Опыт владения личной 3D мастерской ч.2 - о процессе печати и первых доработках

Доброго времени! Неожиданно, после первого поста на меня подписалось около 400 человек. Не ожидал, что так Вам так зайдет, спасибо - держите продолжение.


Заранее хочу извиниться - тем и размышлений по 3D и 3D печати огромное количество и я пока не могу от начала и до конца придумать как всё это систематизировать, поэтому я буду давать небольшую аннотацию на то, что будет в посте, чтобы вы могли пропускать какие-то моменты, если вам о них известно.


В этой части поговорим о таких вещах как:

- Процесс печати от 3D модели до пластиковой модельки

- Формирование цен

- Первые несколько месяцев после открытия


Хотел бы уточнить, всё что я рассказываю касается FDM принтеров (принтера у которых материал является катушкой с прутком). Есть так же фотополимерная 3D печать - в качестве материала выступает жидкая фотополимерная смола. Там есть свои сложности, запахи, работа с химией в перчатках, просушка на УФ и пр. В эту степь я вас погрузить не смогу, из-за отсутствия собственного опыта по работе с ней. Поэтому говорим о FDM (так же иногда называют FDD это одно и тоже)


Немного хотел пояснить о механике процесса самой печати для тех кто не до конца её представляет. Сначала берется модель, сделанная самим собой в 3D редакторе или найденная в интернете (которых целые библиотеки на любые темы). 3D модель может быть как в формате какой-то отдельной программы по моделированию (.blend, .max, .skp и пр.), так и в универсальных форматах - .obj, .stl, .fbx. В целом в любом редакторе существует экспорт модели из их уникального формата в универсальный, поэтому даже получив файл в формате редактора можно выудить подходящий для печати файл.


Файл с моделью это просто файл с геометрией. Где есть огромное облако точек, между которыми натянуты плоскости в форме того, чего нам надо. Программы которые адаптирует, а даже если быть точным программируют (создают программу для печати принтером) модели называются - Слайсеры (От слова Slice - ломтик). Что делает слайсер? Тут нужно немного понимать как работает принтер.

Представьте, что вы ребенок у которого есть стол, тюбик зубной пасты и дикое желание слепить маленьку избушку. Вы открываете тюбик, наводите его рукой в то место где хотите сделать модельку и начинаете равномерно его выдавливать, естественно обрисовывая рукой квадрат - это наш первый слой - первый этаж избы. После первого квадрата, вы поднимаете руку выше и начинаете строить второй слой поверх первого. Вот именно так и работает FDM 3D печать. Только вместо рук у нас 3 шаговых двигателя которые ориентирует сопло по всем трём X,Y,Z осям, а вместо сдавливания тюбика еще 1 шаговый двигатель с механизмом подачи пластика, который называют Экструдер. Сопло естественно вкрученное в нагревательный блок греется до 180-250 гр. и выдает нам пластик с нужным потоком, который экструдер пропихивает еще в жестком виде до нагревательного блока.

Так вот слайсер, это программа которая преобразует 3D модель в G-Code (машинный код). По сути G-Code это текстовый файл где говориться в виде команд нечто вроде:

- Поставь температуру стола 100 гр.

- Поставь температуру сопла 250 гр, продолжи когда достигнется

- Двигайся в домашние позиции по осям Х, Y, Z

- Двигай двигателем Х на 100 вправо , двигателем Y на 50 вглубь

- Включи подачу пластика на такую то скорость

- Двигай туда то и сюда-то, а потом сюда и туда


и так далее. Т.е. команды максимально четкие и максимально понятные и их огромных текстовый файл, который просто подается принтеру и по порядку исполняются. Отсюда можно заметить что принтер это довольно глупое устройство, которое просто работает по машинному коду (многие считают что он что-то там сам умеет думать).


В самом слайсере есть настройки по сути температур, размеров и размещения модели, настройки качества печати (высота слоя, заполнение, толщина верхних нижних стенок, толщина периметров и пр.), доп элементов (поддержок и пр.) и многие другие тонкости. Если проще после прохождение слайсера у нас модель преобразуется в G-Code. Поскольку все принтера разные настройки принтера так же учитываются в слайсере, поэтому вряд ли вы найдете сразу готовые G-Codы для принтера, делать всё это придется самому.


Сами же слайсеры бывают разные. Я в разной мере успел попользоваться несколькими. Некоторые производители делают под свои принтеры какие-то свои слайсера (типо Wanhao используют свою версию Cura или Voxelab сделал свой слайсер уж не знаю на чьей основе), но в 90% случаев принтер работает или рекомендуют работать с универсальными слайсерами - программами которые подходят почти для любых принтеров.

Такие как:

- Cura

- Simplify 3D

- Slic3r

- RepiterHost

- Crafter


и многие другие. Сами ядра этих слайсеров сильно отличаются друг от друга отсюда и процесс печати чуть чуть меняется, например на ускорениях, и некоторых прочих элементах, поэтому разные люди предпочитают разные слайсеры, т.к. в некоторых более сложно или более просто можно настроить то что им нужно.


Я всем рекомендую Simplify 3D, к сожалению, он платный, но его не сложно спиратить, если жаба душит. В нем есть понятный русский язык с подсказками, возможность вручную выставлять поддержки, а так же что очень немаловажно для новичков - он хорошо рассчитывает скорости чтобы модель которую вы печатаете не перегрелась и не размылась от этого (правильно замедляет печать в узких местах).


Собственно выглядит после слайсинга это примерно так: (Тысячу лайков тому кто угадает чего это модель)

Опыт владения личной 3D мастерской ч.2 - о процессе печати и первых доработках Бизнес, 3D, Идея, Малый бизнес, 3D печать, 3D моделирование, Заработок, 3D принтер, Длиннопост

Как мы уже обсудили на выходе у нас есть G-Code, который надо как-то доставить до принтера. Обычно пути два (как в анекдоте), либо мы соединяемся с принтером через кабель и работаем так, либо записываем G-Code на вполне осязаемую SD флешку через картридер и эту флешку потом вставляем в принтер. Работать через провод удобно, особенно если где-то косякнул и надо быстро поправить. Однако как вы помните принтер исполняет команды друг за другом, и сам процесс так построен, что при печати через кабель принтер не получает весь G-Code сразу и целиком. Он просто забивает свою память 40-50 командами, а когда они заканчиваются в освободившуюся запрашивает новые следующие команды. Отсюда бывают замечательные приколы, что из-за USB удлинителя, или разных приколов вроде помех (пошёл трамвай), обрывов (разболтанный USB порт у компа / кто-то споткнулся об провод), печать может мгновенно остановится, т.к. принтер просто перестанет связываться с портом и выполнит все команды что у него были.


Поэтому я рекомендую работать с SD карточкой. С SD ситуация интереснее, т.к. коды он берет из неё, и даже ставит какой-то знак в код (типо на каком месте он сейчас печатает) за счёт этого знака практически во всех принтерах реализован Resume Failure. Т.е. если например отрубят электричество принтер остановится, а как питание восстановится, можно будет выбрать или принтер сам предложит продолжить с того места на котором остановились. Увы, при работе через кабель про такое стоит забыть.


Итак мы доставили код в принтер, в самом принтере в меню выбрали что печатать и нажали ОК. С этого момента наши полномочия - всё. Все необходимые данные о скоростях, температурах и пр. уже есть в самом принтере. Он начинает пошагово работать. Да, во время печати есть некоторые вещи которые можно подстраивать вручную, но они максимально общие - температуры, скорости, поток пластика, сила обдува, паузу можно поставить, и это почти что всё.


И вот именно здесь и появляется фактор опытности и умения печатать. Если вы адекватно настроили модель в слайсере, а так же вы имеете откалиброванный принтер, то вы просто уходите на время печати и можете даже не заглядывать на модель, всё с ней будет хорошо. Через пару часов просто его надо будет снять с принтера и почистить от следов печати.


