помощь, спасти их. Неэтично стрелять по сидящей или плавающей дичи, нельзя покушаться на "старку" (матку), притворившуюся раненной, чтобы отвлечь опасность от птенцов.

Прежде всего, всегда нужно помнить, что охота и алкоголь несовместимы, а охотники, употребляющие на охоте спиртные напитки - это потенциальные преступники! Особенно опасно участие выпивох в коллективных охотах. Они зачастую забывают разрядить оружие, а через какое-то время, считая его разряженным, нажимают на спусковые крючки. При этом обычно страдают окружающие, сами "стрелки", как правило, остаются невредимыми.

Нередки случаи, когда пьяные охотники тонут в водоемах, угорают в избушках, обгорают у костров. Иногда любители спиртного после неудачной охоты устраивают в пьяном виде стрельбу по пустым бутылкам. Результат подобной забавы - ранение, а то и гибель одного из участников таких импровизированных "стендовых соревнований".

Довольно часто между подвыпившими участниками охоты происходят ссоры, которые порой заканчиваются трагически, поскольку в руках у спорящих всегда имеется оружие, а контролировать свои действия должным образом они уже не в состоянии. Чтобы обезопасить участников охоты от подобных "случайностей", нужно вести с любителями спиртного самую решительную борьбу, вплоть до их исключения из охотничьих обществ.

Существенным элементом охотничьей этики является одежда. Ватные телогрейки и шуршащие плащ-накидки -это вчерашний день. Они неприлично выглядят и для охоты непригодны.

Несколько слов о влиянии охотничьей этики на решение организационных вопросов. Никакие споры с руководителем охоты как при подготовке, так и во время охоты не допускаются. Всегда должно соблюдаться жесткое единоначалие: руководитель дает указания, а все участники охоты безоговорочно их выполняют. Именно от этого зависит безопасность и обеспечивается успех охоты.

Старшинство на охоте определяется не служебным положением охотника, а его охотничьим опытом. Право выбора места охоты зависит от очередности прибытия охотников на базу. При облавных охотах стрелковые номера, как правило, определяются жеребьевкой. Но бывают и исключения, когда лучшие места на стрелковой линии выделяются гостям или почетным членам общества, а номера, наиболее близкие от транспортных средств, предоставляются пожилым охотникам, которым трудно передвигаться на большие расстояния, особенно по глубокому снегу.

Правомерным также считаются действия руководителя охоты, когда наиболее перспективные номера на стрелковой линии он отдает лучшим стрелкам. Прокладывание первой лыжни, переноску флажков и дежурство по лагерю настоящие охотники всегда делят между собой поровну. Лентяи и "бароны" в компании охотников неприемлемы.

Охотничья этика предписывает всем участникам охоты твердо знать и строжайше соблюдать существующие в данном регионе правила охоты, не допускать нарушения этих правил другими лицами, вести непримиримую борьбу с браконьерами и их пособниками, быть корректными и вежливыми в обращении со своими коллегами по охоте.

Нельзя занимать чужие шалаши, скрадки и лабазы. Нельзя стрелять дичь там, где нет возможности ее найти и подобрать. Неэтично стрелять зайца на лежке или куропаток и тетеревов, убегающих от охотника по земле. Не допускается стрельба не целясь по стае уток или взлетевшему выводку тетеревов. Ни под каким видом не трогайте "старку" (матку), которая обычно взлетает первой и, изображая из себя подранка, всегда старается отвлечь внимание охотника от своих птенцов. Ни в коем случае нельзя стрелять по зверю, идущему на соседний стрелковый номер.

Не нужно возмущаться, когда сбитую, но не найденную дичь, записывают на счет стрелявшего охотника. Позор и грубейшее нарушение охотничьей этики - стрельба по чайкам, певчим птицам и другим живым целям ради забавы или "чтобы набить руку".

Особо следует остановиться на дальностях стрельбы, на стрельбе за пределами надежного выстрела, так как именно такая стрельба приводит к большому количеству подранков, которых затем не удается добрать. Главным образом это касается охоты на уток поздней осенью, когда вдруг налетевшая стайка "северян" начинает кружиться над водоемом, выбирая место для посадки и постепенно снижая высоту полета. Уважайте коллег по охоте и не палите в белый свет, как в копеечку; дайте возможность выстрелить вашему соседу, но уже на убойной дальности. Не жадничайте, ведь за вашими действиями на водоеме обычно наблюдают десятки глаз ваших товарищей, они оценят ваш поступок.

