Про охоту и охотников. Лонгрид. Часть 5. Охотничья этика и моральный кодекс

И снова приветствую тебя, дорогой читатель. Думаю, ни для коно не секрет что в любой группе людей, любой организации или клубе по интересам есть свои правила, свой устав, если угодно. Сборник норм и правил поведения. Где-то он формализирован в виде внутреннего документа/приказа, где-то остается «на словах» и все его придерживаются. При вступлении в такое сообщество ты принимаешь (или не принимаешь, об этом позже) «правила игры» и действуешь согласно общепринятой линии поведения. Это во многом хорошо и правильно, всего не прописать на бумаге, да и во многих случаях – не стоит того. Но где нет порядка – господствует хаос. Это все понятно. Но что же касается именно морального кодекса? Когда ты на едине с собой? Кто будет «контролировать» твое поведение? Ведь к каждому охотнику инспектора не приставишь. Кто контролирует охотника в лесу и как это происходит? Все очень просто, сам охотник себя и контролирует. Я считаю будет уместным вспомнить произведение Анджея Сапковского, о ведьмаке Геральде из Ривии, когда ему Весемир рассказывал про «кодекс ведьмака». Если коротко: придумай его себе сам. Это во многом похоже на то, что происходит и с охотником, на определенной стадии. Каждый должен сам для себя определить «что такое хорошо, а что такое плохо». Да, разумеется, есть закон о оружии, правила охоты, региональные законодательные акты. Но давайте будем честными, все мы знаем ПДД, но скорость, иногда, превышаем. Я ни в коем случае не говорю сейчас о браконьерстве, я говорю о «серой зоне» или о нарушении правил охоты. В чем разница более подробно могу расписать в другой статье, если будет интересно читателю. А пока сойдемся на простом определении: Если отстреливать беременных самок летом – это браконьерство, а если добыть на одну утку больше в день охоты, это нарушение правил охоты. Или использовать электронный манок. Кстати, с последними все еще более интересно. Да, на охоте запрещены электронные манки т.е. в момент охоты его использовать нельзя, НО что мне мешает оставить его (электронный манок) на ночь, потом приехать утром, убрать манок в машину и сесть охотиться? Охота производиться без электронного манка, значит все по правилам. Я сейчас говорю за условного тетерева. Насколько это законно – пф, полностью. Насколько это этично? Ну, тут каждый уже решает для себя. Или стрельба по хлопунцам (птенцам утки этого года) осенью? Да 1000 моментов может быть, от стрельбы в утку, а не селезня, весной, до использования нарезного калибра при охоте на птицу, условной стрельбы по уткам из «мелкашки». Да, многое могут признать и браконьерством, многое – нарушение правилами охоты. Но порой, очень сложно объяснить охотнику, который 20 лет охотился с мелкашкой на утку, почему теперь этого делать нельзя. Правила охоты вообще очень интересный документ, вот объясните мне, нога-захватывающий капкан, разрешен при охоте на лису. А у капкана что, глаза есть? Т.е. если я поставил капкан, попалась лиса – я охотник, попалась енотовидная собака – я браконьер. Великолепно. Или я гуляю с собакой по лесу, просто, даже не являясь охотником. Нахождение в охот. угодьях с собакой приравнивается к охоте. Т.Е. к вам может подойти инспектор и составить протокол. Бред, я знаю, но так написано в законе. Понятно, что на деле такое применяется крайне редко, но прецеденты были. Но меня опять занесло, давайте вернемся к этике. Я не буду писать за всех, как я и говорил выше, у каждого здесь есть что-то свое, кто-то вообще принципиально не охотиться на птиц. Я попробую описать лишь самые общие и наиболее часто встречающиеся моменты, которые могут быть вам интересны.

Начнем с простого, нарушение сроков охоты – это еще и браконьерство. Поймают – исключат из общества и коллектива, возможно еще и «сдадут», если на копытных – точно «сдадут». За птицу, не факт, но приятного будет мало. Таких не любят все. Хотя и стоит отметить, что с современными сроками открытия охоты, на утку в августе, а на лося в сентябре – и браконьерить не надо. И так сроки такие, что считай браконьерство. Ну не будет лосиха рожать в другое время года и период гона как быт в определенное время года у лосей/медведей/косуль – так и остался. Ну не будут они рожать или спариваться в другое время, какие законы не пиши, как вы не поймете? Тьфу.
С этим разобрались, что касается превышения норм добычи: ну например, охотимся мы в троём, у каждого в разрешении написано «3 гуся гуменника/белолобого в день». Вроде бы, все понятно. Будет ли нарушением если я добуду 6, Петя – 0, Саша – 3? Да, будет. Но зачастую, так и происходит. К тому же, при коллективной охоте и стрельбе из 3-4 ружей – не особо понятно, кто в кого попал и кто кого добыл. Здесь играет роль другое, если «общий» лимит 9 – то вот его уже не превышают. Коллектив дело такое, не поймут. Да и куда его столько? Щипать устанешь. Насколько это этично? Ну, я считаю – вполне, «общая» норма соблюдена, а кто именно сколько настрелял – уже не важно, все равно поделим поровну. Вот, точно, про дележку – тут важно понимать, жадность — это плохо. Если вы человек по натуре жадный – ооооой, тяжело вам придется. Такое не любят, санкций за это конечно нет, но на охоту больше могут и не пригласить. Слыхал я рассказы и о том, как одного зайца на 6 человек делили, чтобы каждый вернулся домой хоть с небольшим трофеем. Охот. коллектив — это буквально вторая семья, если вас приняли – вы родной человек, помогут, не обидят, но и в ответ должно проявляться схожее отношение. Отношение к собакам. Оскорбишь собаку – оскорбишь хозяина. Опять же, санкций нет, но хорошего отношения от владельца собаки больше не ждите, это как минимум, а то и от остальных охотников. Алкоголь….ну, чего скрывать, многие охотники выпивают на охоте, я лично таких не знаю, у нас полностью «безалкогольный» коллектив, но истории слышал. Поэтому люди даже охоты забрасывали, не хотели охотиться с пьяными. Сейчас, я думаю, в последние годы к этому изменилось отношение и в целом, пить стали в разы меньше, но это субъективное суждение, исходя лишь из личного опыта. Единственное что скажу, ищите коллектив, где не пьют, как минимум, это не безопасно для вашей жизни. Ну и да, в таких коллективах алкоголь может стать причиной для исключения, или, как минимум, поводом к суровому предупреждению. Использование неподходящего боеприпаса – тоже может быть порицаемо, например руководитель охоты говорит – только гладкое и только пули. Значит берем гладкоствольное оружие и пулевые патроны. Хотя именно такое сочетание – редкость, гладкое чаще для картечи на волка, а только пули – при охоте с собаками. Пунктуальность – очень важный момент, зачастую охота начинается по очень жёсткому таймингу, на рассвете или закате и опоздание на 20 минут – может серьезно повлиять на охоту. Жестокость – таких сразу отстраняют от охоты, лично свидетелем не был и от других охотников не слышал, но на ганзе читал статьи что выгоняли любителей ранить и не добивать животное, или по-другому издеваться. Обычно «слава» о таком разлетается быстро и найти охот. коллектив будет максимально сложно. Не добор дичи: можно разделить на две составляющие, не добрать подранка и не подобрать трофей. Что в первом, что во втором случае от охотника требуется сделать ВСЕ возможное что бы добрать/достать трофей. И это очень заметно, реально ты пытался или нет, и если в первом случае все не так однозначно, можно реально не найти, то вот в случае с добытым трофеем – могут и «заставить» искать. Хотя на практике проблем с этим не встречал, все всё понимают и добирают/забирают.
Есть еще множество факторов, думаю их все перечислять бессмысленно, я лишь постарался для человека непосвящённого «пробежаться по заголовкам» охотничьей этики, по моральному кодексу, общим его чертам. Хотя, опять же, к каждому охотнику инспектора не приставить и у каждого свое понимание «что такое хорошо, а что такое плохо».

Про охоту и охотников. Лонгрид. Часть 5. Охотничья этика и моральный кодекс Люди, Жизнь, Общество, Охота, Животные, Человек, Мир, Мысли, Мораль, Этика, Длиннопост