352
Катехизис Катарсиса

Непривычный 4 век. Введение

Пост написан живым человеком

Привет Pikabu. Это @Woolfen, и сегодня я начну публиковать большой цикл по Римской империи 4 века н.э. с крайне непривычным для обывателя взглядом на вопрос. Все со ссылками на источники, как вы любите.

Что первое приходит вам в голову при словах “поздняя античность” или “поздняя Римская империя”? Упадок и деградация всех областей жизни, рост мракобесия и абсолютизма, которые в конце концов приведут империю к краху. Конечно же, Западную Римскую, а не столь же упадочную византийскую стратократию, которая каким-то образом протянет еще добрую тысячу лет. Обычно именно в таких мрачных красках и рисуют эту эпоху не только обыватели, но и серьезные исторические монографии даже не столь далекого прошлого. Однако сейчас многое в восприятии той эпохи начинает меняться.

Вообще возникновение такого отношения к поздней античности было неизбежно, ведь среди интеллектуалов эпохи просвещения Средние века считались чуть ли не адом на Земле, а период Римской республики или ранней империи — утерянным раем. Поэтому поздняя античность воспринималась лишь как мрачный пролог к точке падения человечества во тьму — крушению Империи Запада. Именно такой подход к рассмотрению вопроса и был воспринят исторической наукой еще в 18 веке, во многом благодаря влиятельнейшей работе «История упадка и разрушения Римской империи» Эдуарда Гиббона, где автор ставил себе цель найти причины падения этого великого государства.

Эта парадигма исследования поздней античности станет основной для историографии на долгие годы, не только из-за предубеждений историков, но и ограниченности источников. Многие из письменных свидетельств, рассказывавшие о той эпохе, несли немало критики к разным аспектам тогдашнего бытия, что и не удивительно с учетом масштабов происходивших перемен. Да и зачаточная на тот момент археология демонстрировала изменение художественных форм в позднюю античность от натуралистичности в сторону, как тогда казалось, "примитивизации”. Что, конечно же, трактовалось как доказательство упадка.

Слева знаменитая скульптура тетрархов первой половины 4 века, которую всегда приводят в пример упадка искусства. Справа Скульптура императора Феодосия конца 4 века

Слева знаменитая скульптура тетрархов первой половины 4 века, которую всегда приводят в пример упадка искусства. Справа Скульптура императора Феодосия конца 4 века

Однако таким подходом историки загоняли себя в логическую ловушку. Так как упадок считался аксиомой, то задачей историков было найти его первопричины и выстроить имеющиеся факты в непротиворечивую картину того, как в прекрасном античном обществе вызревали ростки мерзкого феодализма. Это искажало их взгляд, заставляя везде искать следы декаданса и средневековщины, подстраивая обнаруженные ими тенденции под общую концепцию деградации. Историки стали заложниками собственной же теории: она стала настолько удобным методологическим шаблоном, что её даже не пытались оспорить, а новые факты интерпретировались исключительно в рамках неё.

Робкие попытки оспорить такой подход натыкались на серьезное сопротивление. Искусствовед Алоиз Ригль в конце 19 века пытался доказать, что изменения в искусстве поздней античности (в его понимании с 3 века н.э. и до каролингской эпохи) вовсе не были признаком упадка и деградации. Наоборот, это были новые формы со своими тенденциями развития, причинами появления и популярности.

Искусство Нового времени продемонстрировало целый калейдоскоп сменяющихся стилей, на основании которых почему-то никто не спешил делать далекоидущие выводы об упадке или развитии общества. Поэтому Ригль настаивал на необходимости выделения поздней античности в отдельный период, отказавшись от предвзятого отношения к ней.

Алоиз Ригль, чьи идеи оказались не поняты историками его эпохи

Алоиз Ригль, чьи идеи оказались не поняты историками его эпохи

Идеи Ригля в тот момент не нашли поддержки среди академических историков, однако вскоре схожие тезисы стали все чаще звучать в спорах об античности. Ведь фактически, при постановке в центр дискурса вопроса “падения Западной Римской империи”, из рассмотрения выпадали не только территории за пределами римского мира, но даже его восточная половина, уцелевшая в 5 веке. Что Византию (Восточную римскую империю), что варварские королевства запада выселили в медиевистику, тем самым не только изолировав их от эпохи, в которой они возникли, но и изъяв саму Империю Запада из глобального контекста. А при попытках этот контекст вернуть и расширить за счет новых археологических сведений уже никаких однозначных свидетельств упадка не выходило, что нарушало общепринятую парадигму.

В 1971 году Питер Браун в монографии «The World of Late Antiquity» подверг обширной культурологической критике все господствовавшие ранее представления о поздней Римской империи. Уйдя от модели “упадка”, он увидел многообразные преобразования культурной среды, сочетающие в себе разные тенденции, как новые, характерные только для этой эпохи, так и старые. Обозначенный Брауном подход оказался применим и к другим сферам жизни поздней античности, дав схожий результат: вместо одномерной схемы упадка, получалась многообразная картина трансформации под действием различных факторов.

Питер Браун и его эпохальная работа. Рекомендую найти оригинальное издание в интернете и просто полистать. Сделано очень классно

Питер Браун и его эпохальная работа. Рекомендую найти оригинальное издание в интернете и просто полистать. Сделано очень классно

Революция в подходах к осмыслению поздней античности, была подкреплена и все новыми данными археологии, показавшими, что в разных регионах тенденции развития протекали совершенно по-разному. Где-то наблюдались свидетельства экономического спада, а где-то наоборот — бума строительства, производства и торговли. Столь разнонаправленные тенденции сложно было уложить в старую парадигму “упадка”, поэтому термин “трансформация” тут пришелся к месту. Сегодня едва ли хоть одна зарубежная работа по поздней античности обойдется без упоминания положительного (а то и основополагающего) влияния концепций Брауна.

А вот историку Мозесу Финли повезло меньше. Если Браун стал героем современных историков, то Финли скорее антагонистом. Его тоже часто упоминают, но в критическом ключе, хотя этим он тоже сделал царский подгон исторической науке. Пока другие историки и экономисты активно искали в античности признаки капитализма, Финли создал теорию, согласно которой для древних римлян прибыль имела малое значение, а гораздо более важным был размер земли во владении, так как он определял статус и авторитет. Соответственно и вся экономика по Финли строилась вокруг принципов далеких от капитализма, хотя и не отрицала полностью рыночные отношения.

Мозес Финли, чьи теории до сих пор вызывают бурные споры

Мозес Финли, чьи теории до сих пор вызывают бурные споры

Эта теория наделала немало шуму, заставив опять-таки по-новому взглянуть и на образ мысли людей прошлого, и на трансформацию институтов античности. И хотя идеи Финли в массе своей историки не приняли, но поставленные им вопросы все еще активно обсуждаются.

Поздняя Римская империя в современных исследованиях предстает отнюдь не упадочным государством, которое только и знает, что катится к краху. В 4 веке империя оправилась от потрясений кризиса предыдущего столетия, а её правители активно модернизировали и пытались укрепить государство. Упадок и процветание, жесткий государственный контроль и полный отказ от него, эгоизм и бескорыстие, консерватизм и динамизм органично соседствовали в империи, переплетаясь в чертовски сложную и интересную картину. И вот об этом и будет данный цикл: непривычный для обывателя взгляд на Римскую империю 4 века по данным исторических работ последних десятилетий.

Но прежде, чем мы погрузимся в ту эпоху, я считаю крайне важным в следующих частях поговорить об источниках и методологии исторического процесса на примерах из эпохи, которой посвящен данный цикл. Это позволит Вам лучше понять суть проблем, с которыми сталкиваются историки, и причины, по которым регулярно случаются пересмотры, казалось бы, незыблемых концепций о нашем прошлом.

Продолжение следует...


Список источников цикла, так как их очень много и Пикабу не переварит полный список, вынесены в отдельную статью: https://teletype.in/@catlegat/A5X_XkBcTH7


Подпишись на сообщество Катехизис Катарсиса, чтобы не пропустить новые интересные посты авторов Cat.Cat!

Также читайте мои тексты первым на других ресурсах:

ВК
Телеграм

Катехизис Катарсиса

138 постов1.5K подписчика

Правила сообщества

Авторам и читателям:

- Поддерживайте культуру дискуссии

- Уважайте друг друга

- Критикуйте конструктивно

- За нарушения – предупреждение, затем бан

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
1
Автор поста оценил этот комментарий

Спасибо за новый текст. Буду читать.

Слева знаменитая скульптура тетрархов первой половины 4 века, которую всегда приводят в пример упадка искусства. Справа Скульптура императора Феодосия конца 4 века


Ну ок. А теперь открываем скульптурные парадные изображения , ну скажем Октавиана,Траяна, Марка Аврелия.

Как по мне регресс на лицо.

раскрыть ветку (12)
10
Автор поста оценил этот комментарий
А кто сказал, что это регресс? Тут иллюстрация того, что одновременно существовали разные формы. Каждая была чем-то вызвана. Браун вот выдвинул идею, что речь идет об изменении моды, а не упадке мастерства. А мода штука такая - то что один воспринимает как деградацию, другой - как движение вперёд. Я мем с Эйфелевой башней и воротами в стиле рококо не просто так сделал. Рококо обвиняли в упадке, Эйфелеву башню - ненавидели за уродство. Сегодня и тем, и другим вомхищаются
раскрыть ветку (8)
Автор поста оценил этот комментарий

Формы, безусловно , существовали. Но тут речь о парадной скульптуре императора, которая должна подчеркивать его величие. Делать ее должен лучший скульптор.

