Нейрофизиология и буддийские истины о страдании и его прекращении
В буддизме есть разные течения и секты, но вот эти четыре благородные истины - с ними согласен любой буддист. Если не согласен - то автоматически не буддист. Вкратце они звучат так:
1. Страдание существует. "Вся жизнь есть страдание" - некорректная интерпретация. Но страдание бывает, тут следует согласиться.
2. Причина страдания - страстное желание.
3. Существует состояние, в котором полностью нет страдания, оно называется нирвана (ниббана).
4. Существуют способы достичь ниббаны, например благородный восьмеричный путь или прямое постижение пустотности (не путать с пустотой).
Если проще, то наше страдание вызвано хотением, и если прекратить хотение, то исчезнет и страдание - наступит абсолютное счастье. Но эта формулировка уже не совсем точна.
Вопрос: Че вы тут втираете, я ваще не страдаю и никогда не страдал!
Ответ: Ты пока погуляй, а когда начнешь страдать, тогда и приходи - поможем.
Вопрос: Что входит в страдание? Физическая боль - это страдание?
Ответ: Самое основное - ощущение нехватки чего-либо. Также тревожные расстройства, депрессии, фобии. Боль складывается из ее непосредственного ощущения и страдания по этому поводу.
У страдания есть непосредственный источник - скопление нейронов в промежуточном ("обезьяньем") мозге. Эта колония работает по тупому алгоритму и не может быть переучена на другой.
В ней два типа нейронов:
1. Дофаминовые - кратковременно возбуждаются в ответ на ожидание чего-то приятного и активируют центр удовольствия.
2. ГАМК-нейроны возбуждаются вслед за дофаминовыми, но тормозят центр удовольствия.
В отличие от дофаминовых, ГАМК-нейроны возбуждаются медленно, но всерьёз и надолго, таким же образом тормозя центр удовольствия. Это значит, что вслед за страстным желанием всегда следует страдание. Так работает наш мозг, теперь это объективная истина и если вы доверяете науке, то автоматически становитесь буддистами. Добро пожаловать. Кстати, мой паблик: vk.com/neurobuddhism
Поскольку ГАМК-нейроны возбуждаются не сразу, нетренированный ум не видит страдание, как лягушка не чувствует медленно закипающую воду. Но это страдание имеет дурное свойство накапливаться и отравлять жизнь. Когда у меня была депрессия, каждое возможное действие, каждая идея казалась бесконечно плохой - о чем бы я не подумал, результат виделся как неизмеримо неприятный, бессмысленный и крайне нежелательный.
А что если просто вколоть в мозг дофамин?
Ничего. У нас в организме и так много дофамина. Название "дофаминовые нейроны" означает, что для передачи импульса по синапсам они используют дофамин, которого всегда достаточно в окружающих тканях. Вещества, используемые для терапии депрессии, повышают его концентрацию в синапсах (местах соединений нейронов), но их эффект никак нельзя назвать счастьем.
А если затормозить ГАМК-нейроны?
Мыши, у которых уничтожали эти нервные клетки, демонстрировали маниакальное поведение - мало спали, много бегали, жрали и дрались за доминирование. Быстро дохли, конечно. Похоже, совсем не хандрили. Но были ли они по-настоящему счастливы?
Что же такое нирвана, полное прекращение страдания? Пока точно не ясно. Но если полагать причиной деятельность мозга (а почему нет?), то первым кандидатом будет прекращение деятельности и дофаминовых, и ГАМК-нейронов.
Но не все так просто. При удалении вентральной покрышки мозг просто засыпает. Для ниббаны, похоже, должен быть очень сильно прокачан альтернативный центр мотивации - передняя поясная извилина.
Благородный восьмеричный путь прекращения страдания очень жестко требует развивать этику с моралью, концентрацию (самадхи) и распознавание (випассану).
Если открыть справочник по мозгу, то там будет написано, что ППИ отвечает за мораль, концентрацию и распознавание ошибок.
Если мы посмотрим на мозг медитатора через современную аппаратуру, то увидим, что больше всех активирована передняя поясная извилина. Бинго!
Впрочем, это все равно не дает ответов за нирвану, но по крайней мере, подсказывает, что для эффективной практики нужно развивать не только концентрацию, но и мораль.
То есть, благородный восьмеричный путь тоже основан не на пустом месте. Воздержание от воровства, лжи и грубости так же важно для прекращения страдания, как и оба вида медитации, самадхи и випассана.
Без этого ППИ не прокачается, и человек останется мотивирован исключительно дофаминовым центром хотения-страдания.
Всем добра.
Духовные практики Востока
2.4K пост1.7K подписчика
Правила сообщества
Говорим обо всем, что ведет к Просветлению.