Новости космонавтики от 28 июня - длиннопост
Доброго всем вечера товарищи пикабушники, с вами на связи Miron_Bleek, в вечерней космической рубрике, и сегодня у нас с вами на повестке дня сразу две темы. Во-первых, это традиционные новости космонавтики и сегодня будет мно-ого вкусностей.
А во-вторых, я завтра ранним утром улетаю по очень важным еврейским делам в солнечный Израиль.
*Поскольку у меня в наличии имеются кое-какие жидовские корни, то я имею право получить в сей стране второе гражданство (За этим я ездил в апреле месяце в Москву, на приём к консулу в посольстве Израиля. На данный момент в загране уже стоит виза на ПМЖ).
Конечно, я понимаю, что рубрика у меня космическая, но в голове родилась идея вести блог о том, как живётся репатриантам из России в Израиле, при нулевом познании иврита. А, ну и буду я там неопределённый срок, пока мне по ПМЖ не сделают гражданство, я не выучу на базовом уровне иврит и ещё чего-нибудь интересного не устрою. В общем, мыслью я поделился, кто какого мнения будет, интересно вам или нет - жду в комментариях.
Ну а мы возвращаемся к космонавтике, поехали! Для начала - Китай.
25 июня в 15:00 мск с космодрома Вэнчан на юго-востоке Китая был произведен пуск ракеты-носителя нового поколения «Чанчжэн-7» («Великий поход 7», Chang Zheng-7). Эта ракета среднего класса открывает для Китая новые, ранее недоступные из-за массовых ограничений полезные нагрузки.
- Кроме того, вместе с носителями CZ-7 и CZ-5 начинается переход китайской космонавтики с токсичных гептил-амиловых двигателей на более безопасные используемые во всем мире кислород-керосиновые и кислород-водородные. Событие транслировалось в прямом эфире несколькими китайскими телеканалами.
И тут восточные товарищи чуть не устроили мне очередной глазной кровотёк, но потом я переключился на другую трансляцию и всё меня вполне устроило. Китайцы смогли в приличные 720р прямой трансляции и рокеткамы. Почему они раньше их не ставили, если Роскосмос по сути точно так же все свои пуски и стримит (Только в Full HD и переходит на более качественную картинку) - непонятно. Но тем не менее, запись вышла офигенной.
Разработка CZ-7 началась в мае 2010 года. Работу выполняла Китайская академия ракетных технологий (China Academy of Launch Vehicle Technology, CALT). Согласно изначальному проекту, CZ-7 должна была стать модернизированной версией CZ-2F и применяться в пилотируемой программе для запуска как пилотируемых кораблей «Шеньчжоу» (Zhenshou), так и грузовых «Тянчжоу» (Tianzhou). В настоящее время, вероятно, среди ее полезных нагрузок останутся только беспилотные корабли, а в дальнейшем она заменит также устаревшие носители CZ-2, CZ-3 и CZ-4.
В базовой конфигурации CZ-7 имеет четыре боковых ускорителя и две ступени центрального модуля. Высота ракеты составляет 53 м, диаметр – 3,35 м, максимальный диаметр в сборе – 10,05 м. Стартовая масса CZ-7 – 597 т. Носитель способен выводить до 13,5 т груза на низкую опорную орбиту высотой 400 км и до 5,5 т на 700-километровую солнечно-синхронную орбиту.
Четыре ускорители и первая ступень CZ-7 оборудованы однокамерными двигателями замкнутого цикла YF-100 (два на центральной ступени и по одному на ускорителях), на второй ступени установлены четыре двигателя YF-115. Все двигатели используют в качестве топлива пару жидкий кислород-керосин.
Разработка YF-100 началась в 2000 году. Двигатель имеет тягу 1200 кН (122 тс) на уровне моря и 1340 кН (137 тс) в вакууме. Удельный импульс – 335/300 с (вакуум/уровень моря). YF-100 является наследником украинских наработок, сделанных КБ «Южмаш» в рамках создания двигателя РД810 (http://www.yuzhnoye.com/technique/rocket-engines/marc.., на сравнительной схеме – первый и второй слева http://www.b14643.de/Spacerockets/Diverse/Energomash_..).
- Украинские специалисты принимали существенное участие в разработке YF-100 и курировали его испытания в Китае (Взяли и слили ракетные технологии, блин).
YF-115 – небольшой двигатель, предназначенный для работы в вакууме тягой 176,5 кН (18 тс). Он был разработан на основе (и, возможно, с использованием технической документации) советского двигателя РД-120, созданного НПО «Энергомаш» и производившегося украинским КБ «Южное» для верхних ступеней ракет «Зенит».
Нагрузкой в первом испытательном пуске CZ-7 выступил прототип спускаемого аппарата пилотируемого корабля нового поколения ПК НП (NGCV, next generation crew vehicle), кубсаты и два малых спутника ADRV и BPV.
Проект современного китайского пилотируемого корабля «Шеньчжоу» базируется на российском корабле «Союз», от которого китайских аналог отличается лишь пропорционально увеличенными размерами и цилиндрическим (вместо сферического) бытовым отсеком. В проекте грузового корабля «Тяньчжоу» китайцы отошли от копирования российской техники: они отказались от повторения двухмодульной схемы из спускаемого аппарата и бытового отсека и оборудовали свой корабль одним большим цилиндрическим отсеком для транспортировки грузов на будущую космическую станцию.
Постепенно «Шеньчжоу» планируется заменить новым пилотируемым кораблем, который будет использовать более традиционную для американской космонавтики схему большого спускаемого аппарата без бытового отсека. По своим характеристикам китайский корабль очень напоминает перспективный российский корабль нового поколения ПТК НП или «Федерация», разрабатываемый РКК «Энергия».
Как и российский аналог, китайский корабль будет создаваться в двух модификациях массой 14 и 20 т. Первая версия ПК НП предназначена для полетов на околоземную орбиту, а тяжелая модификация сможет доставить китайских астронавтов на орбиту Луны, в точки либрации системы Земля-Луна и, возможно, даже к околоземным астероидам. Корабль сможет вместить от 4 до 6 человек (https://twitter.com/cnspaceflight/status/746967639382..)
Максимальный срок автономного полета китайского корабля составит 21 сутки против американского «Ориона» – 21 сутки и российского ПТК НП – 24.
На некоторых схемах ПК НП напоминает американский лунный корабль «Аполлон» за счет угла наклона стенок и большого топливно-двигательного отсека, однако пропорции слетавшего в космос 25 июня макета (https://pp.vk.me/c631321/v631321062/520b7/8yIMA8xDipk..) больше напоминают пропорции спускаемого аппарата «Федерация».
Макет является масштабированной версией будущего корабля. Он имеет диаметр 2,6 метра, массу 2600 кг, для его торможения в атмосфере Земли использовался одиночный парашют вместо тройного.
Для транспортировки ступеней ракет-носителей и космических аппаратов из порта Тяньцзинь в промышленном районе на севере Китая на космодром будут использованы два корабля, Янван-21 и Янван-22 (Yuanwang-21 и Yuanwang-22).
- На Вэнчане (https://www.nasaspaceflight.com/2016/06/china-debuts-..) построено два пусковых комплекса, №101 для тяжелых ракет-носителей CZ-5 (первый пуск планируется осенью 2016 года) и №201 для CZ-7.
Обе площадки оснащены стационарными башнями обслуживания и подземными газоотводными каналами. Для площадок 101 и 201 предназначены соответственно 501 и 502 монтажно-испытательные комплексы. Их высота (99,4 м) позволяет проводить сборку ракет в вертикальном положении. Это является новшеством, поскольку на стартовых площадках других китайских космодромов сборка и обслуживания ракет проводятся прямо на стартовом столе.
Сегодня, 28 июня, специалисты РКК «Энергия» на космодроме Байконур выполнили комплекс технологических операций по стыковке транспортного пилотируемого корабля новой модификации «Союз МС» с переходным отсеком.
Подготовка корабля к старту по программе Международной космической станции (МКС) ведется в монтажно-испытательном корпусе космических аппаратов на космодроме Байконур. Ранее корабль был заправлен компонентами топлива и сжатыми газами.
