Маркетинг кофейни (часть 2)

Добрый день!


Продолжаю публикацию на тему «маркетинг кофейни». Первая часть здесь http://pikabu.ru/story/marketing_kofeyni_chast_1_4919465


Обращусь к ссылке, которую я делал в 5ой части цикла «я и бизнес». Ссылка эта была на статью РБК о рынке кофе с собой. http://www.rbc.ru/own_business/07/09/2016/57cd39479a7947ac27...

Знаю, знаю, рынок кофе с собой и стандартная кофейня это разного поля ягоды, но не далее чем сегодня Кофе лайк открыл в Ижевске полноформатную кофейню (до этого были максимум кофе-бары). Так что скоро они будут в открытую конкурировать со стационарными кофейнями и поведут свою целевую аудиторию в такой формат. Именно поэтому надо изучить потенциального противника.


Почему они пошли в эту сферу? В самом начале статьи, прямо под заголовком, сказано, что «бум, по крайней мере в Москве, подходит к концу — новым игрокам сложно найти клиентов», в Ижевске ситуация следующая: невозможно найти места размещения новых объектов. А сеть развивать надо.


Поэтому, открывая кофейню, необходимо заранее готовится к тому, что предстоит жесткая конкуренция с кофе лайк (ох, не завидую я мини-кофейне Хаски Кофе, которая работает в том же самом доме, что и полноформатная кофейня Кофе лайк, видимо, с Хаски кофе мы там скоро попрощаемся).


Итак, сперва скажу следующее: в разных регионах нашей необъятной родины разное понимание лидера рынка кофеен (я периодически бываю в МСК, был в Кофе Хауз, хочу побывать в Шоколаднице, этих заведений нет в Удмуртии). Но кофе лайк есть везде. Поэтому речь о нем.


Начну с закона №9 - Закона противоположности.

Все, что не делается в кофейне, должно быть противоположно тому, что есть в кофе лайк: целевая аудитория, стиль оформления, эмоциональный посыл, слоган и тд. Все должно быть диаметрально противоположно кофе лайк.


Есть закон один (я его применяю, так как являюсь немного музыкантом), в нем говорится следующее: чтобы достичь чьего-либо уровня, попытайся его сначала скопировать, а потом добавляй свои фишки. Допустим, я хочу, чтобы в нашей стране появился коллектив, аналогичный линкин парк, значит, сначала необходимо научиться играть как они, потом добавить немного своей индивидуальности и вуа-ля. Таким образом, мы получим коллектив по мастерству не уступающий линкин парк (можно даже их песни играть сначала), но со своим неподражаемым колоритом. Так вот.... в музыке это сработает, в маркетинге нет. Не стоит пытаться делать точно также, как делает кофе лайк. Делать надо свое, диаметрально противоположное.


Закон 13 – Закон жертвы.

Придется отказаться от части целевой аудитории, от юных и молодых, от старшеклассников и студентов. Они все пойдут в кофе лайк. Кофе лайк уже давно живет в их мозгах и плотно ассоциируется с этим напитком. И об этом следующие законы.


Закон 1, закон 3, закон 4 – Законы лидерства, сознания и восприятия.

Кофейня не будет первой кофейней, их много. Я не буду лидером рынка в сегменте стандартных кофеен, так как многие заведения на нем функционируют уже десятилетия и воспринимаются, как старожилы, как эталон. Я не смогу ворваться в восприятие потребителя (потенциального гостя), используя методы старожилов. И метод кофе лайка мне тоже не подойдет. Надо искать свой. Это должен быть оригинальный путь. Все те кофейни, которые указаны в статье РБК, идут по пути кофе лайк, меняя только вывеску, но не меняя содержание: одна целевая аудитория, один и тот же продукт, одинаковый сервис, банальный маркетинг (социальные сети). Их много, через некоторое время останутся только 3.


Закон 2, закон 10 -Законы категории и деления.

