Окопная гончая. Mk.A Whippet

Окопная гончая. Mk.A Whippet Стендовый моделизм, Сборная модель, Танки, История, Первая мировая война, Хобби, Диорама, Рукоделие без процесса, Военная техника, Длиннопост

Великобритания — первая страна, на вооружение которой были приняты танки. Это были так называемые «ромбические» танки — тяжёлые машины с гусеницами, огибающими корпус и вооружением, в основном расположенном в навесных спонсонах на манер боевых кораблей. Они более или менее справлялись со своей основной боевой задачей — пересечением «ничейной земли» и прорывом линий обороны противника. Однако для закрепления успеха наступления нужно было прорваться в тылы, пресечь подход подкреплений и линии снабжения неприятеля и провести глубокие рейды для нанесения максимального ущерба. Традиционно эта задача ложилась на плечи кавалерии, но военные хотели видеть в этой роли ещё и танки, для чего бы потребовалось разработать другие машины: более лёгкие, меньшие по размерам, более скоростные и манёвренные, чем «танки-ромбы». Немаловажным фактором было и то, что тяжёлые танки были трудны в производстве и чрезвычайно дороги, а вследствие низкой надёжности и несовершенства конструкции, потери среди них были существенны.

Окопная гончая. Mk.A Whippet Стендовый моделизм, Сборная модель, Танки, История, Первая мировая война, Хобби, Диорама, Рукоделие без процесса, Военная техника, Длиннопост

Уильям Триттон (инженер, один из конструкторов первых танков-прототипов «Маленький Вилли» и «Большой Вилли») занялся разработкой такого танка в инициативном порядке, а 25 ноября 1916 года Военное министерство утвердило это решение. Разработка началась 21 декабря на заводе «Wiliam Foster&Co» в Линкольне, где создавались первые танки. Триттон сразу ориентировался на низкий гусеничный обвод, к ноябрю 1916 было закончено и прошло испытания шасси. Ходовую часть Триттон сконструировал по типу отвергнутого в свое время «Маленького Вилли», а в силовой установке использовал два готовых 45-сильных двигателя Tylor автомобильного типа с отдельными коробками передач, от хвостового колеса отказался. По сути, речь шла о поставленном на гусеницы легком бронеавтомобиле (правда, со своей силовой установкой на каждый борт), что проявилось и в компоновке танка с передним расположением моторного отделения, позади которого находилось боевое отделение с вращающейся цилиндрической башней от бронеавтомобиля «Austin» с одним пулемётом. Экипаж должен был состоять из двух человек: водителя и командира-стрелка. Машину собрали 3 февраля 1917 года. Вскоре фельдмаршал Хэйг потребовал заказать эти танки с готовностью первого к концу июля 1917 г. Но только в июне последовал заказ на 350 штук, вскоре сокращенный до 200 из-за стоимости производства. Танк получил обозначение Medium Mk.A (средний, модель A), а сам Триттон дал ему прозвище Whippet (порода гончей, выведенная на основе английской борзой и известная замечательно быстрым бегом).

Окопная гончая. Mk.A Whippet Стендовый моделизм, Сборная модель, Танки, История, Первая мировая война, Хобби, Диорама, Рукоделие без процесса, Военная техника, Длиннопост

Серийное производство Medium Mk.A началось в марте 1917 на заводе Фостера, заказ на 200 машин был выполнен полностью в течении года, при этом серийные «Уиппеты» существенно отличались от прототипа. Связано это было в первую очередь с отказом от установки башни бронеавтомобиля «Остин»: возникли трудности с её производством, к тому же башня делала танк ощутимо дороже. Вместо неё было решено соорудить на танке башнеподобную конструкцию с четырьмя пулемётами, направленными в разные стороны, а экипаж увеличить с двух человек до четырёх (водитель, командир и два стрелка).

Окопная гончая. Mk.A Whippet Стендовый моделизм, Сборная модель, Танки, История, Первая мировая война, Хобби, Диорама, Рукоделие без процесса, Военная техника, Длиннопост

Конструкция танка не отличалась новаторскими решениями. Корпус собирался клепкой и болтами на полосах и уголках из плоских бронелистов толщиной 5 (крыша рубки и корпуса, корма), 13 (борт рубки и корпуса) или 14 мм (лобовые детали). Защищенность лобовой части рубки несколько повышалась установкой бронелистов под конструктивными углами наклона и доворота. Длина танка составляла 6.04 м, ширина — 2.62, а высота — 2.73 м, то есть он был примерно на 2 метра короче «ромбов» и на полметра-метр уже, однако превосходил их по высоте. Боевая масса же машины составляла 14 225 кг, то есть примерно половину от массы тяжёлого танка. Сами британцы считали этот танк средним, однако в наше время, исходя из относительно небольшой массы и исключительно пулемётного вооружения принято классифицировать его «лёгким». Спорность такой классификации становится очевидной при сравнении «Уиппета» с по-настоящему лёгким современником — Ranault FT-17.