По графику подготовительных работ на ближайшую неделю запланированы авторский осмотр корабля, накатка головного обтекателя и транспортировка головного блока с кораблем «Союз МС» в монтажно-испытательный корпус ракет-носителей для общей сборки с ракетой «Союз-ФГ».
Запуск пилотируемого корабля «Союз МС» с экипажем очередной длительной экспедиции на Международную космическую станцию запланирован в 04:36 по МСК 7 июля 2016 года.
Кроме того, вышли положения об ФКП 2016-2025 самые последние. Всё как я и говорил в ванговальном посте. Впрочем, ничего страшного. Всё, что смогут спилить на 1,73 трлн. рублей финансирования (Плюс 0,75 трлн. на космодромы, плюс 0,45 трлн. на ГЛОНАСС) - то и спилят. Ссылка прилагается:
- http://www.roscosmos.ru/22347/
Очень коротко:
- Орбитальную группировку увеличат в 2+ раза.
*Вояки, муниципалитет и частники в список не входят, сколько они закажут - понятия не имею. Вангую, что к 2025 она поднимется до 300+ КА, и по прежнему будет на уровне с Китаем, немного его опережая. Штаты не догоним.
- Пять АМС к Луне и две в дальний космос таки замутят, не считая международного участия.
- Своя станция после МКС будет, если после 2024 то 3 модуля на момент отстыковки, если после 2028 то 6 модулей на момент отстыковки (Смотря в каком году МКС затопят).
- "Федерацию" отпилят на орбиту и насильно с болью и криками закончат.
- Облёт Луны не планируется, но очень и очень хочется в период действия ФКП. Впрочем, для нас с вами это будет значить только плюс или минус два года подготовки к облёту Луны.
- Хотят флаговтык с посадкой в огромный серый камушек до 2030 года. Ну вы поняли, да?
- Новые средства выведения.
ГКНПЦ им. Хруничева вконец съехали с катушек в погоне за пусковыми услугами и новыми средствами вывода. В хорошем смысле этих слов, они предложили хорошую идею для реализации. Они попытаются сохранить место на рынке при помощи легкой модификации «Протона»
Современный «Протон-М» – это четырехступенчатая ракета, способная выводить спутники массой до 6,35 т на геопереходную или 3,7 т на геостационарную орбиту при использовании в качестве четвертой ступени разгонного блока «Бриз-М».
«Протон-М» никогда не использовался в трехступенчатом варианте, а предыдущая модификация ракеты, «Протон-К», в последний раз выводила космический аппарат без разгонного блока в 2000 году. Первое использование оной ракеты в трёхступенчатом исполнении будет осуществлено в 2017 (Или 2018 году), а последующее в 2019 году, когда с помощью этой ракеты-носителя в космос будут выведены тяжёлые модули российского сегмента ДОС (Долговременной орбитальной станции) МКС, а именно МЛМ (Многофункциональный Лабораторный модуль) "Наука" и НЭМ (Научно-энергетический модуль).
Развитие электродвигательных систем в последние годы и появление Falcon-9 привело к тому, что в конструкциях платформ космических аппаратов произошли изменения. Сейчас производители чаще используют спутниковые платформы с возможностью самостоятельного довыведения с геопереходной на геостационарную орбиту. Такие спутники можно выводить на двухступенчатых ракетах с повторным включением второй ступени, из-за чего возможность «Протона» запускать космические аппараты напрямую на геостационарную орбиту потеряла актуальность.
*Забрасывать прямо на ГСО спутник, который мог сам туда добраться с ГПО не выгодно - слишком сильно увеличивает время его "зацепа" в точке вещания (В результате оно не перекрывает расчётный срок гарантийной эксплуатации бортовой электроники), а также можно было бы гораздо больше ПН туда повесить вместо мощной ДУ.
В последние годы заключение новых контрактов на запуски на «Протоне» стало редкостью. Ситуацию немного исправило падение российского рубля, которое позволило снизить оптовую цену на российские ракеты до 60-65 млн. При этом себестоимость одного пуска хоть и составляет менее 22 млн. $, но снижение цен ниже 45 млн. $ за запуск ограничено тяжелым финансовым положением Центра им. Хруничева, которое исправляет только господряд на производство РКН "Ангара".