Среди кофеен есть жалкие попытки создать новую категорию кофейни: арт кофейня, литературная кофейня. Но этим они лишь неимоверно сужают свою целевую аудиторию. Чуть выше я уже отказался от молодых и дерзких, но это не настолько кардинально, как отказ арт кофейни от простого пролетариата (имхо, прицел в их случае на творческих людей). Я намерен участвовать в делении. Учту и этот закон.


Закон 5, закон 6, закон 14 - Законы фокуса, эксклюзивности, атрибута.

Like - этим все сказано. Даже не буду ничего объяснять, сами знаете, откуда ноги растут. Надо искать аналог, и этот аналог должен коррелировать с законами, указанными выше. Он должен быть противоположен кофе лайк (но это не дислайк), он должен быть на слуху у целевой аудитории. Дерзкое ли? Точно нет. Модное ли? Разумеется, но не кричащее.


Закон 12, закон 18 - Законы расширения продуктовой линейки и успеха

Посмотрите на законы 5 и 6, Like же это круто, да? Но это не спасло многие бизнесы Аяза от разорения (если не в курсе, что-почем, в гугл). Не в слове Like дело, а в грамотных маркетинговых действиях.

В книге приведен пример Дональда Трампа, суть следующая: после серии удачных бизнес вложений, заглавная буква Т (своеобразная фишка Трампа) стала появляться везде, как слово Like Аяза. В один прекрасный момент долг Трампа перевалил за отметку в миллиард долларов.

Мне до этого далеко, но буду иметь в виду. Насколько близок к этому Аяз, я не знаю.


Закон 16 - Закон единственности.

Специально для @YaZaregalasya, высказавшей возражение в комментариях к предыдущему посту, скажу: все станет ясно за 3 месяца. Есть один шаг, который должен быть грамотно просчитан и точно выверен. Права на ошибку (как в законе 19) у меня нет.


Закон 21 - Закон ускорения.

Рынок кофе с собой в ближайшем будущем изживет себя. Потребители распробуют, оценят и успокоятся. Они не перестанут пить кофе, но сменят формат его потребления.

Вспомните 90е. Сначала были рынки, теперь торговые центры. Люди не перестали одеваться, но они стали одеваться в комфортных условиях. И кофе будут пить, но уже в нормальной, полноценной кофейне. Быть может на бегу, но купленный не на углу дома, а в теплом, отапливаемом помещении. Туда движется Like. Туда буду двигаться я.


Небольшой подитог: что буду делать я? Отделяться, дробить категорию. Не стоит искать новый продукт, нужно открыть потребителю новую категорию заведения, заинтересовать его этой категорией. Кофе пришел недавно к нам, рынок еще только формируется. Я хочу стать его участником, я хочу внести вклад в его формирование.


Первый же человек, к которому я обратился, когда искал софинансирование для открытия заведения у УДГУ, сказал, что нет концепции, нет идеи. Теперь она формируется, собрал в своей голове дом советов, слева бесенок в красном, справа ангелочек с крылышками. Сидим, пьем кофе и дискутируем.


Закон 22 - Закон ресурсов.

В книге сказано: "Идеи без денег бесполезны. Но вы должны использовать свою идею для того, чтобы найти деньги, а не маркетинговую помощь. Маркетинг приложится позднее."

Через пару абзацев снова: "Помните: идея без денег бесполезна. Будьте готовы к тому, что вам многим придется пожертвовать ради финансирования." И потом: "Вот последовательность ваших действий: сперва создайте идею, затем добудьте денег, чтобы эксплуатировать ее."


ИТОГО: Простите подписчики, но озвучивать свою идею я пока не стану. Сперва я найду финансирование. Да прибудет со мной сила.


PS. Открывшаяся кофейня Кофе лайк не является полноформатной. По сути это фастфуд. Зал для посетителей площадью 30 квадратных метров максимум (зайдите в инстаграм Зуфара Гарипова и убедитесь сами). Думаю, что это лишь проба пера. То ли еще будет.


PPS. Фастфуд рулит. Пруф http://www.kommersant.ru/doc/3237675


Всем спасибо.