Ответ на пост «Грустное»2

Когда училась в школе, писала статью о трудоустройстве людей с ограниченными возможностями, в нашем городе были школы-интернаты для слабовидящих и слабослышащих - так они назывались, хотя там были также и полностью слепые, и полностью глухие люди БЕЗ возможности компенсаторики. Тогда еще не были распространены костные импланты для глухих, или они стоили очень дорого.

Так вот. В школе слепых были свои музруководители (не один), был свой оркестр, большинство детей оттуда выпускались играющими на разных инструментах, а многие с удостоверением, позволяющим им с порога школы давать уроки игры на нескольких инструментах. Также были гончарное и вязальное отделение с вязальными машинами - это доп к учебе для слепоглухих. То есть работа на швейной машинке для слепого сопряжена с трудностями, но на вязальной машине уже идет запоминание операций, и хотя она сложнее - слепой работник в одиночку дает продажный результат.

Все дополнительное образование в этих двух интернатах было направлено на то, чтобы выпускник задолго до окончания школы знал, с какими делами он справиться не может никогда, с какими он справится с помощью помощника, а какие способен выполнить в одиночку и оценить свой результат в одиночку. Вот последнее - выполнение и оценка результата в одиночку и должно было стать критерием для выбора работы в дальнейшем.

Это было в начале нулевых, и за несколько предыдущих лет у них были трудоустроены почти все выпускники - это в начале нулевых, когда и здоровые люди предпочитали работать в черную, оставляя трудовую книжку пустой. Слепые получали образование массажистов, работали на комбинатах в промышленности, вели занятия в школах, училищах. Работали в клубах, кружках и детсадах музруководителями, вообще многие были связаны с музыкой. Работали в артели гончаров, либо лепили игрушки на дому, которые сдавали артели, и несколько даже занимались резьбой по дереву.

И это мило конечно, что двое слепых бродят по городу, пытаясь выжить в этом жестоком мире. Однако, кроме того, что у них есть возможности трудоустройства в других сферах и есть возможности получить дополнительные навыки - они еще и себя подвергают опасности, и свою собаку (обученную не ими, стоящую довольно дорого в обучении) также подвергают опасности, и вряд ли зарабатывают что-то существенное за весь день на доставке четырех заказов в сутки.

Это с их стороны или попытка привлечь внимание, или попытка доказать самим себе и друг другу, что они могут справляться и с вот такой вот работой. Но справляться самостоятельно с такой вот работой они не могут.

Так же, как человек с заиканием не может работать на холодных звонках, глухонемой не может быть продавцом-консультантом, слепой не сядет кассиром в магазине, а человек с ДЦП не может быть грузчиком. Инклюзия вообще не про то, чтобы человек с ограничениями превозмогал себя и делал вроде бы невозможные для себя дела с помощью других. Она про то, чтобы человек делал то, что способен делать, и при этом ему не требовалось кураторство, или требовалось минимально