Собственно всё, у вас есть готовая модель из пластика. Определенная сложность в этом процессе есть, но больше всего это сводится к опыту. Отпечатав пару десятков моделей, вы будете видеть и понимать какие косяки допускает принтер и соответственно сможете подправить эти настройки в слайсере и свести на нет проблемы, чтобы штамповать всё что угодно особо не задумываясь.


Логично всплывает вопрос, а кто осилит 3D принтер? По сути кто угодно. Для этого не нужно техническое образование, или какие-то узконаправленные навыки. Современные 3D принтера довольно "User Friendly" и не требуют сложного обслуживания или чего подобного от пользователя. Однако когда меня спрашивают я рекомендую принтер детям не младше 14 лет. Потому что кроме "Класс я распечатал вот такую штуку, распечатаю еще", должно быть понимание и интерес к самому процессу его настройке и оптимизации. За принтером надо следить, протирать от пыли, кусков пластика, периодически чистить сопло, смазывать мех. элементы.


Что-то опять простыня выходит :) Возвращаемся.


Итак, есть актуальное устойчивое мнение на текущий момент, что 3D принтера - дешевые, пластик для них дешевый, но печать по итогу всегда дорогая. Почему? Ведь, как мы вынесли мысль из прошлого поста - Принтер это работник, который работает за тебя. Дал ему задачу и он её спокойно делает. По тому что я описал выше, становится понятно, что скорость и качество получаемых изделий складывается из навыка самого печатника, крутости самого принтера, и механической и программной калибровки самого принтера.

Поясню. Практически все современные принтера могут выдавать офигительное и идеальное качество печати, но вот обычно от цены принтера и зависит насколько для этого должно быть понимание у самого печатника что он делает и настраивает. Чем дороже принтер, тем меньше требуется вмешательство человека для улучшения качества, и тем на бОльших скоростях это качество может выдаваться принтером.


Получается чтобы получить хорошее качество печати вам нужен либо дорогой принтер, либо очень понимающий и думающий печатник, либо же вы можете на любом принтере делать всё что и делаете только очень медленно. Вот и всё. К слову, это всегда актуальный и универсальный совет по улучшению качества - замедляй печать.


Отсюда и вывод - Платя за печать вы платите не только за само конечное изделие, но и за опыт и навык печатника, и качество его работы с принтером.


Как вы поняли путь у меня был где-то в середине. Принтер у меня был недорогой, но при этом вполне себе неплохой, который не шибко требовал к себе внимания и доп. настройки после сборки. Я до сих пор при печати могу запросто залипнуть на полчасика на то, как принтер обыгрывает и заливает те или иные места. Какой-то есть в этом кайф, что всё становится законченным и правильным.


О формировании цен на 3D печать


- Окупается ли 3D принтер ? - Да. Всегда и везде. Даже если вы дома хотите попечатать на заказ. Очень сложно не окупить свой принтер (если вы купили принтер который не стоит как турбина самолёта само собой). Принтера живут и работают очень долго (свой первый Ender я продал в этом году около 3х месяцев назад - получается почти 4 года пользовал, при этом крупная поломка за всё время была лишь одна, которая решилась полевым транзистором за 35 рублей, паяльником и несколькими каплями припоя). Вопрос по поломкам и стоимостям ремонта, тоже как-нибудь разберу.


Самый важный вопрос - Как определить цену на печать?

Наипростейший вариант пробежаться по авито и посмотреть конкурентоспособную цену. В 2018, в моем городе это было от 7 до 15 р. за грамм получаемого изделия. Из этой вилке я поставил цену в 10 р./грамм и начал работу.