В результате мы видим явную схематичность в облике Феодосия. В чертах лица, в волосах, в его позе. Деталировка костюма гораздо беднее. Возможно сам костюм императора стал беднее.


Ну тональность описания событий 4 века начал задавать наверное даже не Гиббон, а "последний римлянин" Аммиан Марцеллин.

раскрыть ветку (7)
8
Автор поста оценил этот комментарий
А с чего вы взяли, что в ту эпоху эта "схематичность" не была в моде? Почему скульптурный портрет должен обязательно быть таким, как 4 века назад? Потому что он вам кажется красивее? Вот историки задумались над этим, над сменой стилей в художнственной культуре и решили не приписывать людям прошлого наши современные взгляды. Тем более, что чувство прекрасного у людей начала 20 века и конца заметно отличалось
раскрыть ветку (6)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Ну к слову , достаточно посетить любой музей. Лувр, Ватикан. И пройти по экспозиции античности.

Видно невооруженным взглядом прогресс в ремесле и искустве начиная от 5-6 века до н.э. Это не только статуи, это ювелирка, сосуды, изделия из стекла. Затем некий пик, вернее длинное плато до 3 века. И далее далее не регресс, а просто пропасть. Начиная с 4 века в ведущих музеях мира практически ничего из предметов.

раскрыть ветку (5)
8
Автор поста оценил этот комментарий
Скажите пожалуйста, а вы были в современных музеях искуства? Как вам отделения современного искусства? Там заметен прогресс? Скорее всего нет, но почему-то оно сегодня ценится и считается искусством. Возможно, что все дело не в трудоемкости и технологичности, а во взглядах на искусство тех, кто его заказывал. Чёрный квадрат Малевича не требует какой-то особой техники исполнения, но он висит в разных музеях мира. Картины Пикассо или Ван Гога нередко сравнивают с детской мазней. Но они опять же висят в музеях. И вот после этого судить об искусстве прошлого только с точки зрения некоей трудремкости и качества исполнения имхо довольно глупо. Потому что тогда получится, что с точки зрения искусства 20 век это пооный упадок и деградация. Однако реальность чуточку отличается
раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Изменения в искусстве связаны с доступностью технологий, чем более сложное в изготовлении становится доступно массам, тем больше теряет привлекательность как произведение искусства. Именно поэтому последние 200 лет искусство из технологически сложного -упрощается, однако приобретает сложный философский смысл (как тот же всеми любимый Малевич) Не поддерживаю мнение что в истории человечества не было цивилизационных провалов.

6
Автор поста оценил этот комментарий
Кстати насчёт того, что с 4 века в музеях нет ничего из предметов. Проблема ведь в сохранности. Например статуи императоров в позднем Риме делали из бронзы. Которую потом переплавляли. Поэтому у нас почти нет их статуй. Часть статуи уничтожили в рамках борьбы с языческим наследием, часть спрятали до лучших дней и потом археологи их нашли.

В части изобразительному искусства значительные изменения были вызваны христианством и изменением взгляда на задачу портрета. Если римлянину 2 века важно было чтобы портрет был реалистичен, то с распространением христианства наоборот это стало не важно, а гораздо важнее было отразить "душу", внутреннюю силу. Плюс вы еще не забывайте о том аспекте, что речь идет о императорах-воинах, выходцах с окраин. Их взгляды на прекрасное сильно отличались от тех, кто вырос в столице или крупных городах. И вот это все определяло тенденции развития искусства.

При этом искусство не характеризует все общество. Микеланджело творил в езе очень средневековом мире, Пикассо в почти современном и между этими двумя мирами пропасть в уровне развития. Но искусство второго (для многих) не сравнится с искусством первого. И можно было бы предположить, что это Миккланджело жил в более развитом обществе, но это не так.
раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Ну раннее христианство в значительной степени способствовало кризису в исскустве, литературе, историографии. Т.е. дело не в моде.

Ну и я сознательно пока опустил все прочие аспекты кризиса, ну или его восприятия. Я же не зря привел пример Аммиана. Не хочу спойлерить, хочу сперва дождаться вашего текста.

1
Автор поста оценил этот комментарий

Скорее всего дело как раз в этом. Излишняя подробность банально надоела людям. В 19-20 веке тоже ведь такое произошло

2
Автор поста оценил этот комментарий

Классический пример - фаюмские портреты. В первом веке рисовали в технике энкаустики. Затем приходит техника темперы, менее трудоёмкая и более дешовая . В 4 веку остаётся только темпера, причем чем дальше тем проще портреты.

Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
1
Автор поста оценил этот комментарий

По вашей логике авангардизм это тоже упадок получается?

Ведь до этого были отличные реалистичные картины, а потом понеслось.

раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Ну вообще мы обсуждаем не мою логику, а логику автора. По логике автора, Римское исскуство накрыл не кризис, а ппоявились некие другие формы. Но мое мнение, что римское искусство оказалось в кризисе. А вот причин было много.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку