Ответ на пост «Кто такой Владимир Пропп и почему его знают в Голливуде?»

Кто такой В.Я.Пропп - читать в исходном посте. Если коротко: советский филолог, разработавший структуру волшебной сказки. Оказывается, сказки и мифы всех народов, от "Царевны-лягушки: до "Одиссеи", состоят из ограниченного числа элементов, которые следуют друг за другом в определнном порядке. @Purplepurplem подвергла пропповскому анализу "Гарри Поттера", кто-то из комментаторов - "Звездные войны", ну а мне показалось интересным разобрать "Мудреца из страны Оз", или, что то же самое, "Волшебника Изумрудного города". Итак, приключения девочки Элли в терминах "Морфологии сказки"

1. Один из членов семьи отлучается из дома. Сюда входит как начало путешествия куда-то, так и смерть или исчезновение детей (нужное подчеркнуть).

Родители Дороти умирают. У Волкова это изменено, родители Элли живы, а вот Баум больше придерживается традиции, у него Дороти –  сирота, ее воспитывают дядя и тетя.

2. К герою обращаются с запретом. Здесь может быть какой-то запрет на совершение определенных действий или же наоборот приказ на совершение какого-то действия.

Элли запретили выходить из погреба во время урагана.

3. Запрет нарушается. Пункт связанный напрямую с предыдущим.

Элли побежала за Тотошкой и оказалась в фургоне..

4. Антагонист пытается произвести разведку. Проще говоря, антагонист собирает всю информацию о своей будущей жертве и/или ценностях, на которые хочет посягнуть своей черной душонкой.

5. Антагонисту даются сведения о его жертве. Причем он может добыть информацию сам, а может узнать ее случайно из-за неосторожности других персонажей.

6. Антагонист пытается обмануть свою жертву, чтобы овладеть ею или ее имуществом. Проще говоря, антагонист создает определенную уловку, как первую попытку в достижении своей цели.

7. Жертва поддается обману и тем невольно помогает врагу. Либо герой выдает свои секреты сам, либо поддается на всякие уловки врага, в том числе и волшебное вредительство, а также скользкие договоры между героем и антагонистом.

8. Антагонист наносит одному из членов семьи вред или ущерб. Сюда входят: похищения людей или имущества главного героя, порча имущества, нанесение физического вреда герою или его близким, исчезновения людей, выманивание жертвы, изгнание кого-то, убийство или приказ на убийство кого-либо, насилие в различной форме и т.д.

Пунктов 5-8 нет, если не считать за них козни Гингемы с ураганом.

8а. Герою или его семье может чего-то не хватать. Речь идет как о материальных благах, так и о моральных, типа друзей/семьи/любви и т.д.

Вот тут начинается сюжет. Элли не хватает родного Канзаса, она хочет туда вернуться.

9. Беда или недостача сообщается, к герою обращаются с просьбой или приказанием, отсылают или отпускают его. То есть тут герой осознает, что есть какая-то проблема, которую только он может решить.

Предсказание Виллины: Гудвин вернет девочку в Канзас, если она поможет трем существам исполнить их заветные желания.

10. Искатель соглашается или решается на противодействие. Герой решается на противостояние.

11. Герой покидает дом. Выходит в путь за приключениями.

Элли отправляется по дороге из желтого кирпича.

12. Герой испытывается, выспрашивается, подвергается нападению и пр., чем подготовляется получение им волшебного средства или помощника. Сюда входят различные испытания по пути к цели героя, встреча с помощниками, просьбы от умирающих, а также непосредственно борьба с волшебными кознями.

Куча приключений по пути в Изумрудный город.

13. Герой реагирует на действия будущего дарителя. Тут все связано с предыдущим пунктом. То есть либо герой выполняет просьбы, либо проходит испытания, либо еще что-то, что было там по сюжету.

Элли соглашается отправиться в Фиолетовую страну и сразиться с Бастиндой.

14. В распоряжение героя попадает волшебное средство. Любые способы приобретения волшебного средства: от случайной находки до покупки или добычи в бою. Люди и другие существа тоже могут быть волшебными средствами, если они добровольно (или не очень) отдаются под владение главного героя.

Серебряные башмачки у Элли уже при себе,  но она не знает их предназначения.

15. Герой переносится, доставляется или приводится к месту нахождения предмета поисков. Любые виды перемещения героя туда, куда надо было попасть по задумке.

Пришли в Фиолетовую страну.

16. Герой и его антагонист вступают в непосредственную борьбу. Это может быть как классическая борьба, так и игра в карты, т.е. любое противостояние, где может быть выделен победитель и проигравший.

Битва с насланными Бастиндой волками, воронами и пчелами.

17. Героя метят. Имеется ввиду любая травма героя, а также способы первой помощи при ней (перевязали, залили, плюнули).

Не было.

18. Антагонист побеждается. Напрямую связано с пунктом 16, в чем заключается битва – в том и побеждает.

Элли обливает Бастинду водой.

19. Начальная беда или недостача ликвидируется. Победа! В любом смысле: герой кого-то спасает, защищает или находит то, что было необходимо.

Бастинда растаяла.

20. Герой возвращается.

Элли и ее друзья возвращаются в Изумрудный город.

21. Герой подвергается преследованию. Тут либо кто-то из слуг антагониста атакует героя, либо на пути домой он встречает препятствия.

22. Герой спасается от преследования. Либо прямой битвой, либо обманом/волшебством.

23. Герой неузнанным прибывает домой или в другую страну. В сказках герой устраивается кому-то на обычную, так скажем, рядовую службу.

Пунктов 21-23 в сказке нет. Хотя препятствия были дальше, на пути в Розовую страну

24. Ложный герой предъявляет необоснованные притязания. Кто-то пытается своровать победу и заслуги героя.

Ложный герой здесь –  Гудвин.

25. Герою предлагается трудная задача. Любое испытания из разряда «поцеловать царевну в окне башни» и прочие сказочные прихоти.

26. Задача решается. Напрямую связано с предыдущим пунктом.

27. Героя узнают. Его могут узнать как в целом просто так, так и по следам от ран/артефактам, полученным на поле боя.

П. 25-27 отсутствуют.

28. Ложный герой или антагонист, вредитель изобличается.

Гудвина разоблачили.

29. Герою дается новый облик. Всяческие плюшки, которые получает герой: от новых шмоток до более важных вещей.

Плюшки здесь достались не Элли, а ее друзьям: Страшиле – ум, Железному Дровосеку –  сердце, Льву –  смелось.

30. Враг наказывается. В случае, если остается жив, конечно.

Бастинда уже умерла в п. 19.

31. Герой вступает в брак и воцаряется. Типично для сказок «полцарства и невеста», ну или другие альтернативные способы оплаты соразмерные цене.

Воцарились, опять же, Страшила в Изумрудном городе, Железный Дровосек в Стране Мигунов и Лев –  в волшебном лесу.