Почему цена гуляет? Потому что расчет через граммы, это не самый удобный подход. Где-то через год я его, кстати и сменил. Как делать расчет пограммно:


У вас есть принтер за 19 т.р. представим, что у него есть износ. Свой принтер я продал после 4-х лет экспулатации за 13 т.р. (68% от изначальной цены). Получаем что за 4 года он потерял в цене 6 т.р.- цена его износа (32% за 4 года = 8% стоимости принтера теряется в год). Опять же всё это справедливо если вы не убиваете принтер нон-стоп печатями по 70-80 часов без продыха, а на вполне работающем цикле рабочих дней, выходных, обслуживании. Я уделял время в каждую пятницу, чтоб протереть, прочистить, подкалибровать/смазать принтер, уходило на это не более получаса.


По грубой прикидке, получаем что в месяц наш принтер дешевеет на 66 рублей. В целом это можно было бы это и опустить, но я предпочитаю всё учитывать.


Далее нам необходимо вычислить стоимость пластика. Да, в текущие времена стоимость пластика резко выросла. Я заказывал небезызвестный печатникам пластик фирмы FDPlast т.к. пластик у них был довольно лоукостерный, при этом по качеству он был конечно похуже более дорогих, но в целом вполне себе нормальный и даже хороший на качестве конечных изделий. Из проблем встречались подпутанные катушки, которые доставляли неудобство в необходимости их постоянно поправлять, чтоб не заклинила печать, но когда ты следишь за печатью это не сложно. Ради ностальгии напишу цены, за которые тогда заказывал:

- HIPS - 357 р./кг

- ABS - 457 р./кг

- SBS - 750 р./кг

- PLA - 780 р./кг

- PETG - 900 р./кг

По сортам обязательно потом обсудим чем отличаются и для чего нужны разные. К этим ценам так же добавлялась стоимость доставки из Москвы. Для двух катушек цена доставки была где-то 170 р. за катушку, но при 4-х уже выходило ближе к 120 р. за катушку и уже при увеличении количества катушек цена уже не сильно падала. Отсюда и почему я по 4 катушки и заказывал.


В первое время я печатал только PLA и мечтал перейти на ABS, т.к. печать им более востребована, да и пластик дешевле, а цена на продажу выше. За счет разброса цен - цена печати складывалась в этом способе двумя переменными.


- Каким материалом печатаем?

- Какое качество печати (Высота слоя)?


Высота слоя это основной элемент качества печати. Как описывал выше аналогию с тюбиком зубной пасты, так и в целом печатает сам принтер. Он наносит такие колбаски друг на друга и зазор который я нарисовал синей стрелочкой. Он есть, к сожалению всегда и везде. Не только с краю (изображение то в 2D, а Вы представьте это в 3D, для этого нарисовал точками синии линии, чтобы было понятно что это по всему периметру).

Опыт владения личной 3D мастерской ч.2 - о процессе печати и первых доработках Бизнес, 3D, Идея, Малый бизнес, 3D печать, 3D моделирование, Заработок, 3D принтер, Длиннопост

И чем меньше высота слоя тем более четко очерченная получается модель. (Получается слайсер аппроксимирует модель высотами слоя (Берем морковку и ставим её вертикально, нарезаем в воздухе слева направо - чем на большее количество кусков нарежем тем лучше передадутся контуры и округлые переходы по форме)

Опыт владения личной 3D мастерской ч.2 - о процессе печати и первых доработках Бизнес, 3D, Идея, Малый бизнес, 3D печать, 3D моделирование, Заработок, 3D принтер, Длиннопост

Отсюда следует что уменьшая высоту слоя - мы увеличиваем качество печати - поверхность становится более однородная и менее шершавая, контуры лучше повторяют форму, пропорционально уменьшению высоты увеличивается время печати модели.

Для FDM технология справедливо печатают слоями от 0.05-0.08 (в очень редких случаях) до 0.25-0.3 мм. Я разбивал качество на 3-4 вида:

- Максимальное - 0.1 мм, Отличное - 0.15 мм, Хорошее - 0.2 мм, и для общих технологичных вещей - 0.25-0.3 мм.


