"Мясничиха" Софья Алексеевна, которая так и не стала царицей
Только взгляните на картину Ильи Репина "Царевна Софья Алексеевна". Массивная бабища с безумными глазами, стоит сложив руки на груди. Кажется, художник подловил ее в редкие минуты покоя – еще мгновение, и она, словно разъяренная тигрица, начнет метать и все крушить в тесной монастырской келье. Достанется даже робкой послушнице, стоящей на заднем плане. Девочка явно боится гнева царственной особы, которую вовсе не смущает повешенный за окном стрелец. Видимо, он тут изображен неслучайно...
Так и есть – царица Софья Алексеевна Романова проиграла схватку в борьбе за власть своему младшему брату Петру, которого нарекут впоследствии Великим. Тот ее запер в монастырь, а позже заставил насильно принять монаший постриг. Так и умерла старица Сусанна в возрасте 46 лет в келье Новодевичьего монастыря 3 июля 1704 года, 318 лет тому назад. А ведь как все хорошо начиналось, как все шло по ее плану. Один царь болезненный, другой малолетка, вся реальная власть в ее руках, стрельцы – главная военная сила того времени – все, как один, верны ей. Осталось только разобраться с формальными претендентами на престол. Как? Да отправить на тот свет младшего брата, как же еще...
Нетипичная дочь
В допетровское время жизнь царских дочерей при дворе была совсем незавидной. Вся она протекала по одному и тому же сценарию – детство, юность, монастырь. И всё, и никакого тебе замужества с заморским принцем – такое у Романовых в то время не практиковалось. Виданное ли дело – чтобы царская дочь веру православную меняла? Нет, нет и нет – пусть лучше в тереме сидит, да молитвы заучивает. Нужно ли объяснять, что и грамоте царских дочерей в то время не обучали – а зачем?
Но не такой оказалась четвертая дочка царя Алексея Михайловича, которая получила имя Софья в честь своей тетки. Она вопреки традициям выучилась грамоте и даже продолжила дальнейшее образование вместе со своими братьями. Конечно, такое быть не могло без одобрения отца, но уж очень любил государь свою дочь, росшую не по годам умной и смышленой.
Регентша при двух государях
Когда Алексей Михайлович скончался, Софье было 19 лет. На престоле оказался ее брат Федор – очень болезненный и хилый отрок 15 лет от роду. Софья по собственной инициативе начала присматривать за братом. Постепенно она взяла в руки управление государством, заведя полезные знакомства с нужными людьми и прекрасно разбираясь во всех придворных интригах.
В 1682 году умирает царь Федор. По закону престолонаследия следующим государем должен становиться Иван Алексеевич, но он, точно так же, как и его умерший брат, отнюдь не блистал здоровьем и не горел желанием править твердой рукой. Был еще один претендент – царевич Петр, которому в ту пору было 10 лет. Его мать, Наталья Нарышкина смогла привлечь на свою сторону патриарха Иоакима и провозгласить Петра новым государем в обход более старшего Ивана.
Но Наталья Кирилловна совсем не брала в расчет мощного и коварного соперника – сестру Ивана и Петра царевну Софью. Мать Софьи была из рода Милославских, поэтому Петру она приходилась сводной сестрой, а вот Ивану – полностью родной. То, что новым правителем стал Петр ее, разумеется, не устроило. На стороне Софьи, к тому времени уже порядком поднаторевшей в придворных интригах, были бояре, а главное стрельцы – опорная сила державы.
А дальше произошли события, которые мы все знаем под названием Стрелецкий бунт. Новоиспеченный царь вместе со своей матерью был свергнут, а через пару недель на престол посадили уже двух государей – Ивана и Петра, чтобы утихомирить начавшуюся было в стране смуту. Ну а поскольку Ивану было в ту пору 16 лет, а Петру 10, то регентшей при них стала их драгоценная сестрица – царевна Софья Алексеевна.
7 лет власти
Софья прекрасно понимала, насколько шатко и непрочно ее положение. Во-первых, регент есть регент – его власть не вечна, пройдет время, и правители достигнут совершеннолетия, придется отдавать бразды правления. И если со стороны Ивана никакого подвоха не было – с ним можно было править точно так же, как и при Федоре, то вот с Петром бы такой фокус бы не прошел. Мальчик рос здоровым, смышленым и никем, кроме полноценного государя он себя не видел.
