О НЕКОТОРЫХ АССОЦИАЦИЯХ
Пока знатоки вспоминают дыхание Чейна-Стокса и танец маленьких лебедей, в мире чаще других исполняют балет "Щелкунчик" того же автора...
...и всё же сказке про Крысиного короля вряд ли удастся переплюнуть политическую славу "Лебединого озера". А я в недавнем разговоре с удивлением обнаружил, что некоторым надо напоминать (или даже рассказывать впервые), что "Лебединое озеро" и "Умирающий лебедь" при своеобразном родстве — далеко не одно и то же.
Для начала, "Умирающий лебедь" — это хореографическая миниатюра, сольный танцевальный номер. Его постановку в 1907 году восходящая звезда Мариинского театра Анна Павлова-вторая заказала своему бывшему однокурснику Михаилу Фокину. Энергичная девушка уже затмила известность Анны Павловой-первой (кто её сейчас помнит?) и теснила с главных балетных подмостков Российской империи саму Матильду Кшесинскую. Ударный номер должен был развеять последние сомнения в том, кто из них лучшая, притом статус императорской балерины, в отличие от корифеек, носили всего пять танцовщиц на всю страну.
Фокин использовал музыку Камиля Сен-Санса из сюиты "Карнавал животных". Павлова платила ему деньгами тогдашнего своего любовника, барона д'Андрэ, сенатора и руководителя строительства моста Петра Великого в Петербурге.
Барон воровал не больше других чиновников, но Кшесинская нажаловалась великим князьям, у которых была в фаворе, и д'Андрэ упекли в тюрьму.
Сделавшись мировой звездой и уже самостоятельно заработав состояние, Анна выкупила барона и с фальшивым паспортом увезла с собой в Лондон. Там бывший сенатор управлял имением балерины "Дом с плющом", а она прикармливала лебедей и позировала фотографам.
Спустя ещё несколько лет "Умирающего лебедя" исполняла Вера Коралли — по мнению балетоманов, лучше Павловой. Коралли была уже звездой не только балета, но и немого кино. Она считалась самой высокооплачиваемой актрисой России в пору Первой мировой войны...
...и присутствовала в особняке князей Юсуповых в ночь убийства Григория Распутина. Но это совсем другая история, о которой немало интересного рассказано в романе "1916 / Война и мир".
Дело намного более давнее, чем дыхание Чейна-Стокса по радио в 1953 году и балет "Лебединое озеро" по телевизору в 1991-м, о которых нынче вспоминают гораздо чаще.