Лучше чем 0.1 мм печатать можно, но не на каждом принтере заметишь разницу между 0.05 и 0.1 мм, т.к. при таких размерах очень сильно сказываются микровибрации, скорость работы принтера и пр. Мало того что модель которая печатается 1 час слоем 0.2, будет печататься два, два с половиной часа слоем 0.1, то слоем 0.05 её надо будет печатать около 5 часов, а чтобы еще и заметить разницу между 0.05 и 0.1 еще б при такой печати её б по хорошему замедлить. Итого вместо того чтоб печатать час, мы печатаем деталь - день, и то если не пойдет какой-нибудь косяк или брак. Отсюда и вывод что нужно всегда понимать оптимальное качество которое нам необходимо. Нет смысла в печати САМЫМ КРУТЫМ КАЧЕСТВОМ, потому что это долго, нудно и не нужно. Слой 0.2, а уж тем более 0.15 на не космических скоростях дает хорошее межслойное качество например:

Опыт владения личной 3D мастерской ч.2 - о процессе печати и первых доработках Бизнес, 3D, Идея, Малый бизнес, 3D печать, 3D моделирование, Заработок, 3D принтер, Длиннопост
Опыт владения личной 3D мастерской ч.2 - о процессе печати и первых доработках Бизнес, 3D, Идея, Малый бизнес, 3D печать, 3D моделирование, Заработок, 3D принтер, Длиннопост

Опять я что-то в лес какой-то убрёл, от формирования цен.


И так. Зависит цена от пластика (потому что пластик сколько то стоит) и от высоты слоя (качество) потому что чем лучше высота (чем меньше) тем дольше будет происходить печать.


Допустим Вы зашли в условный ДНС и купили там катушку пластика PLA за 1200 р. В катушке у Вас 1 кг чистого веса нетто самого пластика (Брутто около 1250 с катушкой). Получается себестоимость 1.2 рубля за грамм пластика. Что наползает в себестоимость сверху? Стоимость износа принтера на грамм печати (давайте, пожалуйста, не будем это считать, просто не съедим булочку на обед раз в месяц и отложим туда 66 рублей), стоимость электричество (у меня выходило около 700-1000 р. за месяц при печати наверное 1 - 1.5  кг в месяц), а так же заложим в цену то, что у нас может выйти брак, а так же дополнительные растраты пластика на поддержки, каймы, антисквозняковые стенки, мусорные столбики и прочие приколы, которые расходуют больше пластика. Я закладывал на это с большим запасом 15% веса изделия.


Итого 1.2 р. за грамм + электричество при печати одного кг в месяц 1 р. + 15% от этого всего для запаса брака и доп вещей, которые убираются после печати. Итого 2.53 р. за грамм выходит абсолютная себестоимость без какого-либо дохода. Это значит, что за одну отпечатанную катушку нам необходимо заработать как минимум 2530 рублей, чтобы выйти в ноль.


В том то и удобство пограммного расчета, что считать дальше уже супер просто - Если цена к примеру будет 5 р. за грамм получим 5000 р. с катушки и вычтем 2530 р., и получим 2470 р. дохода. Если вы читали достаточно внимательно, то чуть выше я написал что в первые месяца я за месяц на заказ отпечатывал +- 1-1.5 кг. Отсюда стоит сделать вывод, что печатать за 5 р. за грамм довольно не выгодно, т.к. дохода за это я получу около 2.5 т.р. Тут кроется коварная хитрость. Может показаться, что если я подниму цену в два раза - т.е. до 10 р. за грамм, то получу в два раза больше - т.е. 5 т.р. дохода, однако опять это не так. При 10 р. за грамм с катушки мы выручим 10 000 р., и отнимем 2530 р. и получим без тридцати рублей 7500 р. дохода. При 15 р. за грамм уже будет 12.5 т.р. дохода. При этом это довольно неблагоприятный прогноз. Берется большой запас.


В целом из-за более дешевого материала в то время (расчет то сверху под 1200 р. за кг, а тогда всего стоил 700 р.), того, что многие вещи было необходимо моделировать под заказ перед печатью, а так же увеличивать цены из-за фактора срочности. Распечатывая килограмм -  конечная сумма выходила больше чем в расчетах. При этом если не брать в расчет работу с Юр. лицами. Заказы с Юр. лицами обычно тарифицировались не пограммно, а печатались по договорной цене.


К примеру, у меня был заказ на крепления каких-то считывателей на стену. Они шли вместе с самим считывателем, но со временем ломались, а отдельно от считывателей не продавались компанией. По сути это простая пластинка с язычками и бортиками. Весила по итогу печати около 15-20 грамм. С учетом стоимости печати должна была стоить 150-200 р. за штуку (при тарифе 10 р./грамм). Однако цена 500 р. за штуку того качества, которого я изготовил им макет, их более чем устроила. И я изготовил им 20 штук про запас. Растрат пластика на 400 грамм (2.53*400 = 1012 р. себестоимость), а приход 10 т.р. = 9 т.р. чистого дохода за день печати. Это пример вполне адекватного и выгодного заказа с Юр. лицом. Кто-то возможно скажет что цена завышена. Для Физ. лица - да. Однозначно. Физ. лицу я бы напечатал дешевле, но с Юр. лицом надо договориться, всё обсудить, съездить за деталью, смоделировать, напечатать в небольшой срок, отвезти детали обратно, подготовить набор документов (Счет, договор, акт вып. работ), всё у них подписать и поставить печати и не потерять в последствии все эти документы. За это я и изволю у вас просить 20 миллионов долларов.


Как выяснилось. Тарификация в данном случае зависит от высоты слоя и используемого материала. На тот момент это была вполне актуальная система, которая меня устраивала, однако со временем и обилием заказчиков с которыми просто сложно всё обсудить, сам начинаешь в этом гулять, и рассчитывать таким образом становится сложно. Поэтому я перешел на почасовую тарификацию. Выглядело это так. Я считал за какое время мой принтер отпечатает килограмм пластика закладывая это в цену плюсовал электричество и необходимый мне доход с одного килограмма уже понимая сколько с 1 кг я должен получить дохода и получалось что-то вроде 120-150 р. за час работы принтера. Самый большой плюс в том, что стало не надо каждому объяснять по тысяче лет, что есть разные материалы, что есть высота слоя, что МАКСИМАЛЬНОЕ КАЧЕСТВО - оно вам не надо, и так будет хорошо и т.д. Этот метод ускорил и упростил концепцию ценообразования и процесс общения с клиентом. Естественно цена указана с учетом браков, доп. затрат пластика, и всем что связано с работой принтера. Моделирование оплачивалось отдельно-сдельно в зависимости от детали.


Это большой кайф такой работы, в том, что ты заранее можешь просчитать тот минимум который ты с этого получишь, а имя статистические данные по году работы, ты можешь спланировать доходы на год вперед, понимать что тебе нужно делать, сколько материала закупать и пр.


В то время, по моей статистике оказалось, что самое затишливое и скудное по заказам время получалось летом, когда тепло. Я это аргументировал тем, что люди либо на пляже, либо на даче, либо на работе думают о пляже или даче. Поток заказов к лету сильно снижался, и поэтому я сильнее надавливал на те контакты и рекламу что я мог получить бесплатно. Собирал портфолио в виде напечатанных моделек, фотографировал это всё дело. Собирал PDF файлик с мини-презентацией, чтобы отсылать его почтой организациям как рекламу, если вдруг кто заинтересуется, или если найду какой-либо интересный концепт или решение для какого-то бизнеса. Делал макет листовок с тарификацией и подобное. Когда наступали холода и кончались дачи, люди начали заказывать. Чем холоднее на улице, тем больше люди видно укореняются в свой быт и ищут в нем различные увлечения или необходимости ремонта или улучшения своего качества жизни и заказы бьют ключом. С юр. лицами каких-либо статистических изменений из-за времен года не замечал. С ними заказ как снег на голову может упасть в любой момент.



