Миры Кира Булычёва

Миры Кира Булычёва Обзор книг, Научная фантастика, Длиннопост

Псевдоним Игорь Можейко взял себе для того, чтобы остаться неузнанным на основной работе — коллеги и руководители Института востоковедения Академии Наук не одобряли беллетристику, а в особенности, фантастику. Поэтому публицистику и историческую прозу он публиковал под своими настоящими именем и фамилией, а для фантастики придумал псевдоним, состоящий из девичьей фамилии матери и имени жены, Киры. Кстати именно Кира Сошинская иллюстрировала многие книги мужа, работая в издательстве «Мир».

В Институте востоковедения узнали, что их сотрудник пишет фантастику, только когда Игорь Можейко получил Государственную премию — в 1982 году. Больше 20 лет писателю удавалось сохранять свои занятия фантастикой в тайне — вот это конспирация!

Моё личное знакомство с Булычёвым началось с книги «Девочка с Земли». В ней был цикл рассказов под общим названием «Девочка, с которой ничего не случится» и две повести — «Приключения Алисы» и «День рождения Алисы». Булычёв позже говорил, что Алису он откопал где-то у Станислава Лема, но сам поляк, узнав об этом, не сумел вспомнить в своих произведениях подобного образа.

Алиса стала сверхпопулярной после выхода фильма «Гостья из будущего» и заслуженно: повесть «Сто лет тому вперёд», по которой писался сценарий, была одной из лучших повестей об Алисе. Я ставлю её на второе место в списке произведений Кира Булычёва. А безусловный фаворит для меня — роман «Посёлок» из цикла о докторе Павлыше.

«Посёлок»

Экипаж потерпевшего аварию космического корабля вместе с детьми, родившимися после катастрофы, спасаются на негостеприимной планете с опасными животными и даже растениями. Периодически люди пытаются добраться до своего корабля, чтобы попытаться отправить сигнал бедствия и пополнить свои запасы, но каждая такая экспедиция терпит неудачу. Спустя 16 лет очередной состав отправляется к кораблю через перевал.

Между прочим, эта часть неоднократно публиковалась как отдельное произведение и по ней даже был поставлен мультфильм.

Ну а далее на планету приземляется ещё один космический корабль…

«Посёлок»

«Сто лет тому вперёд»

Историю о том, как в руки пионера Коли, угодившего в будущее, попал миелофон, все хорошо знают из пятисерийного киношедевра «Гостья из будущего». Здесь скажу только, что книжный сюжет имеет ряд отличий — не меняющих суть, но всё же…

«Сто лет тому вперёд»

«Покушение на Тесея»

Агент Галактической полиции Кора Орват отправляется в путешествие по виртуальным мирам, чтобы спасти от покушения принца Густава, который решил немного поиграть в греческую мифологию. Миры виртуальные, но опасности реальные, и Коре предстоит выяснить, кто на самом деле скрывается под разными масками в этой древней, населённой богами и чудовищами, Элладе.

Это единственная (на мой вкус) удачная книга из цикла о Галактической полиции. Приключения, юмор, стиль — всё уместно и читается на одном дыхании.

«Покушение на Тесея»

«День рождения Алисы»

Ещё одна книга об Алисе. Археолог Громозека уговаривает профессора Селезнёва отпустить с ним Алису на планету с погибшей цивилизацией. Этот мотив, кстати, использован Булычёвым не раз — «Последняя война» из цикла о докторе Павлыше тоже описывает исследование планеты, на которой люди убили друг друга.

Прибыв на планету и освоившись, Алиса обнаруживает, что исследования истории планеты происходит с помощью машины времени. И с благословения безответственного Громозеки (будь Алиса моей дочерью, я бы его убил за этакий авантюризм) отправляется в прошлое с археологом Рррр, похожим на котёнка. Разумеется, с целью предотвратить вымирание планеты. Почему именно Алиса? Потому что она ростом подходит — обитатели обезлюдевшей планеты были как раз плюс-минус такие.

Есть хороший мультфильм по книге, снятый лет 15 назад.

«День рождения Алисы»

«Город наверху»

Вызывает противоречивые чувства. С одной стороны, сюжет довольно увлекательный, а для начала 70-х годов, наверное, вообще революционный — это постапокалипсис, смешанный с антиутопией. С другой, — есть очень неудачные сюжетные ходы, в повествовании довольно много противоречий. Иногда возникает ощущение, что мэтр писал эту повесть впопыхах.

Главному герою передаётся чужая память, но как-то неумело и фрагментарно, выборочно. И непонятно, чем эта выборочность порождается. Как в «Джентльменах удачи» — «Тут помню, тут не помню». Вообще говоря, сама передача памяти — она просто для того, чтобы облегчить общение с ним инопланетянам с планеты Земля. Вместе с понятным землянам языком, ему передаётся и жизненный опыт донора, но почему-то не весь, а только некоторые моменты.

Общее впечатление схематичности и некоторой сюжетной невнятицы. Персонажи как-то слабо связаны друг с другом. Город, который главный герой по профессии должен знать как свои пять пальцев, у читателя словно лежит в «тумане войны» — только смутно догадываешься, что там и где находится на всех этих подземных уровнях. Насколько убедительно описаны подземные города у Азимова, настолько же невнятно у Булычёва.

Запомнились крысы — этот сюжетный ход, в отличие от многих других, удачен. Они убийцы, охотники, они имеют какое-то собственное общество, они кажутся даже наделёнными, если не индивидуальным, то коллективным разумом, но… почему-то они, как и люди, жили в сырых подземельях и не предпринимали никаких попыток выбраться наружу — им тоже директора запрещали?

Ну и вообще для нашего времени немного наивно это всё. Тем не менее, отмечаю книгу за безусловное новаторство, как минимум в отечественной фантастике.

«Город наверху»

Из экранизаций ещё выделю фильм «Через тернии к звёздам».

Книжная лига

22.5K постов78.5K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Мы не тоталитаристы, здесь всегда рады новым людям и обсуждениям, где соблюдаются нормы приличия и взаимоуважения.


ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА

При создании поста обязательно ставьте следующие теги:


«Ищу книгу» — если хотите найти информацию об интересующей вас книге. Если вы нашли желаемую книгу, пропишите в названии поста [Найдено], а в самом посте укажите ссылку на комментарий с ответом или укажите название книги. Это будет полезно и интересно тем, кого также заинтересовала книга;


«Посоветуйте книгу» — пикабушники с удовольствием порекомендуют вам отличные произведения известных и не очень писателей;


«Самиздат» — на ваш страх и риск можете выложить свою книгу или рассказ, но не пробы пера, а законченные произведения. Для конкретной критики советуем лучше публиковаться в тематическом сообществе «Авторские истории».


Частое несоблюдение правил может в завлечь вас в игнор-лист сообщества, будьте осторожны.


ВНИМАНИЕ. Раздача и публикация ссылок на скачивание книг запрещены по требованию Роскомнадзора.