Орудийная деятельность – критерий интеллекта?

Орудийная деятельность – критерий интеллекта? Заметки, Психика, Интеллект, Животные, Наука, Биология, Эволюция, Труд, Человек, Мышление, Ученые, Исследования, Научпоп, Длиннопост

Организмы на интеллектуальном этапе развития психики (человекообразные обезьяны, врановые, слоны и др.) являются одними из высших представителей животного мира: у них психическая деятельность достигает своего предпоследнего уровня, характеризующегося развитием познавательных способностей до формы интеллекта (отсюда и название этапа).
Интеллект - это способность к использованию старого опыта в новых ситуациях, к пониманию и применению абстракций и к использованию своих знаний для управления окружающей средой, что не может быть объяснена инстинктами и рефлексами.

Закономерным и неизбежным его следствием является возникновение у данных животных Труда – деятельности по приспособлению окружающей среды для удовлетворения потребностей, основанной на способности к использованию индивидуального опыта и знаний об окружающей среде.
Однако, труд интеллектуальных животных, в отличие от человеческого, имеет лишь вспомогательную функцию для решения специфических задач, встречающихся в жизни, и такие животные хоть и менее успешно, но всё же смогут прожить и без использования труда.

Зачастую труд животных также сопровождается употреблением ими вспомогательных орудий (палок, камней и т.д.), но орудийная деятельность не всегда является показателем интеллекта, например: морские выдры, белые медведи, египетские грифы и некоторые грызуны тоже используют камни в своей активности [1], но они, очевидно, интеллектом не обладают.

Использование камня, например, морской выдрой является не следствием работы её мышления, а врожденным навыком [2], и имеет лишь одно проявление: с помощью камня выдра разбивает только раковины моллюсков, панцири крабов и оболочки морских ежей.
Орудийная деятельность человекообразной обезьяны же проявляется многочисленными способами, которые вдобавок приобретаются в процессе жизни: примат палкой достаёт далекий предмет, использует её в качестве копья при охоте, измеряет с помощью неё глубину водоёма [3] и т.д.

Кроме того, неинтеллектуальное животное никак не преобразует, не развивает свои орудия: медведь сбивает плоды с дерева обыкновенной палкой, не придавая её никаких изменений, - тогда как интеллектуальный грач изгибает проволоку в определённую форму, чтобы доставать с помощью нее пищу из контейнера [4], а шимпанзе может создать, например, удлиненную палку из двух тростинок [5].

По этой причине, чтобы точно убедиться, что животное находится на интеллектуальном этапе развития психики и действительно трудится, недостаточно заметить у него орудийную деятельность - необходимо также оценить психику животного на другие признаки расчлененного сознания: 1) социальность; 2) самосознание; 3) умение использовать старый опыт, знания в новых ситуациях; 4) понимание и применение внешних абстракций; 5) употребление метода мысленных проб и ошибок и 6) сознательное обучение сородичей.

Вернёмся к труду: у предков человека он возник в эпоху среднего миоцена (с 14 млн. лет назад) в условиях снижения температуры и уменьшения площади тропических лесов. Это постепенно заставляло дриопитеков все чаще слезать в поисках пищи с деревьев на почву, где они встречались с хищниками, которые за миллионы лет обитания на земле отлично к ней приспособились. Чтобы с ними хоть как-то конкурировать человеческие предки образовывали социумы (объединения молодых холостяков или полноценные стада), которые способствовали обороне.
В этих социумах ранних австралопитеков (или даже дриопитеков) к 8 млн. лет назад как раз и возник интеллект и труд в качестве дополнительных компонентов для решения нестандартных затруднений и для восполнения физической слабости, недостатков естественного вооружения в борьбе с наземными хищниками.

При всё большем переходе к земному образу жизни австралопитеки из-за недостатка растительной пищи начинали постепенно употреблять в пищу легкодоступное мясо: падаль, ящериц и т.п., а позже и коллективно охотиться на животных: сначала мелких, а потом и крупных, - происходил переход от плодоядности (не путать с плотоядностью) к всеядности. Труд (а соответственно и интеллект) стал систематически используемым и необходимым для выживания, так как с помощью него пралюди разделывали мясо, коллективно охотились, совместно оборонялись и т.д. Таким образом, в период 4,2 - 3,4 млн. лет назад социум, интеллект и труд стали важнейшими эволюционными преимуществами, основными инструментами для приспособления к среде.

Коллективная и более-менее систематическая охота приводила к развитию социума, ведь теперь австралопитек становился еще более зависимым от своих сородичей: впредь нужно было уметь учитывать интересы товарищей, предвидеть их реакции на твои действия, не разваливать коллектив, сохранять сплоченность и согласованность. Это, в свою очередь, приводило к дальнейшему развитию интеллекта (ведь чтобы столько много вещей учесть, необходимы достаточно развитые познавательные способности) и переходу в период 3,3 - 2,9 млн. лет назад к высшему на данный момент этапу развития психики – трудовому сознанию.

Характеризуется же трудовое сознание критическим, творческим и абстрактным мышлениями, а также возможностью анализировать предметы, мысленно расчленять их на составляющие части и свойства, синтезировать эти составляющие в новые образы и понимать сложные, структурированные образы, состоящие из многих элементов, что называется сложным (сложно-образным) отражением.

Источники:
[1] Резникова Ж.И. Исследование орудийной деятельности как путь к интегральной оценке когнитивных возможностей животных // Журнал общей биологии. 1: 3-22, (2006);
[2] Nicholson Teri, Mayer Karl, Staedler Michelle, Johnson Andrew. Effects of rearing methods on survival of released free-ranging juvenile southern sea otters // Biological Conservation. 138 (3–4): 313–320, (2007);
[3] Breuer Thomas, Breuer-Ndoundou Hockemba Mireille, Fishlock Vicki. First Observation of Tool Use in Wild Gorillas // PLoS biology. 3, (2005);
[4] Bird Christopher, Emery Nathan. Insightful problem solving and creative tool modification by captive nontool-using rooks // Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America. 106, (2009);
[5] Лев Выготский, Александр Лурия «Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок», глава I, параграф 2, (1993);
6) Семенов Ю.И. «Как возникло человечество» (2002);
7) Older Vane. Этапы эволюции психики // КРЯК (09.01.2023), URL: https://vk.com/@kryak63-etapy-evolucii-psihiki ;
8) Older Vane. Эволюция гоминидов // КРЯК (25.02.2023), URL: https://vk.com/@kryak63-evoluciya-gominidov .