Первые несколько месяцев после того как открылась мастерская, были довольно спокойными. Заказчиков было не много, за месяц удавалось вместе с саморекламой (подставки под смартфон с названием мастерской) отпечатывать по 1-1.5 кг. Начали появляться и связываться первые Юр. лица, с которыми заказы практически всегда были вкусными по доходу, но не всегда удобными. Ввиду сроков работ, необходимого качества (бывает что очень сильно могут придираться) и конечно количества. Что интересно препираний по цене от юриков я не встречал ни разу, не скрывая что работа с юр. лицами дороже чем с физиками - все всё понимали.


Получаемые деньги хотелось вкладывать в улучшения производства, встал вопрос о втором принтере, но денег на него особо не было, поэтому самым первым моим шагом в течение первых месяцев стало обучение работы с ABS пластиком.


В чем корень проблемы. Как писал выше - ABS пластик востребованный и сам по себе не дорогой. Где-то читал что в мире около 80% всего что сделано из пластика сделано из ABS пластика (за достоверность не ручаюсь, но очень на это похоже). Конкретнее сорта мы еще обсудим в будущих постах. Самая большая его сложность - печать. Как же с ним по первости тяжело. Он банально плохо липнет к столу (проблема адгезии в целом одна из центровых в 3D печати), из-за прошлого факта, он может отойти и отклеиться во время печати, если этого вдруг не произойдет, может запросто возникнуть эффект лодочки (задираются и приподнимаются углы модели которая стоит на столе), может дать трещину и расколоть модель где-то по середине. Получается что стоя на столе температура стола 110-120 градусов, температура сопла 250, когда модель вырастает вверх, распределение температур становится очень не очень. Представьте модель высотой 10 см, снизу условно первые 5-10 мм высоты будут температурой довольно близкой к температуре стола, на высоте уже 5 см, ближе к температуре окружающей среды, а на высоте 10 см где идет печать 250 градусов немного прогревают верхние слои, а вся модель довольно цельная и склеенная межслойной адгезией, запросто модель может сделать *ХРУСТЬ* и дать где-то в середине здоровенную трещину после чего придется прервать печать, т.к. модель может и сместиться, или сопло начнет её гнуть в разные стороны как сосиску. Бывают трещины и поменьше, которые так же огорчают когда смотришь на результат. Бывают и трещины не исполинских размеров которые формируются от *ХРУСТЯ* который происходит уже в момент когда модель допечаталась и остывает. Вот именно от этого прям обидно.


Проблема адгезии на тот момент конкретно у меня стояло не так сильно. Принтер откалиброван довольно хорошо и чуть ниже чем надо. Первый слой излишне впечатывался в стол (условно надо было печатать высоту 0.2 мм, а расстояние от сопла до стола в том месте было например 0.15 мм. из-за чего липло лучше). Так же на то время я использовал базовую подложку, которая шла как поверхность с принтером. Об устройстве принтера поговорим как раз наверное в следующей статье. По сути идет алюминиевый стол, который нагревается, а на нём лежит прищепленной тонкая (около 2-3х мм) шершавая пластина, которые по-моему делают из тефлона. Впечатывается в неё всё хорошо, единственная проблема, что она изнашивается. Мелкие частички поверхности незаметно отходят с каждой моделью при отрывании после печати. Со временем самые часто печатаемые места (центр) сильно вырабатываются и могут даже рваться. С учетом того, что я выше писал о том, что высоту я специально занижал для улучшения адгезии первого слоя, подложка убивалась довольно быстро (первую я убил за полтора или два месяца, и за отсутствием понимания еще где-то месяц корячился и продолжал печатать на её целых участках). Новая такая же стоила около 250-300 р. при заказе от 5 штук на али, но позже изучая вопрос я остановился на выборе альтернативной и абсолютно неубиваемой поверхности в виде тонкого калёного стекла, которое не изнашивалось от слова совсем, только если сам накосячишь.