В этих условиях, чтобы сохранить имеющуюся или даже вернуть утерянную долю рынка, Центр им. Хруничева решил создать новую – более дешевую и более легкую – модификацию «Протона», которая получила название «Протон Лайт». В настоящее время проектирование уже завершено и разрабатывается конструкторская документация на эту ракету.
В облегченной версии «Протона» будет изъята вторая ступень, а заправка топливом третьей ступени (которая теперь станет второй) увеличится.
- Двигательная установка этой ступени будет модернизирована для того, чтобы она могла обеспечить многократное включение и нарастить рабочую тягу двигателя. В результате выводимая на ГПО масса составит 4,5-5 т. В таком виде «Протон» лишь немного будет уступать по грузоподъемности Falcon 9 последней модификации, которая должна быть введена в эксплуатацию к концу этого года.
*Новый Falcon будет способен выводить на ГПО до 5,5 т с возможностью мягкого возврата первой ступени.
Стартовая масса «Протон Лайт» составит около 600 т (на 100 т меньше «Протон-М»). Для запусков будет использоваться та же площадка на Байконуре, что и для обычных «Протонов-М». Эксплуатация новой модификации «Протона» не повлияет на запуски стандартной версии для государственных заказчиков и коммерческую долю пусков прямо на ГСО, и продлится как минимум до 2025 года.
Проект «Протон Лайт» является полностью коммерческим и финансируется на заемные средства. Руководство Центра им. Хруничева считает, что себестоимость ракеты удастся снизить на 25% по сравнению с «Протоном-М», что позволит установить коммерческую стоимость на уровне 30-35 млн долларов и, таким образом, обойти Falcon 9. В целом стратегия предприятия выглядит верной, но существуют факторы, которые могут помешать успеху ракеты.
Во-первых, в Центре им. Хруничева до сих пор остаются проблемы с контролем качества продукции. Сам "Протон" достаточно надёжен, но "Бриз-М" высокоаварийный блок. Если надежность «Протона-Лайт» будет не особо высокой, покупателей низкая цена может и не привлечь.
Во-вторых, производительность труда на предприятии достаточно низкая. Конкурентоспособную цену на «Протон-М» удалось установить исключительно благодаря падению курса рубля, но разрыв курсов валют не сможет сохраняться вечно, даже если рубль не будет потихоньку укрепляться на увеличении экспорта - резко падающий до 4% уровень инфляции потихоньку будет схлопывать разрыв.
В-третьих, SpaceX тоже может снизить стоимость своих услуг. Согласно мнению некоторых аналитиков, себестоимость Falcon 9 составляет менее 40 млн, т. е. у компании имеется большое пространство для демпинга. Кроме того, если эксперименты с многоразовым использованием первых ступеней окажутся успешными, уже через несколько лет цена Falcon 9 может снизиться сразу на 20-30%.
В-четвертых, хотя это и маловероятно, в случае дальнейшего охлаждения отношений между Россией и США, американский Госдепартамент может еще сильнее ужесточить ограничения на экспорт американской электроники в Россию, в результате чего запуск геостационарных спутников – а фактически все они используют американские комплектующие – на российских ракетах станет невозможен.
Таким образом, «Протон Лайт», несомненно, является шагом в верном направлении и имеет неплохие коммерческие перспективы. Однако связывать с ним излишне оптимистичные ожидания и считать этот проект ответом на все проблемы Центра им. Хруничева было бы ошибкой.
*Спасибо ресурсу kosmolenta за расширенную информацию по новому изделию.
А пока - вот вам классный фоточек Dragon V2 со стенда испытания на нагрузки.
Ну а с вами был Miron_Bleek в вечерней космической рубрике, надеюсь вам нравятся мои посты, и я жду ваших предложений. Удачи вам, товарищи)
Исследователи космоса
17.2K постов47.2K подписчика
Правила сообщества
Какие тут могут быть правила, кроме правил установленных самим пикабу :)