Новости науки прошедшей недели. Грунт с астероида, управление погодой и наночастицы-антибиотики

Еженедельная подборка новостей из мира науки.

В этом выпуске: Как мы движемся к квантовому будущему; что обнаружили в капсуле с астероида Рюгу; как наночастицы могут убивать бактерии; как парализованный человек управляет двумя роборуками одновременно, а также комментарий эксперта на эту тему; кто мировой лидер по управлению погодой?

Содержание ролика:

00:36 Квантовое будущее

03:29 Вскрыли капсулу с астероида Рюгу

05:21 Наночастицы могут стать новыми антибиотиками

06:43 Парализованный покормил себя сам роборуками

13:11 Китайцы осваивают управление погодой

(все ссылки на пруфы и исследования под роликом на ютубе. Короткая текстовая версия ниже)

Лучшей новостью предыдущего выпуска стала новость про то, что Китай получил убедительное квантовое преимущество на фотонном компьютере.

200 секунд решалась задача бозонного семплинга на фотонном компьютере против потенциальных 2,5 миллиардов лет, которые заняло бы решение этой задачи на обычном кремниевом суперкомпьютере. Напомню, что на данный момент существуют 4 разные физические платформы, на которых возможно создание квантовых компьютеров. Фотонная, сверхпроводниковая, на которой был построен гугловский Sycamore на 53 сверхпроводящих кубита и другие компьютеры вроде D-wave, атомная, работа с которой идет в Гарварде, и ионная, скажем в Университете штата Мэриленд.

В общем-то в квантовой гонке участвует и Россия, причем работы ведутся по всем четырем платформам и в МИСиС, и в МФТИ, и в Бауманке, и в МГУ, и в других институтах. Были даже созданы прототипы квантовых компьютеров.

Вскрыли капсулу с астероида Рюгу

Тут недавно ХаябУса-2 вернулась их трехсотмиллионокилометрового путешествия к астероиду Рюгу и привезла новогодний подарок.

В контейнерах также содержится грунт и из подповерхностного слоя астероида, взятый после того, как Хаябуса организовала ударный кратер. Вы помните, что для этого пришлось устроить настоящий взрыв в открытом космосе. Пока что вскрыли только один, остальные на очереди. Все манипуляции с грунтом будут производиться в азотной, т.е. очень нейтральной атмосфере. До вскрытия первого контейнера, из капсулы стравили газ, который стал первым в истории газом, добытым с астероида. Самое интересное в этой истории, что грунта привезли целых 5,4 грамма. А это раз в 50 больше, чем планировалось изначально. Да, вся миссия должна была привезти на землю одну десятую грамма грунта. Половина грунта будет разделена между Японией, НАСА и другими организациями, а половина законсервирована до того момента, когда у нас появятся более совершенные технологии для исследований физических свойств и состава. Ну а ХаябУса-2 отправился на новое задание, теперь его целью стал астероид 1998 KY26, надо думать, ему еще придумают более звучное название.

Парализованный покормил себя сам роборуками

Немного Киберпанка 2077 в реальной жизни. Роберт Хмелевски, человек с квадриплегией, а так называют частичный или полный паралич всех четырех конечностей, и вживленными в мозг электродами. А точнее с 6 массивами из электродов, которые ему имплантировали примерно 2 года назад в Балтиморе. С тех пор он учился управлять механическими руками, этакими внешними протезами, и даже получал от них обратную связь в виде ощущений прямо в мозг. Управление строилось на считывании сигналов с моторной коры головного мозга, а ощущения передавались в виде сигналов на сенсорную кору головного мозга. Вот так выглядел процесс управления роборуками, на это ушел примерно год. Последним перформансом стало самостоятельное поедание пирожного Робертом, при этот он сам при помощи своего мозга контролировал две руки с ножом и вилкой, производил ими точные движения. Все действия озвучивались приятным голосом робота. Сигналы считываются в виде импульсов нейронов, а затем обрабатываются при помощи нейросетей и особых алгоритмов.

Китайцы осваивают управление погодой

Китай заявил, что к 2025 году особая система активного воздействия на гидрометеорологические процессы будет влиять более чем на половину страны. По-русски это значит, что Китай будет управлять погодой. Для этого будут запущены, а точнее продолжены исследования и разработки в этой области. А к 35 году Китай рассчитывает выйти в мировые лидеры или даже обогнать имеющихся.

Мировое сообщество несколько насторожилось, Индия особенно, а агентство Блумберг даже выпустило анализ ситуации. В нем говорится, что Китай уже обладает самой развитой системой по управлению погодой. С 15 года им удается бороться с градом и вызывать осадки на огромных территориях юго-западных провинций. По некоторым подсчетам распыление йодида серебра в облаках позволяет увеличить количество осадков на 5 сантиметров во время засух. Доставляют его с помощью снарядов из зениток.

Немного отличается от разгона облаков перед парадом. Но сходство есть, при разгоне облаков облака отправляются в близлежащие регионы, т.е. наблюдается влияние на другие территории. В случае засева облаков для орошения территорий одной страны неизбежно будет наблюдаться воздействие, климатическое, на другие страны

Наука | Научпоп

7.8K постов79K подписчиков

Основные условия публикации

- Посты должны иметь отношение к науке, актуальным открытиям или жизни научного сообщества и содержать ссылки на авторитетный источник.

- Посты должны по возможности избегать кликбейта и броских фраз, вводящих в заблуждение.

- Научные статьи должны сопровождаться описанием исследования, доступным на популярном уровне. Слишком профессиональный материал может быть отклонён.

- Видеоматериалы должны иметь описание.

- Названия должны отражать суть исследования.

- Если пост содержит материал, оригинал которого написан или снят на иностранном языке, русская версия должна содержать все основные положения.

Не принимаются к публикации

- Точные или урезанные копии журнальных и газетных статей. Посты о последних достижениях науки должны содержать ваш разъясняющий комментарий или представлять обзоры нескольких статей.

- Юмористические посты, представляющие также точные и урезанные копии из популярных источников, цитаты сборников. Научный юмор приветствуется, но должен публиковаться большими порциями, а не набивать рейтинг единичными цитатами огромного сборника.

- Посты с вопросами околонаучного, но базового уровня, просьбы о помощи в решении задач и проведении исследований отправляются в общую ленту. По возможности модерация сообщества даст свой ответ.

Наказывается баном

- Оскорбления, выраженные лично пользователю или категории пользователей.

- Попытки использовать сообщество для рекламы.

- Фальсификация фактов.

- Многократные попытки публикации материалов, не удовлетворяющих правилам.

- Троллинг, флейм.

- Нарушение правил сайта в целом.

Окончательное решение по соответствию поста или комментария правилам принимается модерацией сообщества. Просьбы о разбане и жалобы на модерацию принимает администратор сообщества. Жалобы на администратора принимает @SupportComunity и общество Пикабу.