О пятнице

Львовский в книге "Пятница в жизни русского народа" писал следующее:
В народных верованиях Пятница предстает перед нами не только как богиня-пряха, но и как подательница благ, покровительница плодородия: "Заменив древнюю языческую богиню св. Пятницею и богородицею, народ приписал им влияние на плодородие и браки. Параскеву Пятницу молят о плодородии с особыми обрядами".
Параскева Пятница, как и Макошь со своими русалками, была связана с водой; она покровительствует святым целебным источникам и колодцам; известны "пятницкие родники".В культе пятницы наши предки молились св. Параскеве о всяком благополучии и счастье домашнем. По общему древнерусскому верованию св. Параскева признаваема была покровительницей полей и скота. В день св. Параскевы приносили в церковь для освящения разного рода плоды, которые хранились в домах как священные предметы.

Следует отметить в трансформированном в христианское время культе Макоши-Пятницы существование веры в 12 пятниц в году и особого апокрифического пятничного календаря:


1-я пятница — первая неделя великого поста
2-я перед благовещением (до 25 марта по старому стилю);
3-я страстная пятница (перед пасхой);
4-я перед вознесением (пасхальная шкала);
5-я перед духовым днем (на следующий день после семика, тоже по пасхальной шкале);
6-я перед днем Ивана Купалы (до 24 июня);
7-я перед ильиным днем (до 20 июля);
8-я перед успеньем (до 15 августа);
9-я перед днем Кузьмы и Демьяна (до 1 ноября);
10-я перед Михайловым днем (до 8 ноября);
11-я перед рождеством (до 25 декабря);
12-я перед богоявлением (до 6 января).


10-я, главная пятница празднуется перед днем архангела Михаила (8 ноября). Этот период конец октября и первая неделя ноября является началом нового цикла деревенских женских работ.С Михайлова дня, по народным приметам, должен начинаться первопуток, устойчивый санный путь, и одновременно начинались долгие зимние посиделки - коллективное прядение льна и шерсти. Во время посиделок пелись песни, рассказывались сказки, разгадывались мудреные загадки, которые девушки загадывали парням; иногда работа перемежалась играми и танцами. 

Две главные пятницы стояли у начала этого интересного и веселого сезона, они как бы открывали его. Празднества начинались тканьем "обыденной пелены" (т. е. вытканной в один день) в честь 9-й пятницы. Девушки коллективно проделывали в один этот день весь годичный цикл работ: теребили лен, пряли, ткали, белили.
На день Кузьмы и Демьяна устраивалась братчина, организовывали ее девушки, а на готовое приглашали парней. Обрядовым кушаньем здесь являются каша и куры. Кузьминки иногда называют "куриным праздником", "курьими именинами".  Автор"Слова об идолах", упомянув Артемиду, сообщает, что языческим богам "молятся и куры им режуть и то блутивше сами ядять... О, убогая курята, яже на жертву идолом режются!". В поучении XIV в. жертвоприношение кур связано не с Макошью, но этнография определяет только один "куриный праздник" - девичьи кузьминки вслед за 9-й пятницей. Интервал между 9-й и 10-й пятницами равен одной неделе. Точно так же и перед ильиным днем готовиться к празднику начинали за неделю; за неделю готовились к особым обрядам богоявления.Вся обрядность связана с женскими делами, началом брачного сезона и долгой поры женских работ на веселых посиделках.

Внимание к пряже, праздник Пятницы Льняницы, девичьи кузьминки, сговоры и сватовство - все это очень убедительно свидетельствует в пользу признания праздничной недели около 1 - 8 ноября неделей Пятницы-Макоши.

О пятнице Культура, Традиции, История, Мифология, Длиннопост

Лига историков

13.9K пост50.9K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения