О СКОБАРЯХ
...и скобарстве.
Давненько я не слышал этих слов, а в Ленинграде 1970-х — 1980-х они были ругательными. "Скобарь" звучало более обидно, чем "жлоб". Но речь, как водится, о другом.
Пётр Первый лично утверждал планы прокладки каждой улицы в городе, который начал расти через Неву от крепости Санкт-Питер-бурх и постепенно превращаться в столицу России. Постепенно — потому что никаких указов на этот счёт издано не было. Просто государь стал всё больше времени проводить на невских берегах в ущерб Москве. Оттуда в новый город вынуждены были переехать царский двор и чиновники, желавшие кормиться при государственной казне, а следом, хочешь не хочешь, потянулись дипломаты других стран и купечество.
Говоря строго, улиц поначалу не было — были просеки от одного важного объекта инфраструктуры до другого. Невская перспектива, которую мы знаем и любим как Невский проспект, начиналась как два отрезка просёлочной дороги. Первый отрезок вёл от Адмиралтейства и судовой верфи до Новгородской дороги, второй тянулся к ней же от Александро-Невской лавры. По обе стороны просёлка вырыли водоотводные канавы.
В скором времени участки вдоль перспективы начали застраивать, а саму дорогу вымостили деревянными плахами. То же происходило и с другими улицами Санкт-Петербурга. 12 сентября 1715 года, когда город уже год-полтора выполнял функции столицы в полном объёме, для сохранности деревянного покрытия Пётр Первый распорядился:
Великий Государь указал в Санкт-Петербурге, <...> чтоб впредь скобами и гвоздями, чем сапоги подбивали, никто не торговал и у себя их не имел; также и никто, какого б чину кто ни был, с таким подбоем сапогов и башмаков не носил; а если у кого с таким подбоем явятся сапоги или башмаки, и те жестоко будут штрафованы, а купецкие люди, которые такие скобы и гвозди держать будут, сосланы будут на каторгу; а имение их взято будет на Его Великого Государя.
Скобяные изделия в новую столицу поставляли с Псковщины. Скобарям и скобарству петровским указом был нанесён чувствительный удар, ставший одним из первых ярких примеров подлинной заботы о красоте и удобстве Санкт-Петербурга.
Может, с тех пор и не любят в моём городе скобарей и скобарство. Как говорится, ложечки нашлись, но осадочек остался.
С годовщиной!