А вот проблема трещин была более острая. Вот вам максимально полезная информация - Если у вас открытый принтер внутри которого гуляет сквозняк (или даже если просто открытый и вы думаете что сквозняка там нет) то печатать ABS пластиком вы сможете изделия максимум (если прям повезет) то высотой не более 50 мм. В идеале, с большой вероятностью успеха не больше 30 мм. Выше можно даже не пытаться - улетит в брак, либо руками потом будете клеить если повезет и допечатается с трещинами.


Чтобы ликвидировать эту проблему уже было необходимо создать для принтера замкнутое пространство - температурную камеру. Поскольку стол раскаленный и прям пышет жаром, он запросто сможет прогреть камеру даже не самую плотнозаделаннную до 50-60 градусов. За счет повышенной температуры сквозить через щели внутрь этой камеры воздух не будет. А скорость остывания пластика сильно замедлиться и дрейф температур между частями модели будет более слабый. Если вы помните как выглядит Ender - 3, то сразу становится понятно что легко и элегантно его закрыть не получится и придется делать для него подобие короба, внутри которого он будет размещен.


После изучения вариантов как быстро, легко и просто сделать камеру, остановился на варианте смотать её из поликарбоната (что используют для дачных теплиц) как раз нашел неиспользованный лист. Его можно очень здорово свернуть кругу буквой "П" и получить уже более половины нужной камеры. В качестве основания нашел сломанный квадратный икеевский журнальный стол. Нарезал дверку и крышу и получил вот такую камеру (специально в архивных фотках порылся).

Опыт владения личной 3D мастерской ч.2 - о процессе печати и первых доработках Бизнес, 3D, Идея, Малый бизнес, 3D печать, 3D моделирование, Заработок, 3D принтер, Длиннопост

На фото он еще без приделанной дверки которая просто открывалась вверх как кухонный шкаф. (К слову надо делать механизм крокодильчиком, с моим вариантам я потом замучался - дварка то огромная). Чтобы наблюдать за тем что творится внутри и при этом не выпускать горячий воздух из камеры - вырезал в центре дверки квадратную дырку в которую заклеил квадратную прозрачную пластинку (половинка от коробки CD диска :) ) Делать смотровое окошко лучше на уровне стола, поскольку самое важное чтобы хорошо отпечатались первые слои, остальное точно будет ОК.


Собственно даже такая кустарная камера сразу решила все проблемы с печатью АБС. Оставшиеся проблемы были связаны лишь с небольшим задиранием углов (эффект лодочки) при печати больших или очень долгих моделей. Дальше было обучение обработки моделей. Нужно было научиться модели клеить, обрабатывать механически и химически, чтобы повышать качество. Об этом мы поговорим в следующем посте.


Таким образом я зашел в АБС печать и смог начинать выполнять новый спектр задач с этим пластиком.


Хотел еще успеть описать в посте пару работ, но что-то и так накатал опять очень много. Думал сяду с утра напишу за часок пост, в итоге сижу уже 4.5 часа его пишу :) Давайте в следующий раз. На следующий уж точно расскажу о сортах пластика, их применении и особенностях при печати и обработке. Так же расскажу о программах по 3D моделированию и почему именно я выбрал и рекомендую выбирать Blender. Постараюсь и не забыть о полезных сайтах и ссылках которые помогут Вам освоить принтер или моделирование.


На этом закончим. Пишите свои вопросы, лучше в нумерованных списках, постараюсь ответить в комментах или отдельном посте. Хороших всем выходных!

Опыт владения личной 3D мастерской ч.2 - о процессе печати и первых доработках Бизнес, 3D, Идея, Малый бизнес, 3D печать, 3D моделирование, Заработок, 3D принтер, Длиннопост