О ДРАМАТУРГИИ

Опять попалось в сети выступление насчёт количества сюжетов в мировой литературе — дескать, их ровно сто. И с каким пафосом это было подано! На высшем уровне отечественных СМИ, типа:

Проблему стирки мы будем обсуждать с певицей Юлией Дакс, автором и композитором, широко известной по синглу «Какао-какао».

Такого же пошиба специалисты выступают нынче по любому поводу: кого угодно считают экспертом и коучем. В первую очередь считают они сами.
Уподоблюсь и я. А поскольку повторение — мать, выступлю по матери, чтобы снова просветить читателей и снова закрыть тему 😊

Для начала: все сюжеты мировой литературы содержатся в Ветхом Завете. Это не исторический и не религиозный опус, а стройная система принципов человеческого существования — свод этических норм с примерами их применения в быту. Ветхий Завет около 3000 лет назад охватил основы всех мыслимых жизненных ситуаций и потому может использоваться как универсальный справочник по драматургии.


Около 2300 лет назад Аристотель классифицировал сюжеты, и в 1895 году — вслед за Карлом Гоцци, Фридрихом Шиллером и другими своими предшественниками — театровед Жорж Польти (1867-1946) по сути повторил его классификатор.

Базовых сюжетов оказалось ровным счётом тридцать шесть:

1. Мольба

2. Спасение

3. Месть, преследующая преступление

4. Месть близкому за близкого

5. Затравленный

6. Внезапное несчастье

7. Жертва кого-нибудь

8. Бунт

9. Отважная попытка

10. Похищение

11. Загадка

12. Достижение

13. Ненависть между близкими

14. Соперничество между близкими

15. Адюльтер, сопровождающийся убийством

16. Безумие

17. Фатальная неосторожность

18. Невольное кровосмешение

19. Невольное убийство близкого

20. Самопожертвование во имя идеала

21. Самопожертвование ради близких

22. Жертва безмерной радости

23. Жертва близким во имя долга

24. Соперничество неравных

25. Адюльтер

26. Преступление любви

27. Бесчестие любимого существа

28. Любовь, встречающая препятствия

29. Любовь к врагу

30. Честолюбие

31. Борьба против бога

32. Неосновательная ревность

33. Судебная ошибка

34. Угрызения совести

35. Вновь найденный

36. Потеря близких


Базовых конфликтов и вовсе только семь, как заповедей Ноя:

1) человек борется с природой

2) человек борется с другим человеком

3) человек борется с окружением

4) человек борется с машиной/технологией

5) человек борется со сверхъестественным

6) человек борется с самим собой

7) человек борется с богом/религией


Сюда укладываются и конфликт автора с головой, и проблемы читателя с личной культурой. Разве что для поклонников Харуки Мураками и ещё нескольких современных авторов можно добавить восьмой базовый конфликт: человек ничего не делает (хотя конфликт ли это?)...

...а дальше надо писать много букв, чтобы подробно расшифровать классификатор Польти и показать, каким образом тридцать шесть сюжетов по отдельности или в комбинациях исчерпывают драматургические линии всех без изъятия произведений мировой литературы, от шумерского "Сказания о Гильгамеше", которому больше 4000 лет, и до нынешних издательских релизов.

Я написал эти много букв с разъяснениями, да и у Жоржа Польти всё по полочкам разложено. Только текст уж больно длинный: здесь нет смысла затеваться с публикацией.


А картинка хороша для иллюстрации основ сюжетосложения.
В кадре — бульвар Курфюрстендамм, одна из главных улиц Берлина. В середине 1500-х годов по этой дороге курфюрсты начали ездить в загородный охотничий замок. Во второй половине 1800-х канцлер фон Бисмарк сделал бульвар блестящим конкурентом Унтер-ден-Линден. В 1931 году штурмовики под командованием Геббельса устроили здесь первый еврейский погром. Снимок сделан в 1942 году. В разгаре Вторая мировая война. Шпиль церкви кайзера Вильгельма, заметный на заднем плане, через год будет разрушен при бомбёжке авиацией союзников: его законсервируют в таком виде как мемориал и оставят стоять по сей день. Большинство домов тоже не переживут войну...
Кто эти молодые щёголи? Почему они не на Западном или Восточном фронте, не в оккупированных странах, не в Иране или Африке? Иностранцы? Отпускники? Выписанные из госпиталя после ранения, перед отправкой в войска? Столичные чиновники? Дети очень богатых родителей? Функционеры НСДАП? Сотрудники гестапо или службы имперской безопасности РСХА в штатском? Откуда и куда идут? Чему радуются? Кто их фотографирует?
Рассказ про место и ответы на эти вопросы — простор для драматурга.

О ДРАМАТУРГИИ Литература, Культура, История, Писательство, Чтение, Религия, Философия, Искусство, Длиннопост