Добор подранков - неписаный закон для каждого уважающего себя охотника. Оставлять в угодьях искалеченную, но не добитую дичь - позор для каждого человека.

Считается также неприличным, когда более удачливый стрелок, приехавший на охоту в компании, забирает все трофеи себе. Здесь более уместен справедливый товарищеский раздел отстрелянной дичи.

Особую значимость охотничья этика приобретает на весенней охоте. Ее основная заповедь: охоться, но не мешай охотиться другим. Весенняя охота не терпит близкого соседства охотников, так как они непременно будут мешать друг другу, Предположим, что вы скрадываете поющего глухаря, он совсем рядом, но тут гремит чей-то близкий выстрел и глухарь замолкает. Все, охота испорчена! Всегда помните, что неприлично вторгаться туда, где уже обосновался другой охотник. Этот неписаный закон весной особенно ценен. И никакой лепет подошедшего к вам охотника, что, дескать, "в тесноте, да не в обиде" не сможет оправдать его бесцеремонность и хамство.

И еще один момент. Хотя существующими правилами весенней охоты стрельба влет напрямую не запрещена, не стреляйте по налетевшей птице, дайте ей возможность подсесть к вашей подсадной. Это исключит возможность непреднамеренного отстрела уточки, да и сам выстрел по сидящей на воде птице даст вам стопроцентную гарантию на успех.

А теперь несколько слов об этике при охоте с охотничьими собаками. Охота с гончими, как правило, компанейская. В ней вместе с владельцем собаки участвуют еще несколько человек. Никогда не забывайте, что вы - гость, а владелец собаки - хозяин, а следовательно, и распорядитель всей охоты. Не лезьте к нему с советами и указаниями. Он еще накануне продумал все детали предстоящей охоты, и ваши высказывания будут его только нервировать.

Услышав заливистый голос гончака, не бросайтесь со всех ног в сторону гона. Занимая лаз, соблюдайте корректность по отношению к другим членам вашей охотничьей компании. Если прямо из-под ваших ног выскочил заяц, не вскидывайте ружье: настоящий гончатник зверя на подъеме никогда не стреляет.

Охотничья этика запрещает также отстрел гонного зайца из-под чужой собаки. К сожалению, среди охотников бытует ложное представление на сей счет. Многие считают, что если заяц взят из-под чужой собаки, то нужно просто найти ее владельца и отдать ему трофей. А тот, якобы, с благодарностью вручит вам взамен заряженный патрон. Это неверно! Из-под чужой собаки зверя вообще стрелять нельзя! Ведь для подавляющего числа гончатников музыка гона важнее, чем сам трофей, так что не лишайте их этой радости и не торопитесь вручить хозяину собаки кусочек мяса, завернутый в шкурку. На кого нарветесь, а то ведь и по физиономии можно запросто схлопотать. И поделом!

Весьма часто охота с гончими превращается в "охоту за гончими", особенно если это происходит в густонаселенной местности. Ваш долг - вместе с владельцем собак искать их до победного конца. Никогда не уходите с охоты один. Товарищи, обнаружив ваше отсутствие, бросятся на ваши поиски. Помните, с охоты из лесу нужно всегда возвращаться всем вместе.

Если вы отстреляли зайца, то обязательно спросите у владельца собаки, не возражает ли он, чтобы вы взяли его себе. А если вам посчастливилось взять двух ушастиков, а в компании есть неудачник, то отдайте ему одного зайца. Лучше всего сделать это через владельца собаки и не в лесу, а вернувшись на базу, чтобы ни у кого не возникло подозрения, что вы просто хотите избавиться от лишней тяжести.

Буквально несколько слов о таежной охотничьей этике. Раньше, когда охота была средством существования человека, охотничья этика диктовалась суровой необходимостью выжить в неравной борьбе с природой. Особенно это было характерно для малонаселенного севера нашей страны. Именно там зародился обычай не запирать промысловые охотничьи избушки, всегда оставлять в них запас сухих дров, спички и небольшой (аварийный) запас продуктов, чтобы любой случайный путник мог переждать в избушке непогоду, обогреться и утолить голод.