Окопная гончая. Mk.A Whippet Стендовый моделизм, Сборная модель, Танки, История, Первая мировая война, Хобби, Диорама, Рукоделие без процесса, Военная техника, Длиннопост
Окопная гончая. Mk.A Whippet Стендовый моделизм, Сборная модель, Танки, История, Первая мировая война, Хобби, Диорама, Рукоделие без процесса, Военная техника, Длиннопост
Окопная гончая. Mk.A Whippet Стендовый моделизм, Сборная модель, Танки, История, Первая мировая война, Хобби, Диорама, Рукоделие без процесса, Военная техника, Длиннопост
Окопная гончая. Mk.A Whippet Стендовый моделизм, Сборная модель, Танки, История, Первая мировая война, Хобби, Диорама, Рукоделие без процесса, Военная техника, Длиннопост

Водитель размещался в рубке на сиденье справа, командир стоял слева от него в выступающей вперед нише с лобовой пулеметной установкой. Остальные три пулемёта обслуживал пулемётчик. Из-за тесноты рубки от второго пулеметчика обычно отказывались, потому на практике танк не мог вести огонь из всех пулемётов разом. Для вентиляции и наблюдения командира служил люк в крыше с откидываемой вперед крышкой. Посадка и высадка производилась через кормовую одностворчатую дверь рубки с шаровой установкой под пулемет. Пол рубки образовывал деревянный настил. Ниша командира и крыша длинного моторного отделения сильно ограничивали обзор водителю. В танке возили четыре 7,7-мм пулемета Hotchkiss Mk.I (принят в июне 1917 как стандартный танковый), из которых три крепились в шаровых установках, один был запасным. В зависимости от обстановки пулеметы легко переставлялись из одной установки в другую. Снаряженные жесткие патронные ленты (полосы) укладывались в стеллажах на полу рубки. Для стрельбы из револьверов экипажа служили бойницы с бронезаслонками.

Окопная гончая. Mk.A Whippet Стендовый моделизм, Сборная модель, Танки, История, Первая мировая война, Хобби, Диорама, Рукоделие без процесса, Военная техника, Длиннопост

Особенностью танка «Whippet» было наличие двух двигателей, а не одного, как на тяжелом танке. Размещены двигатели Tylor JB4 водяного охлаждения, мощностью по 45 л. с., также были необычно - в передней части корпуса, подобно автомобилям. Установленный впереди единый радиатор двигателей обдувался двумя вентиляторами, приводимыми в движение цепями Галля, воздух засасывался через прорези в бортах, прикрытые бронежалюзями. Подача бензина в цилиндры двигателей — по системе "Вакуум". Цилиндрический топливный бак располагался в бронированном коробе на носу корпуса — с одной стороны, он максимально удалялся от экипажа, но с другой — оказывался весьма уязвим, что могло сделать танк просто неподвижным под огнем противника. При расходе топлива примерно 0,21 км/л запаса в 378 л хватало не более чем на 70 км, потому экипажи танков часто возили дополнительные канистры с бензином внутри, позади или на крыше боевого отделения, нивелируя все преимущества носового бензобака.

Окопная гончая. Mk.A Whippet Стендовый моделизм, Сборная модель, Танки, История, Первая мировая война, Хобби, Диорама, Рукоделие без процесса, Военная техника, Длиннопост

Каждый двигатель через свою коробку передач приводил в движение одну из гусениц. Максимальная скорость по шоссе достигала по разным данным от 12.8 до 14 км/ч, средняя же скорость при движении по пересечённой местности составляла 7-8 км/ч, то есть более чем вдвое выше, чем у тяжёлых ромбических танков! Коробки передач, расположенные под полом рубки, имели 4 скорости и механизм реверса. Поворот танка мог осуществляться одним из трех способов — либо путем уменьшения числа оборотов одного из двигателей, либо путем переключения передачи, либо и тем и другим способом одновременно. Одним из недостатков конструкции было то, что если из строя выходил один из двигателей, танк не мог продолжать движение. Доступ к двигателям осуществлялся через откидные крышки верхних люков, подобно автомобилям тех лет. Пуск двигателей производился от магнето или от одной заводной рукоятки в корме.

Окопная гончая. Mk.A Whippet Стендовый моделизм, Сборная модель, Танки, История, Первая мировая война, Хобби, Диорама, Рукоделие без процесса, Военная техника, Длиннопост

Гусеничный ход с жесткой подвеской собирался на бронированных рамах по бортам корпуса. Ходовая часть включала на один борт 16 сдвоенных стальных опорных катков, оси которых жестко крепились по дугообразному нижнему обводу рамы, переднее сдвоенное направляющее колесо с винтовым механизмом регулировки натяжения гусеницы и заднее сдвоенное ведущее колесо зубового зацепления, а также 5 поддерживающих роликов. Гусеница состояла из 67 крупных стальных траков. Трак был аналогичен тракам гусениц первых тяжелых танков, собирался клепкой из плоского "башмака" и двух рельсов, по которым катились опорные катки, изгиб "башмака" с одной стороны трака прикрывал соединительный палец открытого шарнира. Гусеничный обвод выступал за пределы корпуса, что должно было улучшить проходимость.

Окопная гончая. Mk.A Whippet Стендовый моделизм, Сборная модель, Танки, История, Первая мировая война, Хобби, Диорама, Рукоделие без процесса, Военная техника, Длиннопост

Мк.А «Whippet» были дороги и сложны в производстве и эксплуатации, но, тем не менее, превосходили своих тяжелых коллег. Танкисты хвастали, что «Гончие» способны своим ходом вернуться из боя на исходную позицию! Тяжелым «ромбам» из-за частых поломок и небольшого запаса топлива это удавалось далеко не всегда. Также хвалили высокую скорость и маневренность, возросшую проходимость и более комфортные условия для экипажа, хотя в небоевой обстановке командир и пулемётчик предпочитали ездить, стоя на кормовом уступе позади рубки. Ругали Mk.A за сложность управления: от неверных действиях при повороте танк мог вылететь с дороги, заглохнуть или даже потерять гусеницу, потому управлять «Гончими» доверяли только опытным водителям. Также недостаточным было бронирование, иногда пробивавшееся даже обычными пулями, не говоря уже о чём-то более мощном. Танк обладал и недостаточным обзором, к тому же для глаз экипажа огромную опасность представляли осколки и брызги свинца, залетавшие сквозь смотровые щели.

Окопная гончая. Mk.A Whippet Стендовый моделизм, Сборная модель, Танки, История, Первая мировая война, Хобби, Диорама, Рукоделие без процесса, Военная техника, Длиннопост

Мк.А начали службу 26 марта 1918 года. В тот день 12 танков были посланы на разведку, а свой первый бой «Гончие» приняли под Виллер-Бретонни 24 апреля 1918 года. 7 танков на скорости около 10 км/час появились на поле боя и обратили в бегство около 1 200 немцев, готовившихся к атаке. Было убито 400 немецких солдат. Правда, и цена за успех оказалась большой — из 7 танков вернулись 3, остальные 4 сгорели: один танк подбил A7V № 525 "Зигфрид"; еще три Мк.А. уничтожили артиллеристы. Танки «Whippet» приняли самое активное участие во всех сражениях конца войны, в том числе и под Амьеном 8 августа 1918 года, когда 96 средних танков Мk.А. впервые в истории танковых войск осуществили нечто похожее на оперативный прорыв. Оторвавшись от своей пехоты и сопровождаемые кавалерией, они провели впечатляющий рейд по немецким тылам. В результате согласованных действий всех родов войск англичанам уже к вечеру того дня удалось захватить 16 000 пленных и 400 орудий, а также продвинуться на 11 км в глубь сильной германской обороны. О том, на сколько Мk.А. «Whippet» мог быть грозным оружием, можно судить по действия танка с довольно странным прозвищем Musical Box («Музыкальный ящик» или «Музыкальная шкатулка») лейтенанта Арнольда в сражении за Амьен. «Whippet», оторвавшись от своей залегшей под шквальным артогнем кавалерии, в одиночку совершил дерзкий рейд по немецким тылам. Приблизительно за 12 часов рейда экипаж танка подавил батарею, рассеял колонну из автомобилей и повозок, сбил наблюдательный дирижабль и уничтожил более 200 солдат противника. Остановил «Музыкальный ящик» бензин, вытекший из закреплённых на крыше рубки запасных канистр, попавший в боевое отделение и воспламенившийся, из-за чего экипажу пришлось покинуть машину. Водитель был убит, а командир и стрелок попали в плен, однако позже были возвращены немцами к своим.

Окопная гончая. Mk.A Whippet Стендовый моделизм, Сборная модель, Танки, История, Первая мировая война, Хобби, Диорама, Рукоделие без процесса, Военная техника, Длиннопост

Подобно тяжёлым «Маркам», «Уиппет» воевал не только с англичанами в рубке. Трофейные танки использовались Германией, притом настолько широко, что англичане были вынуждены покрывать свои машины бело-красными полосами, чтобы избежать дружественного огня от собственных артиллеристов и авиаторов. Также Mk.A поставлялся России, где состоял на вооружении Кавказской добровольческой армии и принимал участие во взятии Царицына летом 1919 года. Несколько этих машин достались Красной Армии. В СССР они использовались до начала 1930-х годов под названием «Тейлор» (по маркировке двигателя, единственной найденной на захваченных образцах машин при отсутствии документации). В начале 1920-х несколько машин попали и в Японию.

Окопная гончая. Mk.A Whippet Стендовый моделизм, Сборная модель, Танки, История, Первая мировая война, Хобби, Диорама, Рукоделие без процесса, Военная техника, Длиннопост

«Гончая» — интересный коктейль из архаичных технологий и новаторских (для своего времени) конструктивных решений. Этот танк уже намного более напоминает сегодняшние танки, чем его тяжёлые современники. И хоть сейчас его характеристики выглядят довольно жалко, в своё время он мог быть действительно грозным оружием.

Окопная гончая. Mk.A Whippet Стендовый моделизм, Сборная модель, Танки, История, Первая мировая война, Хобби, Диорама, Рукоделие без процесса, Военная техника, Длиннопост

Представлена модель Medium Mk.A Whippet «Musical Box» из состава роты «В» 6-го батальона Королевского бронетанкового корпуса Британской Армии, Амьен, Франция, 8 августа 1918 года. Модель фирмы Meng, диорама полностью самодельная, масштаб 1/35.


Подробные заметки о сборке тут: Mk.A Whippet, Meng, 1/35. Заметки по сборке


И вот ещё немного фото:

Окопная гончая. Mk.A Whippet Стендовый моделизм, Сборная модель, Танки, История, Первая мировая война, Хобби, Диорама, Рукоделие без процесса, Военная техника, Длиннопост
Окопная гончая. Mk.A Whippet Стендовый моделизм, Сборная модель, Танки, История, Первая мировая война, Хобби, Диорама, Рукоделие без процесса, Военная техника, Длиннопост
Окопная гончая. Mk.A Whippet Стендовый моделизм, Сборная модель, Танки, История, Первая мировая война, Хобби, Диорама, Рукоделие без процесса, Военная техника, Длиннопост
Окопная гончая. Mk.A Whippet Стендовый моделизм, Сборная модель, Танки, История, Первая мировая война, Хобби, Диорама, Рукоделие без процесса, Военная техника, Длиннопост
Окопная гончая. Mk.A Whippet Стендовый моделизм, Сборная модель, Танки, История, Первая мировая война, Хобби, Диорама, Рукоделие без процесса, Военная техника, Длиннопост
Окопная гончая. Mk.A Whippet Стендовый моделизм, Сборная модель, Танки, История, Первая мировая война, Хобби, Диорама, Рукоделие без процесса, Военная техника, Длиннопост

На этом пока всё, но в я уже приступаю к работе над полноценной диорамой о Первой Мировой с одним одиозным танком в главные роли, потому подписывайтесь, а также заходите в мою группу Вконтакте, где можно обсудить лично всякие вопросы и даже заказать изготовление модели (https://vk.com/warminiarts), а также подписывайтесь в Инстаграмме, где много фото, и ничего лишнего (https://www.instagram.com/warminiarts_lugansk/). А сейчас - благодарю за внимание и хорошего времени суток!

Стендовый моделизм

4.6K постов9.5K подписчик

Добавить пост

Правила сообщества

0. Как и везде на Пикабу, здесь работают правила в отношении мультиаккаунтов, деструктивного поведения, повторов и неприемлемого контента.

1. Самое главное — добавлять посты исключительно с тематикой моделизма.

2. Запрещено выкладывать разнобойные подборки чужих фото, фотографии моделей без указания авторства (за исключением тега «моё») или необоснованное использование тега «моё».

3. Запрещено добавление видео из ютуб без подробного описания видео. (Примеры хорошего и плохого поста.)

4. Запрещено рекламировать свои сообщества по похожей тематике через посты сообщества. Исключение: авторы-моделисты могут давать ссылки на свои соцсети.

5. Для комментаторов: это сообщество моделистов. Приветствуется обсуждение техник моделизма, технических особенностей моделей и прототипов, приёмов фотографирования моделей, но запрещено обсуждать выбор модели автором, а также неконструктивные реплики о компьютерных играх и опознавательных знаках.

6. Запрещено добавлять посты, ухудшающие атмосферу сообщества.

7. Администрация (и модераторы) в праве удалять посты и блокировать пользователей без предупреждений, возможно, по иным, ещё не указанным в правилах причинам. По всем вопросам можете позвать (@ALMAZ0id) в комментариях, либо по почте 333almaz@gmail.com

8. Предусмотрено три вида наказаний: предупреждение в комментариях (2, 3), бан на неделю (4, 5 и 6) и перманентный бан (систематические нарушения).