Во-вторых, предубеждение общества. Ну не могло оно в то время принять тот факт, что править страной может женщина, а не мужчина. Не было до этого в истории Руси таких случаев. И хоть изображали Софью на картинах в царской короне с державой и скипетром, но это все было временно и сей факт очень тяготил деятельную натуру Софьи Алексеевны.
Выход был один – устранение Петра. Но она так и не смогла решиться на этот шаг. И не потому, что ей было жалко брата, вовсе нет. Физическое устранение одного из соправителей могло привести к непредсказуемым последствиям – бунту, а то и полноценной гражданской войне. И в ней-то уж точно симпатии общества были бы не на стороне женщины–правительницы. Софья так и не смогла найти выход из этого тупика. А меж тем шло время, Петр взрослел и все больше и больше отказывался слушать свою сестрицу, проявляя самостоятельность во многих делах. Да и относился он к ней далеко не лучшим образом, называя "мясничихой".
В монастырь!
Династический конфликт не мог продолжаться вечно. В 1689 году он внезапно обострился, когда до Петра дошли сведения, что на него готовится покушение. Так это было или нет, теперь доподлинно неизвестно, но юный царь вместе с матерью Натальей Нарышкиной поспешно бежал из Преображенского в Троицко-Сергиевский монастырь, откуда он объявил регентство Софьи законченным.
А она к тому времени уже порядком растеряла всю свою поддержку и опору. Многие бояре, прежде симпатизировавшие Софье, перешли на сторону Петра, да и в самой главной ее опоре – стрельцах тоже не было единства. Фактически получилось так, что когда Петр объявил о прекращении регентства вокруг Софьи Алексеевны осталась только горстка преданных ей людей, которая ни в какое сравнение не шла со сторонниками Петра.
Она всегда славилась благоразумием. Поэтому не стала обострять ситуацию, а просто молча сложила со своей головы царскую корону и удалилась в монастырь, в который указал ей отбыть великосветский брат.
Жизнь в Новодевичьей обители вовсе не была для Софьи заточением – вся царская роскошь и удобства были при ней. И хотя царевна не покидала пределы монастыря, к ней частенько наведывались посетители – сестры, брат Иван, номинальный соправитель Петра, некоторые бояре.
С Петром связи Софья демонстративно не поддерживала, но при этом все понимали, что если он умрет, то Софья решительно возьмет власть в свои руки.
Понимал это прекрасно и сам государь Петр. Поэтому когда он узнал об очередном стрелецком бунте, тут же понял кто за этим стоит. Бунт тот был подавлен самым жестоким образом, но начавшееся следствие не обнаружило никаких доказательств участия в нем властолюбивой царевны.
Петр несколько раз допрашивал свою сестру, но она ни в чем не призналась. Он мог запросто ее казнить, как сделал это с тысячами взбунтовавшихся стрельцов, но Петр решил поступить по-другому – превратить жизнь сестры в пытку. В сентябре 1698 года Софью заключили под стражу, а через месяц против ее воли постригли в монахини под именем Сусанна.
Но не это было главное – перед монастырем воздвигли 30 виселиц, на которых повесили 230 стрельцов. Последних несчастных снимать с эшафота не стали, и они висели, раскачиваясь прямо под окнами кельи монахини Сусанны. Целых 5 месяцев жуткая картина разлагавшихся тел, покрытых насекомыми и птицами, каждый день стояла перед взором Софьи. Сложно сказать какие душевные муки испытывала она.
А может быть это были вовсе не муки, а ярость. Та самая, которую изобразил на картине Илья Репин. Ярость, которая жгла, словно раскаленные клещи изнутри. Чувство злобы, мщения и бессилия от того, что все кончено и ничего уже поделать нельзя. Кто знает, может быть именно это и свело в могилу несостоявшуюся царицу российскую Софью I.
Можно рассуждать на тему того, жестоко или милосердно поступил Петр I по отношению к своей сестре. Но вот то, что он сотворил со своим единственным наследником сыном Алексеем, на сострадание и гуманность совсем не тянет.
Отсюда https://dzen.ru/a/YtkeKkXdEDRNuYbi
Лига историков
15.1K постов51.8K подписчиков
Правила сообщества
Для авторов
Приветствуются:
- уважение к читателю и открытость
- регулярность и качество публикаций
- умение учить и учиться
Не рекомендуются:
- бездумный конвейер копипасты
- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
- чрезмерная политизированность
- простановка тега [моё] на компиляционных постах
- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
Для читателей
Приветствуются:
- дискуссии на тему постов
- уважение к труду автора
- конструктивная критика
Не рекомендуются:
- личные оскорбления и провокации
- неподкрепленные фактами утверждения