Однако в последние десять лет эта замечательная традиция стала попираться. Нередкими стали случаи, когда незваные таежные гости сжигают дрова, съедают продукты и спокойно уходят, прихватив с собой понравившиеся вещи. Естественно, что теперь охотники-северяне, закончив промысловый сезон, вынуждены либо прятать свое имущество от непрошеных гостей, либо увозить его за десятки километров домой, а осенью завозить снова. И нет уже больше в тайге приветливых промысловых избушек, многие годы дававших приют заблудившимся туристам и геологам. Стало привычным вместо добротных построек встречать грязные, полуразвалившиеся зимовья с сорванными дверями, выбитыми окнами и голыми стенами. О продуктах и сухих дровах и говорить не приходится. Больно об этом писать, но именно такие "новшества" в охотничий быт промысловиков внесли антинародные реформы, проведенные в нашей стране псевдодемократами-перестройщиками.

А теперь о самом щепетильном вопросе охотничьей этики - кому принадлежит добытая дичь, если по ней стреляли несколько охотников? Положение осложняется тем, что считается неэтичным спорить по этому поводу. Но ведь должны же быть какие-то критерии, с помощью которых можно объективно определить - кто является хозяином трофея. У нас и за рубежом принято считать , что копытную или другую крупную дичь отстрелял тот охотник, который первым произвел эффективный выстрел. Но это не аксиома! Бутурлин, например, считал: "Кто остановил, того и зверь".
Считается, что зверя добыл тот, кто остановил его бег, а птицу-тот, кто прервал ее полет.

Интересная выдержка из Российской охотничьей газеты.

Этика по отношению к дичи
В статье в «РОГе» за 9.02.05 Юрий Константинов написал: «Мизерные тиражи охотничьих изданий способствуют тому, что полная охотничья безграмотность и бескультурье наблюдаются у большинства охотников».

Согласен. Но я бы еще добавил, что даже в этих изданиях больше уделяется внимания самой охоте, способам добычи дичи или ее приготовлению. В лучшем случае, об отношениях между охотниками.

Меня, например, коробит, когда я вижу снимок героя-стрелка, сидящего верхом на поверженном звере или поставившего на него ногу. Но я его не виню. У многих не было опытного, грамотного и этически подкованного наставника. Учиться они могли только на литературных примерах и глядя на снимки.

Так вот, помните охотники – фотографироваться допустимо только рядом с добытым зверем и тем более не держать его при этом за уши, как многие делают с медведем. Нельзя также держать лису за хвост, а только за лапу. Этим вы показываете свое неуважение к поверженному зверю. А если вы не уважаете его, то, значит, не уважаете и себя. Если уж вам так не терпится сесть верхом на мертвечину, то сядьте на кусок колбасы. Ведь не поставит никто ногу на мертвого человека, если он только не его смертельный враг. А чем тебе враг добытый тобой кабан?

Если зверей отстреляно несколько, то они должны быть выложены аккуратными рядами, по мере их ценности, а не свалены в кучу. Даже если это волки!

Так же неэтично сниматься с чужой добычей.

Бережно надо относиться и к другой, более мелкой дичи. Некрасиво выглядит, когда охотника просят показать добычу, а он достает из рюкзака окровавленный комок перьев или меха, к тому же бросает его на землю. Намного приятнее похвастаться перед знакомыми или, тем более, незнакомыми коллегами аккуратно расправленными, очищенными (отмытыми) от крови и подвешенными на ягдташ трофеями, за неимением оного, тщательно уложенными в рюкзак.

Если сомневаешься, что можешь сохранить добычу до дома, то лучше съешь ее или отдай кому-нибудь. Неважно кому, может быть, первой попавшейся в деревне старухе. Это лучше, чем привезти домой тухлятину или выбросить дичь по дороге.

Теперь о милосердии. То, что необходимо добивать (достреливать) убегающего или уплывающего подранка, знают все. Еще бы, добыча уходит. Но вот некоторые таскают еще живых птиц и зверьков в сумках после добора. Я сам наблюдал, как принесли подраненного вальдшнепа несколько уважаемых охотников и фотографировались с ним. К сожалению, у меня руки были коротки сделать им замечание. Я просто на следующий день в деликатной форме отказался показать им новые угодья. А попросту послал. Однажды два придурка принесли мне лисицу, с просьбой снять шкуру. Оказалось, что они полдня таскали в мешке живого зверя с перебитыми ногами и выпущенными кишками. Вот тут руки мои подросли, и больше они не приходили.


СТРЕЛЬБА И ОХОТА
Весна. Плывем с егерем на лодке с утренней зорьки. Вдруг спереди протоку вплавь пересекает утка с закинутым за спину крылом (!). С воплем «Подранок!» – егерь стреляет и добивает ее. Мы с детства знали по рассказам Бианки, что таким образом матка, имитируя калечную, уводит человека или собаку от гнезда или утят. И это сегодняшний егерь! А что уж говорить о молодых охотниках, которые вряд ли читали Виталия Бианки. Но, тем не менее, это надо знать, иначе будет загублен целый выводок.

Читаем в рассказах охотников: «Зажали зверя в угол, теперь ему не уйти» или «Уходивший лось провалился под лед, вот тут-то мы его и добыли». Неплохо бы таким писателям почитать охотминимум. Цитирую: «Не допустима добыча зверей и птиц, попавших в беду». Животное всегда должно иметь шанс на спасение.

Мне вспоминается один анекдотический случай, произошедший зимой в одном из подмосковных хозяйств. Одного важного гостя (как сейчас помню, это был очень толстый зам. министра пищевой промышленности) посадили на кабанью вышку с живоловушкой. Это такое сооружение, типа загона, куда заходят звери кормиться, а потом за ними захлопываются ворота. Вот и к нашему стрелку в загон зашла свинья с выводком кабанчиков. Охотник дернул за веревочку, дверка и закрылась. Наш Вильгельм Тель открыл стрельбу. Когда же он расстрелял все патроны из карабина и взглянул на результат, то несколько оторопел. Пока он палил, взрослая свинья перемахнула через жерди, сломав верхнюю, а поросята подрыли (!) загородку снизу и ушли все до одного. Так что и у этих зверей был шанс, и они его использовали.

Но вот у некоторых птиц и зверей такого шанса не бывает. Например, мало шансов имеют птицы, у которых после ночного заморозка обледенели крылья, и они потеряли на какое-то время способность летать. Догоняй их и дубась палкой. Нет шансов у оленей, лосей и других зверей, переплывающих реку или озеро. Подплывай на лодке и бей веслом. И ведь поднимается у кого-то рука стрелять таких.

Во время засухи некрасиво добывать дичь возле единственного в округе источника воды.

Нечестно охотиться в бескормицу на животных, ослабевших от голода. Пример: случай, произошедший в Средней Азии. Обессиленная от голода отара сайгаков подошла под город Алма-Ата и, спустившись в овраг, осталась там. Половина города с лопатами и топорами кинулись, чтобы поживиться халявным мясцом. Только группа местных охотников не пустила озверевшую толпу к животным. Стреляя из охотничьих ружей в воздух, они не допустили расправы. Это совершенно достоверный факт, за который я ручаюсь.

Кстати, на охоте не принято говорить – «убил утку или кабана». Рекомендуется говорить добыл, взял, отстрелял, снял в лет и, если хотите, заполевал.

Отдельная просьба ко всем охотникам. Не жалейте патрона на бродячую собаку в угодьях и пролетающую ворону. Как говорится: «За каждую уничтоженную ворону, Бог один грех списывает».

Писать о том, что плохо стрелять на расстояния, превышающие допустимые, надоело, да и бесполезно. Как стреляли, так и будут. Но вот молодым охотникам я бы посоветовал после утиной охоты просто подсчитать количество расстрелянных патронов и число взятых уток (взятой считается только та птица, которая в руках). Уверен, что те три утки, которые вы добыли, распуляв сотню патронов, и были взяты на расстоянии до 35 метров. Уверен, к ним не добавится ни одной, снятой с 60–70 метров. Даже если несколько штук вы зацепите, все равно их так и останется три в рюкзаке. А дальше, как хотите. Но помните, если рядом окажется культурная, крепкая команда, которой вы будете мешать своей пальбой, рискуете получить по шее. И опять-таки, это неуважение к птице. Поскольку прицельный выстрел на такой высоте невозможен (слишком велик разброс дроби и большая доля случайного попадания). Значит, думаете, что утка дура, сама налетит на дробину.

Еще, мне кажется, нечестно использовать на охоте электронные манки (тем более что они запрещены). Гораздо почетнее подманить гуся голосом или в манок.

Считается неэтичным стрелять зайца на лежке. Но, на мой взгляд, в нашей средней полосе, бедноватой на зайчика, охотник целый день проходивший по лесу, все-таки имеет право вернуться домой с добычей. Поэтому его дело выбрать, как поступить. Ведь второго шанса может и не быть. Но хочется, чтобы как можно больше охотников следовали исконно русским и лучшим зарубежным традициям. Тогда и сама охота для большинства станет еще больше в радость.

Российская охотничья газета
от 20.04.2005 Сергей ЛОСЕВ