YaZaregalasya

YaZaregalasya

пикабушница
24К рейтинг 2887 подписчиков 2788 комментариев 63 поста 46 в горячем
1 награда
более 1000 подписчиков
28

Заполняем уголок потребителя

Не получается у меня писать структурно. Мысли скачут с темы на тему. Наверно потом соберу весь хаотичный материал и выстрою в плавной структуре.

Я вчера ездила на свою бывшую пекарню. С девчонками повидаться. Посмотреть как дела. Хотя, если честно, я вру. Просто были дела в том районе и зашла в свободное время посмотреть что и как. Ну и повидаться конечно.

Взгляд упал в уголок потребителя. Там до сих пор остались мои старые документы на прошлую организацию.

Поэтому и пришла такая мысль написать про это пост.


Начну с того, что уголок потребителя должен быть во всех организациях. И пекарня не исключение.

Это может быть доска почета. Шучу. Просто доска с надписью «Уголок потребителя».

Но я советую все же размещать информацию не с таким размахом. А устанавливать навесные книжки с вкладышами (информационный стенд с перекидными листами). Что будет и экономнее для владельца по деньгам.

Заполняем уголок потребителя Пекарня, Бизнес, Открытие бизнеса, Малый бизнес, Длиннопост

И так. Кто не в курсе, что должно быть в уголке потребителя – сохраняем. Кто уже все знает и сам с усами – проверяет себя. Ну, или меня. Пишет мне атата и зарабатывает себе плюсик в карму.


Формирование стенда под названием «Уголок потребителя» регламентировано двумя нормативными документами:

1. Закон РФ «О защите прав потребителей» (ст. 8–10).

2. Правила продажи отдельных видов товаров (п. 10).


Начинается уголок потребителя как ни странно с листа. Уголок потребителя.

Так и пишем Уголок потребителя.

Как титульный лист. И больше ничего. А то вдруг наш потребитель запутается и решит, что это не для него уголок.

Заполняем уголок потребителя Пекарня, Бизнес, Открытие бизнеса, Малый бизнес, Длиннопост

Далее информация размещается в любом порядке. Хоть хаотичном, хоть по алфавиту. Но быть должно:

- Режим работы. Фирменное наименование организации.

Можно ниже указать и наименование юридическое. ИП Василев Василий Васильевич (например)

С указанием перерывов и выходных дней. Можно совместить с карточкой организации. Но все же советую делать отдельно.

Да. эта информация дублирует нашу вывеску при входе, но на то и Уголок потребителя, чтобы донести всю информацию в одном месте и в полном объеме.

Заполняем уголок потребителя Пекарня, Бизнес, Открытие бизнеса, Малый бизнес, Длиннопост

- Перечень всех ведомств и органов, их адреса и телефоны контролирующих органов, выполняющих функцию контроля:

- Управление федеральной налоговой службы

- Управление/отдел Роспотребнадзора

- Управление/Отдел санитарно-эпидемиологического состояния населения

- Департамент потребительского рынка

- УМВД района, участковый

- УБЭП

- УМЧС

- Скорая помощь

- Пожарная помощь

Можете дополнить и телефоном службы по спасению диких животных. Это уже по вашему решению. Но потребитель должен видеть все контактные телефоны всех служб для обращения.

Заполняем уголок потребителя Пекарня, Бизнес, Открытие бизнеса, Малый бизнес, Длиннопост

- План эвакуации. Он, конечно, не входит в уголок потребителя. Но он в обязательном порядке должен висеть и быть на предприятии. Размещается на видном месте. (это конечно больше относится к документом по пожарной безопасности, но я всегда всем своим партнерам по открытию напоминаю об этом дополнительно)

- копия ОГРНИП для ИП, или ОГРН для ООО/ Уведомление об открытии

- копия Уведомления в Роспотребнадзор о начале предпринимательской деятельности

- копия Приказа об утверждении Прейскуранта основного ассортимента. Приложение к приказу: наименование/цена/вес/состав/б,ж,у,Ккал, сроки и условия хранения

- копия Приказа об утверждении Прейскуранта временного ассортимента. Приложение к приказу, при его наличии

Делается два приказа для упрощения работы. Так, например, у вас есть ваше ТУ. Так вы в основном приказе прописываете, что по ТУ и действует постоянно. А во втором приказе вы перечисляете все то, что вы вводите например сезонно или в период действия акций.

Заполняем уголок потребителя Пекарня, Бизнес, Открытие бизнеса, Малый бизнес, Длиннопост
Заполняем уголок потребителя Пекарня, Бизнес, Открытие бизнеса, Малый бизнес, Длиннопост

Про Прейскурант/Прайс/Меню хотелось бы разъяснить более широко. Вы можете доводить до покупателя Ваш ассортимент путем размещения информации на витрине в виде ценников, в листовках на кассе, изображениях на мониторах или плакатах на стенах. Но у Вас любой покупатель может потребовать полную информацию о продукте, составе и всех сопутствующих вещах. И Вы обязаны ее предоставить. Поэтому у Вас должно быть так называемое Контрольное меню с полным указанием всего что можно. Вы должны доводить информацию до покупателя общедоступным способом. Кроме того, Вы должны доводить до покупателя информацию о том ассортименте, который у вас есть здесь и сейчас в наличии. То есть то, что вы готовите. Отсюда и разбивка на постоянное неизменное меню и ассортимент и доп ассортимент.

Вы просто ввели пирожок с абрикосом и ананасом. А потом сняли его с продажи. Не перепечатывать же всю махину каждый раз. Кто-то идет дальше, и публикует приказ о введении в действие на предприятии ТТК по приготовлению данного пирожка с абрикосом и ананасом. Не сам рецепт, а Ввести в действие ТТК № 12354789 изделие: "Пирожок сдобный с начинкой из абрикоса и ананаса". А по истечению срока актуальности данного изделия просто изъять его. Любой способ. Но информацию о полном вашем ассортименте, его составе, сроке годности и на основании каких документов предприятия он изготавливается - доводить обязательно. Да и тем, у кого есть свои ТУ или они работают по ГОСТ блеснуть этим будет не лишним.


Идем далее:

- копии Декларации соответствия с приложениями (при наличии)

- копия Сертификации производства (при наличии)

- Карточка организации: Краткая информация об организации. ОКВЭД, график работы, полное наименование, адрес регистрации и получения писем, контактный телефон

- копия ИНН

А также необходимо всю эту уже огромную кипу документов дополнить печатными изданиями, с изменениями на последнюю дату :

- Закон РФ «О защите прав потребителей».

- Правила оказания услуг общественного питания.

- Правила торговли

- Закон о противопожарном режиме. (не лишний)

Кроме того, вы обязаны иметь и вести следующие Журналы. Они не обязательно должны быть в самом уголке потребителя, но быть на кассе и предъявляться по первому требованию

- Журнал учета проверок юридического лица. Прошит, пронумерован и скреплен печатью организации.

- Книга жалоб и предложений, прошитая пронумерованная, заверенная печатью организации



Итого, что мы должны разместить в уголке потребителя:


Содержание:

Копии документов, заверенные печатью организации и подписью руководителя:

1. ОГРНИП для ИП, или ОГРН для ООО/ Уведомление об открытии

2. Уведомление в Роспотребнадзор о начале предпринимательской деятельности

3. Приказ об утверждении Прейскуранта основного ассортимента (по ТУ). Приложение к приказу: наименование/цена/вес/состав/б,ж,з,у,Ккал, сроки и условия хранения

4. Приказ об утверждении Прейскуранта временного ассортимента. Приложение к приказу наименование/цена/вес/состав/б,ж,з,у,Ккал, сроки и условия хранения.

5. Декларации соответствия с приложениями (при наличии)

6. Сертификация производства (при наличии)

7. Карточка организации: Краткая информация об организации. ОКВЭД, график работы, полное наименование, адрес регистрации и получения писем, контактный телефон

8. ИНН

Документы:

9. Режим работы.

10. Перечень всех ведомств и органов, их адреса и телефоны контролирующих органов, выполняющих функцию контроля:

- Управление федеральной налоговой службы

- Управление/отдел Роспотребнадзора

- Управление/Отдел санитарно-эпидемиологического состояния населения

- Департамент потребительского рынка

- УМВД района, участковый

- УБЭП

- УМЧС

- Скорая помощь

- Пожарная помощь

11. План эвакуации из помещения, заверенный руководителем. Вешаем на видном месте отдельно.

Законы в виде печатных изданий. Не распечатанные:

12. Книга жалоб и предложений, прошитая пронумерованная, заверенная печатью организации

13. Закон РФ «О защите прав потребителей».

14. Правила оказания услуг общественного питания.

15. Правила торговли

16. Закон о противопожарном режиме.

17. Журнал учета проверок юридического лица. Прошит, пронумерован и скреплен печатью организации.


И ведь я не коснулась информации об антиковидных мероприятиях.

Показать полностью 5
49

Ведем ручной учет расходов и доходов бизнеса сами. Часть 2. Методика построения

Три года назад я написала статью про то, как веду свой ручной учет в доставке суши.

https://pikabu.ru/story/vedem_ruchnoy_uchet_raskhodov_i_dokhodov_biznesa_sami_na_primere_dostavki_sushi_5161121


И мне до сих пор поступают вопросы относительно этой методике расчета.

Хочу разъяснить. Что если вы просите у меня эту табличку, то она будет работать именно под мое меню и ассортимент. Потому что так выстроена. Ингредиенты, отходная часть, полуфабрикаты. И толку от нее будет ноль. И даже хуже - придется ее перестраивать и перекраивать.


Проще создать новую. Под себя и с самого нуля. А как это сделать я расскажу ниже.


И так. Мы имеем ассортимент. И пусть у нас даже есть система учета, с заполненными тех карточками, ценами и всем остальным.

Однако у нас иногда возникает потребность рассчитать новые виды позиций. Понять их себестоимость или же просмотреть, что будет, если немного поменять рецептуру или стоимость входящего ингредиента. Как это отобразится на итоговую стоимость.

Обычно этими табличками пользуются у меня технологи, когда им нужно понять – тратить свое время на проработку, или же новое блюдо изначально дорого и не встанет в меню.

И так. Поехали.


Мы берем наш ассортимент. Разбиваем его:

- ингредиенты

- полуфабрикаты и их цепочку при создании готового блюда

- итоговый рецепт из всех составных частей

- необходимый упаковочный или расходный материал, который идет к этому блюду.


ИНГРЕДИЕНТЫ

Нам требуется название. Входящий вес. Цена.

Начинаем стоить 1 лист таблички


ЛИСТ 1 – ЦЕНЫ

Ведем ручной учет расходов и доходов бизнеса сами. Часть 2. Методика построения Бизнес, Малый бизнес, Свое дело, Доставка суши, Пекарня, Открытие бизнеса, Длиннопост

А – наименование ингредиентов

В – входящая цена за 1 кг

С – входящий вес. Советую его переводить в 1 кг, даже если тара пришла 0,5 кг или 1,5 кг. Так будет проще считать.

D – указываем процент отхода. процент отхода. / не менее трех раз взвешиваем входящий продукт, проводим растарирование, выкладку, обработку. В зависимости от тех процессов. Взвешиваем итоговый продукт. Высчитываем средний процент отходов и потерь. Например: размораживание. Или перекладывание жидких частей по малым формам. Те же остатки майонеза на банках (но тут очень хорошо подойдет кондитерская силиконовая лопатка, тк она подчищает все практически под ноль со стенок ведер и банок). Так же, если вы варите мясо, то можете не создавать отдельную карточку в этой табличке, а просто указать вес итогового готового продукта и сделать отметку примечание от этом)

E – вес нетто для полуфабриката. Прописываем формулу: Вес минус вес умноженный на процент отхода. (=С2-С2* D2) Это если продукт записан в строчку 2. В представленной табличке это Ананас.

F – итоговая стоимость продукта, что идет в работу на производство, с учетом всех потерь. Рассчитывается на 1 кг. Прописываем формулу: =1/E2*B2 (1/вес нетто*входящую стоимость)

G – всегда советую указывать поставщика, у которого купили товар. Потому что бывают аналогичные позиции по разным ценам или с разным отходом. Или же вы решите смешать потом в полуфабрикатах два вида сыра.

H – примечание.

Также, в этой табличке вы сразу можете указать все расходники и упаковку. В удобном для вас формате. Допустим с ценой за штуку, пакет, бокс и тп.



ЛИСТ 2 – ПОЛУФАБРИКАТЫ

Создаем второй лист/ страницу

Тут мы будем рассчитывать себестоимость полуфабрикатов, которые в дальнейшем войдут в состав итоговых блюд.

Ведем ручной учет расходов и доходов бизнеса сами. Часть 2. Методика построения Бизнес, Малый бизнес, Свое дело, Доставка суши, Пекарня, Открытие бизнеса, Длиннопост

Создаем карточки на каждый полуфабрикат. И рассчитываем себестоимость продукта на 1 кг.

Вы можете рассчитать и на порцию. Как вам удобно.

Делается это для того, если данный полуфабрикат входит в состав нескольких блюд, то каждый раз вписывать его составные части в каждое блюдо не требуется. Так как есть уже исходные данные по себестоимости.


Итак. Формируем табличку, где указываем

Наименование

Вес продукта, который мы закладываем в полуфабрикат

Цена этого продукта. Рассчитывается по формуле. Мы умножаем вес со странички Полуфабрикаты на итоговую стоимость продукта из колонки F со страницы Цены.

А потом суммируем итоговый вес и итоговую стоимость.

Если у нас не получается 1 кг, то высчитываем стоимость полуфабриката на 1 кг.



ЛИСТ 3 – БЛЮДА

Создаем третий лист/страничку.

Мы рассчитаем стоимость готового блюда/изделия.

Ведем ручной учет расходов и доходов бизнеса сами. Часть 2. Методика построения Бизнес, Малый бизнес, Свое дело, Доставка суши, Пекарня, Открытие бизнеса, Длиннопост

Делается это по такой же системе, как и расчет полуфабрикатов.

Тут можно рассчитать изделия как из входящих продуктов, так и с учетом полуфабрикатов и упаковки и иных расходных материалов.



ЛИСТ 4 – СВОД

На данной страничке мы сведем все данные воедино и сможем определится с итоговой продажной ценой.

Ведем ручной учет расходов и доходов бизнеса сами. Часть 2. Методика построения Бизнес, Малый бизнес, Свое дело, Доставка суши, Пекарня, Открытие бизнеса, Длиннопост

Я строю ее таким образом:

Наименование блюда. Ставим знак равно и находим на странице Блюда наименование готового изделия. Кликаем. Поля в страничке свод заполнятся автоматически. И если вы в дальнейшем поменяете наименование блюда – оно изменится сразу везде.

Вес. Ставим знак равно и находим на странице Блюда вес готового изделия. Кликаем.

Себестоимость. Ставим знак равно и находим на странице Блюда итоговую стоимость готового изделия.

Минимальная наценка. Это стоимость блюда, ниже которой мы не можем им торговать. Допустим это будет себестоимость умноженная на 3.

Цена продажи устанавливается самостоятельно.

Наценка в % - тут я смотрю насколько итоговая цена продажи выше от себестоимости. =(цена продажи)*100% / себестоимость

Наценка в рублях – тут я смотрю какое количество денежных средств будет получено предприятием при продаже данного блюда. = цена продажи – себестоимость

Скидка -30% (для примера) – тут я смотрю итоговую стоимость товара, при продаже его со скидкой в рамках акций и иных рекламных предложений. = цена продажи/ 100 * 70


Я постаралась тут описать все максимально подробно. Чтобы любой желающий мог составить такую табличку для своего личного пользования.

Не у всех есть системы учета. Иногда такая табличка позволяет рассчитать прибыльность и доступность для покупателей групп блюд и товаров, еще до запуска основного бизнеса и покупки системы учета.

Так сказать, на коленке.

Да. Много чего не учтено. Но напоминаю - это технологические расчеты себестоимости продукции. Самые простые. Но они позволяют очень быстро просчитывать необходимость введения нового блюда или смену сырья с новой входящей ценой.

Показать полностью 4
49

Как открыть пекарню. Гл. 1.ч.2. Открытие с бюджетом до 700 000 руб

Помните. Все изложенные ниже термины и расчетные показатели приведены в качестве примера и описаны максимально просто. Так, чтобы можно было понять весь механизм.


Стоимость до 700 тысяч рублей инвестиций.


Вариант 1

Под открытие в эту сумму отлично подойдет формат пекарни, которая работает на готовой привозной продукции, изготавливаемой в сторонней пекарне. В эти 700 тысяч необходимо снять помещение.

Заплатить за первый и последний месяц. Внести обеспечительный платеж (при его наличии).

Установить вывеску и привести в порядок внешний вид торговой точки.

Оформить торговый зал. Закупить мебель, декор и т.п.

Кроме того, нам необходима система автоматизации.

Вытяжка не является обязательной. Главное спланировать и иметь место для хранения готовой продукции, не выложенной в торговый зал.


Т.е. примерное техническое оснащение и расходы:

1. аренда

2. ремонт.

3. торговый зал: торговая мебель, декор, кондитерская витрина, холодильник для напитков, кофемашина, плоттер для нагрева воды, микроволновка.

4. кассовое оборудование. В таком формате можно брать систему учета отдельную от онлайн кассы, с сенсорным монитором, системным блоком.

5. производственная зона: моечная ванная, стол, стеллажи

6. место для обеда и переодевания персонала.


При работе на готовой продукции вы будете делать торговую наценку.

Просите у пекарни поставщика максимально низкие для вас цены. Задумайтесь о том, какую наценку можно будет поставить.

А Вам с этой наценки будет необходимо: выплачивать з/плату персоналу. Оплачивать аренду и коммунальные платежи. Нести бремя налогов. Покрывать текущие расходные моменты. И оплачивать входящее сырье.


Допустим

50 000 руб.- аренда

15 000 руб.- коммуналка

40 000- з/п (2 продавца по 20 000 руб.) взята с потолка, не ругайтесь. Все данные необходимо актуализировать под себя.

30 000 руб.- текущие расходы

Итого: 135 000 руб. минимум.

Налоги не трогаю. Будут рассчитаны бухгалтером.


И вам эти 135 000 надо заработать в виде наценки на проданную продукцию.

То есть 135 000 это допустим 30 % наценка на стоимость входящего сырья.

135 000 / 30 * 100 = 450 000 руб. Это стоимость готовой продукции, которые вам необходимо приобрести по входным ценам для работы вашей пекарни.

Вроде правильно рассчитали.

Значит, Ваш оборот должен составлять 450 000 + 135 000 = 585 000 руб. в месяц

Это 19 500 руб. в день.

Однако данная сумма будет складываться не только от продажи выпечки, но и от продажи сопутствующих товаров. Кофе, чай, соки, воды, та же упаковка. Я привожу вам грубый пример работы исключительно на выпечке.

Помните, чем вы запросите больше скидку на входящую продукцию, тем выше сможете делать наценку на итоговую продажу.

Сложностью в таком формате является тот фактор, что у вас может закончится выпечка. Вам ее еще будут подвозить? Или вы заказали булочки на точку, а они оказались невостребованными. Будет ли пекарня принимать их обратно, или вы запишете это себе в убыток. А может вообще начнете торговать ими со скидкой – это уже будет задача, которая требует от вас постоянного принятия решений.


Вариант 2

Также, под открытие в эту сумму отлично подойдет формат пекарни, которая работает на замороженном сырье. На полуфабрикатах повышенной готовности.

Нам также надо заплатить за первый и последний месяц. Внести обеспечительный платеж (при его наличии).

Установить вывеску и привести в порядок внешний вид торговой точки.

Оформить торговый зал. Закупить мебель, декор и т.п.

При работе на полуфабрикатах это будет минимальный набор мебели и оборудования. Но вытяжка уже является обязательной.


Т.е. примерное техническое оснащение и расходы:

1. аренда

2. ремонт.

3. торговый зал: торговая мебель, декор, кондитерская витрина, холодильник для напитков, кофемашина, плоттер для нагрева воды, микроволновка.

4. кассовое оборудование. В таком формате можно брать систему учета, встроенную в онлайн-кассу. Так будет дешевле.

5. производственная зона: вытяжка, моечная ванная, три стола, расстойка, печь, шпилька, морозильник, стеллаж

6. место для обеда и переодевания персонала.

Пока вроде в бюджет вписываемся.


Однако, как всегда есть свое НО.

Посмотрите в интернете предложения по поставкам замороженных хлебов и булочек. Сравните цены на полуфабрикат и готовые изделия в магазинах и пекарнях. Ведь стоимость входящего замороженного сырья иногда равна стоимости готового изделия.

Поэтому наценка на готовые изделия из заморозки обычно НЕ превышают 30 %

А Вам с этой наценки будет необходимо оплачивать все расходные части.


Допустим

50 000 руб.- аренда

15 000 руб.- коммунака

80 000 – зп (2 пекаря по 20 000 руб. и 2 продавца по 20 000 руб.) взята тоже с потолка.

30 000 руб.- текущие расходы

Итого: 175 000 руб. минимум.

Налоги не трогаю. Будут рассчитаны бухгалтером.


И вам эти 175 000 надо заработать в виде наценки на проданную продукцию.

То есть 175 000 = 30 % наценка на стоимость входящего сырья.

175 000 / 30 * 100 = 583 000 руб. Это стоимость полуфабрикатов, которые вам необходимо приобрести по входным ценам для работы вашей пекарни.

Вроде правильно рассчитали.

Значит, Ваш оборот должен составлять 583 000 + 175 000 = 758 000 руб. в месяц

Это 25 260 руб. в день. Если брать в учет только булочки и хлеба.

И это высокая планка для оборота.


Вариант 3

А если открываться не на полуфабрикатах, спросите Вы?

Ведь сын маминой подруги открылся в 300 тысяч и работает. Как так?

Давайте разберем схему открытия для пекарни полного цикла в бюджет 700 000 руб.

Площадь помещения нам нужна будет больше. Так как уже будет не просто доготовочный цех и зона отдыха готовой продукции. Дополнятся зоны приготовления начинок, вымешивания и формовки.


Помещение лучше уже искать с проведенными ремонтными работами. Желательно, чтобы там уже была вентиляционная система или ее обустройство было простым и недорогим.

Не забываем пор обустройство торгового зала и внешнее оформление точки.

Однако нам потребуется гораздо больше оборудования для технического оснащения производства.


В случае малобюджетного открытия мы будем рассматривать недорогое оборудование. Оно будет или маломощное или же высокой мощности.

Это либо подключение 220 Вт, либо 380 Вт.

Добавится тестомес, мясорубка, плитки, ножи, доски, формы для выпечки и еще куча всего.

Зачастую предприятия, которые заявляют низкое и малобюджетное открытие, экономят именно на таком оборудовании. Не заботясь о дальнейших расходах своих партнеров, возможных поломках, браке продукции и иных сложностях эксплуатации.


Скажу честно, я на таком оборудовании работать не могу. Нервов не хватает.

Односкоростные или маломощные тестомесы вымешивают долго или малый объем теста. Растягивая технологические процессы.

Расстойные шкафы перегреваются, неправильно распределяют влагу. Тесто может поплыть или даже упасть. Приходится постоянно проверять работу оборудования.

Печи долго пекут и понемногу. А те, что пекут вроде нормально, съедают столько электроэнергии, что у Вас будет приступ паники, когда вы в первый раз увидите счет за электричество.


Недорогое оснащение чревато дешевым, быстро изнашивающимся оборудованием. Высоким потреблением мощностей. Временными задержками на каждом этапе. Тратиться больше человеческих ресурсов при приготовлении выпечки. А также страдает само качество готовых изделий.

К сравнению, печь на 12 уровней потребляет около 16 кВт в пиковой нагрузке. Печь на 12 листов, но дешевая, потребляет около 30 кВт в пиковой нагрузке. Только вот находится она в этой пиковой нагрузке практически постоянно.

Один из вариантов – это подбирать б/у оборудование.

Однако перед приобретением конечно лучше просмотреть его в живую и проверить работоспособность.


При таком открытии у вас уже будет запущен полный цикл приготовления. Наценка на изготавливаемые изделия будет выше.

Однако расходная часть будет уже складываться немного по-другому.

60 000 руб. – аренда (беру по минимуму)

30 000 руб. - коммуналка при экономном б/у оборудовании. При мощном она может достигать до 60 000 руб. в месяц, а может и выше.

120 000 – зп (2 пекаря по 20 000 руб., 2 заготовщика (помощника пекаря) по 20 000 руб. и 2 продавца по 20 000 руб.). Зп опять таки с потолка для примера расчетов.

60 000 руб.- текущие расходы

180 000 руб.- продуктовый закуп

Итого: 450 000 руб. минимум.

Налоги не трогаю. Будут рассчитаны бухгалтером.


Рассчитаем нашу среднюю наценку на сырье. Только мы ее будет уже рассчитывать из приобретенного сырья.

Нам необходимо торговать на 15 000 руб. в день.

Наценка на всю продукцию составит 450 000/180 000= 2,5

То есть продажная стоимость каждого изделия должна составлять: продуктовая себестоимость *2,5. Не меньше.

То есть, не как в двух вышеуказанных форматах 1 руб. цены *1,3 наценки, а именно 1 руб. цены *2,5 наценки.

Но при этом вы будете иметь итоговую стоимость изделия ниже, чем в первых двух форматах открытия. Т.к. и производителем и продавцом изделий будете только вы.

При определении итоговой цены этот минимальный базис должен учитываться для введения акций и скидок.


Однако такая наценка в реальности не окупит всех ваших расходов.

Вы должны понимать, что в реальности цифры расходов будут больше. Потому что на производстве невозможно предусмотреть все затраты и возможные риски поломок оборудования. А если оно еще и бюджетное – то вообще вводить данные расходы в постоянные затраты.


Пост вышел длинным. Другие схемы открытия в рамках ограниченных бюджетов рассмотрим в следующий раз.


Все цифры являются примером, для того, чтобы пришло понимание того, на что можно рассчитывать в дальнейшей работе и как, в зависимости от схемы открытия, будет по-разному строится бизнес и расчетные показатели.

Оборудованию, необходимому для пекарни будет посвящена отдельная глава.

Показать полностью
51

Как открыть пекарню. Гл. 1.ч. 1. Сколько стоит открыть пекарню?

Как и обещала, начинаю выкладывать свой огромный массив знаний: «Как открыть пекарню. Пошаговое руководство от А до Я».


Шаг за шагом хочу пройти и разъяснить все аспекты открытия и дальнейшего ведения данного бизнеса.

Потому что в настоящее время актуальной информации по данной тематике в интернете просто нет. Есть разъяснение разрозненных единичных вопросов. Но, когда начинаешь открывать собственную пекарню их оказывается крайне недостаточно.


Как всегда открытие пекарни начинается с вопроса: А сколько требуется денег? Какова сумма вложений?

Это самый задаваемый вопрос. Он очень актуален, однако немного ставит в тупик.

А сколько стоит купить машину?

А сколько стоит купить квартиру?

Везде нужны вводные и уточняющие данные.

Поэтому, игнорируя вступления и речи о пользе хлеба ручной работы и простоте собственного бизнеса, сразу перейдем к расчетам.


Из чего складывается открытие собственной пекарни:

1. Аренда

1.1. – стоимость арендного платежа за первый и последний месяц. Обеспечительный платеж

1.2. – оплата услуг риелтора (при необходимости)

1.3. – оплата регистрации договора аренды на срок более 1 года

2. Регистрация юридического лица

2.1. – регистрация юридического лица,

2.2. – расходы на открытие расчетного счета

2.3. – оформление ЭЦП (электронно-цифровой подписи)

3. Ремонтные работы

3.1. – стены, потолок, полы.

3.2. – сантехника, электрика, вентиляция (при необходимости оплата за увеличение мощности)

3.3. – пожарно-охранная сигнализация

3.4. – система видеонаблюдения

3.5. – элементы декора и дизайна

4. Реклама. Вывеска. Баннеры

4.1. – дизайн, изготовление и монтаж рекламной вывески. Регистрация.

4.2. – изготовление и монтаж информационных баннеров об открытии пекарни

4.3. – информационные баннеры внутри помещения

4.4. – визитки, буклеты, листовки

5. Оборудование

5.1. – тепловое (печи, расстойные шкафы, плиты, фритюры и т.д.)

5.2. – холодильное (холодильники, морозильники, кондитерские витрины)

5.3. – нейтральное (столы, мойки, шкафы для хранения, стеллажи)

5.4. – торговые витрины и мебель в торговый зал.

5.5. – противни, хлебные и иные формы для выпечки.

5.6. – кухонная утварь

6. Расходники

6.1. – канцелярия

6.2. – упаковка

6.3. – моющие и дезинфицирующие средства.

7. Кассовое оборудование

7.1. – онлайн касса

7.2. – программа учета

7.3. – кассовое оборудование (монитор, системный блок и т.п.)

8. Продуктовый закуп

9. Оформление документации

9.1. Пожарная охрана

9.2. Охрана труда

9.3. Санитария и декларирование продукции

10. Иные расходы

10.1. Проработка ассортимента

10.2. Открытие. Шарики. Дегустация и т.п.

10.3. Форма персонала.

10.4. Да еще офигеть сколько еще на всякие мелочи, которые невозможно учесть.


Просто берем и просто начинаем складывать то, что знаем.

Отсюда и выходит такая высокая стоимость на открытие.

От 1,5 миллинов рублей.


Аренда отнимает сразу 200 000 руб.

Ремонтные работы выходят в среднем в 120 000 руб.

Вентиляция – около 150 000 руб.

Оборудование – 700 000 руб.

Рекламная вывеска – 70 000 руб.

Продуктовый закуп – 120 000 руб.

Уже получилось 1 360 000 руб. а мы прошлись только по самым верхам, не вдаваясь в подробности.


Можно сэкономить на б/у оборудовании, но закупить красивую мебель в торговый зал.

Можно сэкономить на программе учета.

Да на чем угодно, кроме продуктов.


Плюс стоимость вложений в открытие очень сильно зависит от самого помещения.

Может в нем не требуется проведение ремонтных работ? Есть вентиляция или плитка на стенах?

А еще бывает так, что из-за особенностей расположения помещений приходится подбирать и заказывать не стандартное оборудование. Это тоже дополнительные расходы.

Поэтому открыть пекарню на площади в 60 кв.м. можно с вложениями от 1,1 млн руб. до 2,5 млн руб.


И не забывайте. На первые месяцы после открытия требуются свободные средства для оперативной деятельности.


Поэтому чем детальнее будет план открытия и понимание ассортимента- утвари- оборудования – пожеланий к ремонту, там более ясной будет картина на открытие.


Почему же нам франшизы заявляют точную сумму?

А тут все просто. В этот расчет обычно не входит аренда – ведь это переменная часть. И ремонтные работы берутся просто «примерной стоимостью». Сейчас очень часто франшизы поставляют блоком всю технику, оборудование и утварь. Не забывая накручивать на это все свою наценку. И, если честно, поставляют не самое лучшее оборудование.


Далее в своих постах я буду более детально все разбирать. И вы сможете понять стоимость тех или иных затрат. Что лучше, что хуже. На чем можно сэкономить, а на чем категорически нельзя. Вы сможете составить примерный план на открытие и расчет необходимых затрат.

Показать полностью
167

Часть 7. Как мы открывали пекарню

Год назад была моя последняя статья про открытие пекарни.

5 лет назад я ее открыла.

Пришла пора закрыть этот блок статей, тем более что уж больно сильно растянулся период их написания.

Мой первый пост про открытие пекарни. Можно почитать с чего все начиналось.

От доставки суши в пекарню. Меняем вектор движения.


Мой последний пост про это открытие. Часть . Как мы открывали пекарню. Поломки оборудования. Пост 2


И так. Мы открыли пекарню. Преодолели все сложности поломок оборудования, разобрались с ассортиментом, наделали косяков с маркетинговыми шагами (о них будет отдельный пост).

И мы вышли в свой потолок. Продажи больше не росли, что бы мы ни делали.

Потому что мы захватили всех возможных покупателей из своего, и соседних районов.


У нас действовали скидки утром и вечером. Мы устраивали ярмарки пирогов. Дарили выпечку, делали скидку на «товар дня», увеличили режим работы.

Но количество покупателей так и не увеличивалось.

Все. Потолок.

Можно лечь и смотреть на него… смотреть. Можно и поплевать. Потому что общей картины эти действия не изменят.

Срочно нужно было что-то делать, снова брать попу в свои руки и начинать действовать.

Городок нас небольшой. Плотность населения тоже.

А вот пекарни открывались и открывались. Садясь нам на хвост.

Ожидаемой и обещанной интернетом выручки 150 000 не было.


И снова бутылочка коньяка, анализ расходов и доходов. Вечер. Мелкий спит, а мы с супругом ушли на «производственное совещание».

Крутили, вертели. Пытались понять, что делать. Сокращать штат, увеличивать? Может понижать з/п, что очень не хотелось.

Сейчас, с высоты лет я уже точно знаю и причины таких низких доходов, и ошибки, и возможные действия.

Тогда понимания не было.

Тогда мы набивали шишки и получали колоссальный опыт.


Мы решили развивать свою сеть.

А что? База есть, пекарский штат большой, нашу выпечку хвалят.

Мы решили, что будем работать по системе единая пекарня и сеть маленьких точек реализации.

Нашли много мини ларьков и точек. В спальных районах, при пятерочке, на рынке.

Провели необходимые ремонтные действия. Заказали вывески. Завезли торговое оборудование. Открыли ночные смены на пекарне и наняли для этого штат.

Много было тогда больших и маленьких дел.

Сеть стала функционировать.


Каждое утро нужно было приезжать на пекарню, проверять все ли выпекали, остудили, выложили в контейнеры и развезли по точкам. Нет ли перебоев, всего ли хватает. Днем занимались выпечкой и реализацией непосредственно на пекарне.


По началу кажется что все просто. Оказалось на деле совсем не так. Обороты выросли, но и расходная часть выросла существенно.

А еще вообще не осталось выходных. Работали сами по максимуму.

Продавцы косячили на точках. То выходили, но не выходили. Путались в выпечке. Приходилось постоянно за ними следить.

Пекари отказывались выходить в ночные смены. Стали ленится. Не выполнять план.


А потом вообще весь штат заявил, что или мы начнем работать по их условиям или они увольняются.

Мой технолог тогда просто, выслушав все эти требования: "Выпекать меньше. Больше людей, так как ночью они спать хотят. З/п повысить в два раза. И вообще – рядом открывается пекарня, и мы уйдем туда, если вы не сделаете, как мы говорим".

Послушала, послушала. Пошла в офис, принесла пачку чистых листов и охапку ручек. И предложила недовольным написать заявления.

В тот день от нас уволились 17 человек.

Точнее скажу так, я не принимаю от сотрудников никогда такой точки зрения, что они могут ставить работодателю условия. Ведь они знали, на что шли, на смены, оплату и объемы.

Объемы были небольшие. Доплата за выход в ночь хорошая.

Плюс рядом с нами действительно открывалась пекарня. А делить и так не густозаселенный район с еще одной пекарней - это работать в убыток.


На фоне отсутствующего штата, небольших продаж, постоянного нахождения на работе и открывающегося рядом конкурента, было принято решение перевезти пекарню в другое место.

И мы нашли место в Ростове-на-Дону.

К этому времени уже было понимание, КАК нужно подбирать и выбирать помещения. Требования к нему. Расположение и покупательские потоки.

Сделали очень быстро ремонт. В это время закрыли все точки, подготовили оборудование, подобрали новый штат на новом месте и переехали.


И с первого же дня наши продажи и доходная часть показали себя выше, чем сеть из пекарни и точек реализации на прежнем месте.

На текущий момент пекарня работает уже на том месте 4-й год. И все отлично. Пережили карантин. Работаем снова в полную силу. Все время расширяем ассортимент. Прорабатываем новинки.

А в ноябре 2020 г поступило предложение продать пекарню. Что мы и сделали.


К слову, те уволившиеся 17 человек действительно пошли работать в соседнюю пекарню. Им было обещано много всего, а по факту их зп сократилась на треть. Некоторые сотрудники потом звонили и просили взять их обратно. Говорили, что поступили глупо. Однако мы уже во всю выезжали и пекарню закрыли.


Но на этом наша история не остановилась и продолжает двигаться дальше.

Все это время нас просили помочь открыть пекарни тем, кто не хочет работать с франшизами. Пересмотреть ассортимент, исправить управленческие ошибки, проверить документацию. И у нас родилось направление по открытию пекарен.


Мы более двух лет ездили командой по России и помогали всем, кому требовалась помощь. Собрали колоссальный набор документов, информации и знаний.

В связи с тем, что у меня нет больше рабочей платформы, на которой можно двигаться вперед и прорабатывать новый ассортимент, изучать что-то и творить. Я решила поделиться своим опытом.

Мной написана целая книга: «Как открыть пекарню. Пошаговое руководство от А до Я».

И в следующих постах я начну ее публиковать.

Показать полностью
115

С чего начинается пекарня?

Всем доброго времени суток, мои заюшки. Знаю, я опять потерялась и потерялась.

Как кто-то сказал: Может ее украли?

Нет. Меня не украли. Просто очень много работы и проектов.


Я ранее не рассказывала на Пикабу. Но вот уже более трех лет я не просто занимаюсь ведением своей пекарни, но и оказываю помощь и консультации в открытии пекарен по всей РФ.

И каждый раз, открывая новую пекарню, я сталкиваюсь с одними и теми же вопросами.

От людей, кто мечтает, но, к сожалению, не знают с чего начать мечтать.


И каждый раз я вспоминаю себя. Что я была такой же. Хотелось всего и сразу, но с откуда брать разбег - было непонятно.


И отвечая на одни и те же вопросы уже наверно в 100500 раз, я решила написать статью.


Многие считают, что открытие пекарни начинается с выбора места расположения. Что оно является главным приоритетом при открытии.

Спорить при этом не буду. Соглашусь. Да, это так.

Однако не всегда место является самым главным на этапе рождения мечты.


Первый вопрос, который я задаю: Что вы хотите выпекать?

И вот отсюда и начинается движение всего колеса по запуску бизнеса.

Потому что пекарня начинается с ассортимента. С того, что вы хотите и страстно желаете там формовать и продавать.


- Ну да, ассортимент… когда то подумала я.

Какая Вам разница, что я хочу выпекать? Да все хочу! Чего ко мне пристали? Я хочу просто пекарню! А что там буду печь – разберусь сама.


И это было моим ошибочным мнением.


Исходя из ассортимента, прикидывается оборудование. Приходит понимание необходимой площади для размещения. Требования к месту расположения этого помещения.

Потом, уже исходя из анализа подобранной площади, корректировки ассортимента, подбирается конечное оборудование.

Выстраивается технологическая линия, поточность изготовления.

Потому что ассортимент пекарни огромен и велик.


Вы можете сделать упор на хлеба, и тогда вам будут нужны большие и объемные печи.

- Вы можете жарить пирожки, пончики и донаты. И тогда вам уже не нужна огромная печь, вам нужен хороший фритюр или чебуречница.

- Можно продавать готовые изделия, привезенные с производства, расположенного извне. Тут вообще сама по себе производственная зона не нужна, а нужна правильная зона хранения.

- Вы можете готовить слоеные полуфабрикаты или же доготавливать замороженное сырье. Тогда у вас могут быть маленькие печи и расстойный шкаф.

- А может быть минимальный ассортимент выпечки, но большой ассортимент кофе, чая и иных напитков. И тут уже необходимо сделать упор на хороший кофейный аппарат.

- Слоеные изделия собственного приготовления – тут вообще нужна тестораскатка.

- Или вы решите вместе с пекарней запустить доставку пирогов и пиццы?

Тут вообще будет разговор отдельный.


И все ваши пожелания требуют правильного планирования и расстановки оборудования, как производственного, так и торгового.

Именно ассортимент является базисной основной, с которой начинается проектирование любой пекарни.

Отправная точка, от которой мы исходим при выборе ингредиентов, мест их хранения, а также планируем посадочные места в зале.


Ассортимент нам диктует какие противни нам будут необходимы. Гладкие, перфорированные, волнистые? Из какого металла. А какие формы для хлебов и выпечки нам брать? В каком количестве?


В противном случае Вы наступите на мои грабли.


Те из пикабушников, кто все же был в моем кабинете, видел горы этих ненужных форм и всякой утвари. Которую я по незнанию покупала и покупала. Думала пригодится.

Ага. Пригодилось. Мы иногда на них сидим при производственных совещаниях, когда не хватает стульев.

И в попытке – это мне потом пригодиться, можно потратить до 100 000 руб. Что уже однажды было на практике. Ненужное нужное.


Думаете на этом все?

Ха… нетушки.


Ассортимент на начальном этапе нужен еще для понимания того, как и куда выбудете его выкладывать в торговом зале.

Я видела огромное количество горе-открывателей организаций, которые привлекают дизайнеров для проектирования зала.

И эти дизайнеры настолько оторваны от реальности, что при реализации проекта и запуска работы, у продавцов встают волосы на голове от вопросов:

- Куда это все девать? Как это туда выкладывать? А оно оттуда не пи… ой, не грохнется? Как тут работать?

Потому что на этапе проектирования пекарни и при работе дизайнера, обращалось внимание на эстетику стен и мебели. Но как же практика? Выкладка? Товар лицом к покупателю?


Да зачееем… на картинке же все было красиво.


Вы не поверите, но от ассортимента даже зависит цвет стен, который будет к нему подходить или нет.

Вдумайтесь.

Хотя вроде как все просто. Открою пекарню, буду там выпекать все то, что моя душенька пожелает.

А потом мы получаем нагромождения, попытки впихнуть в торговый зал невпихуемое.

Повторяю и буду повторять:

Именно с ассортимента начинается строительство и построение любой пекарни. Это ее основной фундамент, с которой начинается строительство этого бизнеса.


И еще. Хочу передать отдельный привет моим коллегам по этому направлению. Может хватить тырить слово в слово мои тексты? Вы хоть там слова местами поменяйте. Ну ей-богу. Взрослые же люди.

Показать полностью
245

Я хочу, чтобы моя пекарня в кризис выжила. Мои действия

Знаете. Я очень долго избегала тем о пандемии, вирусе и всего того, что с этим связано.

Не пускала эту информацию в свою жизнь и голову.


Потому что считаю, что надо отделять Истерию от Пандемии.


Однако долго в чулане сидеть не получается. Информация просто врывается в наши жизни. Нам приходится менять привычные уклады и перестраиваться в это тревожное время.


Нам, руководителям маленького и среднего бизнеса.


Принимать в иной раз странные и отчаянные действия.


Тревожность проникает в наши сердца и души. Нам страшно. Что будет? Как будет? Чем для нас это все закончится?


Для тех, кто меня раньше не читал – я владелец пекарни. Нахожусь в Ростове-на-Дону.


И в настоящее время взрывная волна, которая бежит впереди взрыва, накрывает и мой бизнес.


Пока еще сильного удара не было, но я чувствую его приближение.


Того, как было раньше уже не будет. Выправлять ситуацию придется долго и тяжело.

Мне кажется, будет большой экономический спад. Нас общепитовцев уже штормит довольно-таки сильно.

Все меняется. Все начинает работать по-другому и встает с ног на голову.

И чувство, что нам никто в этом не поможет, кроме нас самих.


Написать этот пост меня попросил @Noknead, а @alehsa вообще написал об этом в ватсап.

Про выживаемость в такое сложное время. Что делать пекарням. Как быть и как прорабатывать шаги.


И я отвечу прямо – МНЕ СТРАШНО. Честно. Потому что я вижу перспективы. Не выплаченные зп, тяжесть аренды, задолженности перед поставщиками.


У нас падают продажи. Люди идут в большие магазины за товарами длительного хранения.

Хлеб не гречка. Долго не хранится на полках. Но и без хлеба народ прожить может. А вот без риса, макарон и мяса как то не очень.


Давать советы я никому не намерена. Я просто опишу, что делаем мы. И что можем в дальнейшем сделать.

Уровень продаж и поток людей в каждом городе уже стал совсем разный. И идеальной схемы действий нет.


В первую очередь нам надо не впадать в истерику. Руководителю нужна трезвая, холодная голова. Расчет и понимание ситуации. Ее анализ и проработка всех возможных перспектив.

Понимание того, что ситуация будет затягиваться и что мы должны готовится к длительным действиям.


Мы закупили больше сырья. Непонятно – будут возить теперь его или нет. Многие поставщики на следующей неделе не работают.


Закупили антисептики и дезинфицирующие средства в большом объеме. Закупили огромную кучу одноразовых перчаток и маски медицинские (многие сейчас вообще сами шьют себе одноразовые маски из нетканого материала или ткани).


Взяли антисептик и налили его в распылитель. Раз в некоторое время опрыскиваем им витрины, деньги, и места общего соприкосновения.

Знаете, уже выживает каждый как может.


Далее – пересмотрели себестоимость всей продукции. Сделали запросы поставщикам о наличии необходимых нам ингредиентов и возможных их дальнейших поставок.

Получили ответы о повышении цен в среднем на 10-15 %.

Подняли свои цены.

С учетом того, что делаем повышения очень редко, наши покупатели нас поняли.


Пересмотрели наш ассортимент и выявили ходовые и не ходовые позиции. Мы конечно же их и так знали. Но теперь этот пересмотр был проведен с учетом тупиковых ингредиентов. То есть тех, которые используются только в одном изделии. Мы сработаем то, что у нас есть и заказывать новые уже не будем.

Лучше взять больше муки, дрожжей или масла подсолнечного.


Скорректировали график выхода хлебов и пирожков. И если раньше мы пекли белый хлеб 2 раза в день, то теперь переходим на 3 или 4 разовый выход.

Народ уходит от пирожков. Народ стал брать больше хлеба.


Например, вчера, сразу после выхода сообщения от ВВП, пришел мужчина и купил 10 буханок пшеничного.

Видимо будет делать сухари.


И да, мы тоже увеличили производительность сухарей. На них пошел спрос.


Но ведь в пекарнях Хлеб пшеничный не является основным источником дохода. Чтобы вы понимали, наценка на хлеб пшеничный составляет около 270%, а наценка на пирожки идет от 500%. Просто без хлеба пекарня существовать не может. Но и зарабатывать она тоже должна, так как ей необходимо платить зп, аренду, коммуналку и много еще чего. Независимо от погоды, настроения и ситуации в стране.


Мы не имеем права отказывать людям в хлебе. Мы будем его отпекать больше. Просто перестраиваем систему в сторону батонов, багетов и иного вида хлебов. Чтобы торговать в это сложное время в небольшой минус или в ноль.


Начали прорабатывать иные виды хлеба. Кризис как никогда толкает нас в новое. А сейчас переход на более дешевые ингредиенты и их аналоги (без потери качества готового изделия) как никогда нужно. Ведь это поможет нам сократить расходы на закуп сырья.


Если кто-то из моих сотрудников откажется выйти на рабочее место – я его пойму. И сама пойду. На кассу, на производство. Поеду за ингредиентами. Включусь в процесс по максимуму.

Возможно, мы перейдем на неполный рабочий день. Сократим время работы, чтобы меньше контактировать с людьми.


Что я вижу дальше. Какие пути развития, если покупательская активность упадет?


Буду договариваться с поставщиками о поставках нам сырья с большей отсрочкой платежа или разово произведу больший закуп с оплатой в рассрочку.


Пойду, конечно же, к арендодателю с вопросом о снижении арендной ставки на этот период.

Попрошу максимально ее снизить. Или растянуть за месяцы простоя на другие месяцы.

Как в кредит. Частичными платежами.

А возможно сделаю выбор своего обеспечительного платежа.


Буду сокращать рабочее время персонала. Они так же будут работать, но меньшее количество времени. Без потери основной ставки и работы как таковой. С пересчетом оплаты по количеству отработанных часов.


Спрошу о возможности частичной оплаты за работу в счет продуктов или нашей продукции. Так как на текущий период платить им ежемесячные премиальные я не в состоянии.


Буду развивать собственную доставку. Доставку хлебов, пирожков и пирогов в рамках своего района.

Возможно, сделаю доставку продуктов или продуктовых наборов.

Можно торговать замороженным слоеным тестом. И наверно просто тестом.

Уже начинаем принимать предварительные заказы на единичные изделия. Такие как буханка хлеба. А не пироги и пирожки на заказ.

Ну и конечно запуск новых акций, бонусов, скидок, специальных предложений.


Буду доносить до наших покупателей информацию о своем графике работы. Об изготавливаемых нами изделиях. О введении новых услуг или о принятии необходимых мер предосторожности.


Я верю, что этот период не вечный, и он закончится.


Главное сейчас сохранить работников. Сохранить качество продукции. Давать людям продукт первой необходимости. Сохранить предприятие на плаву.


Никогда не думала, что буду жить во времена мировой пандемии.

Показать полностью
74

Суши Бенто. Большой ответ на небольшой комментарий

Добрый всем день. Тут должен был быть пост про пекарню, про там цифры, работу и что-то такое.

Однако сегодняшняя переписка в посту молодого бизнесмена, открывшего доставку суши Бенто поменяла мой ракурс написания в другое русло.


Слишком многое мне есть что про его подход к делу и открытие сказать и показать, где и что неправильно.

Не просто махать флагом с голыми девками, а показывать что делать не надо.


Наверно все же я сяду и начну изучать Инстаграм. Печатать сложнее, чем языком мешки ворочать.


Я никого, повторяю – НИКОГО обидеть не хочу.


Я хочу рассказать, что открыться мало, надо многое начинать изучать, понимать и вникать во все процессы, особенно если ты являешься руководителем бизнеса, пусть и маленького, но очень гордого и целеустремленного.


И особенно не нужно тыкать пальцем в такую святую корову, как Макдональдс. Мы максимум что можем – это просто прикоснуться к ней, чтобы в очередной раз сожрать Чизбургер и запить его молочным коктейлем. ВСЕ! Ну не доросли мы масштабами, мощностями и безусловным покорением рынка.

Это не Мак садиться на чужой трафик. Мак сам его формирует. Поэтому, если вы не можете сами формировать свой трафик, нечего даже туда и смотреть и уж тем более приводить примеры, говоря: «А вот Макдональдс».

Любое предприятие начинает притягивать к себе людей. А если не притягивает - меняйте себе мозг. Потому что именно он и ставит блоки и не дает вашему предприятию развиваться.


Итак. Молодой человек открыл доставку суши. Одна прогорела. Вторая переехала на третье место. В принципе нормальный процесс становления бизнеса.

Однако, что меня так бомбануло, что я вновь решила написать про суши.


Поехали:

Пост 1 Как я начинал бизнес в 23 года

Пост 2 Бизнес в 23 года ч.2

Пост 3 Открытие нового формата, закрытие старого...

Посты @Goshagosha


-Место, оно было откровенно слабым, да и как я потом понял, нужно учитывать определенные аутентичные черты города и места в котором работаешь


Так зачем изначально брать слабое место, если ты зависишь от того, насколько к тебе придет людей? Зачем? Аренда дешевле Да это первая ошибка, когда бизнес вылетает в трубу. Именно так. Фьюююююю….. и полетела фанера над Парижем.


И маркетинг надо начинать ДО открытия. Чтобы к моменту запуска о тебе уже знали. Народ шел. Акции, призы, бонусы. Иначе первый день вы просто сядете на попу, а на второй будете нервничать. А на четвертый ваш горящий попец будет бегать везде, лишь бы хоть как то вытащить положение.


Нужно выбирать места, где вас увидят. Вы забахаете вооот такую вывеску, потратите на нее денег, но вас увидет дофига народа. И вы не будете каждый месяц вваливать кучу средств на то, чтобы заявить о себе, а будете более в целевом направлении эти средства тратить на свое продвижение и расширение привлеченной аудитории. И это разные направления, хоть и смысл написания один.


Срок привыкания человека к новому – два месяца. Это два месяца сидения на попе вот такой доставки суши, как у автора Бенто. Только через два месяца среднестатистический человек начинает поворачивать голову в сторону нового. Тот человек, который до этого ходил по проверенным для себя местам и готов к новому.


НО! С помещением такая задача, главное не взять то, которое вам не по зубам. Надо трезво оценивать свои возможности.

Что в принципе и доказывают посты.


А фотографию торгового зала Бенто вы видели? Да интерьер неплохой. Но где свет!! Где же свет и лампочки!!! Это же не дискотека 90-х в подвалах и полутемных актовых залах. Нужен свет. Теплый, мягкий, манящий.

Целая индустрия, прорабатывающая световые решения предприятий общепита, просто плачет глядя на такие решения.


А из окон как будет смотреться этот зал? Где таинство еды? Да нету! Там просто черная дыра! Неужели Вы поедете на машине или пойдя пешком обратите внимание на такую точку? Нет вывески, нет уличной подсветки, нет внутреннего освещения.


Я лично была в этой точке. И я видела ее своими глазами. Хотелось просто пройти мимо до переехавшего с этого места суши-магазина до его новой дислокации. Потому что туда идти пару минут. Но там свет, жизнь, движение. А не это умершее око Саурона.


Повторяю. Никого не хочу обидеть. Люди – учитесь на ошибках других. Ведь именно это позволяет нам не совершать подобные. Исправляйте косяки. Стремитесь стать лучше, выше, качественнее.


Далее.


Бенто открыл точку, но только в январе, а это где-то через пару месяцев после открытия, начал думать про доставку.


Ну это же блин работа в убыток.


Первая задача при открытии – не обосраться! Дать все и сразу по возможному максимуму. Показать, что вы можете и как можете. Дать доставку, скидку, бонусы, поцелуйчики в правую и левую половинки.


Открыли точку – надо сразу качать интернет, соц сети. Качать, качать и качать, а не ждать, когда к вам придет пушистый песец. Надо качать их ДО открытия. Особенно, если вашу продукцию заказывают и ваше меню просматривают дома и на работе.


Надо сразу открывать линию доставки и садить оператора на прием заказов. СРАЗУ. Думать про упаковку, транспортировку, зону доставки. Сейчас люди очень активно кушают дома и им нравиться сервис позвонил – доставили. Сказали пожалуйста и Кушайте на здоровье.


Правильно написал @iod87

«Хотите открыть бургерную — начните с изучения того, как продают бургеры, а не как их делают.»


И не надо говорить, что некому это объяснять. Сейчас полно курсов, материала, иного изложения. Чек-листов. Бери и читай Готовься. Ты рискуешь не просто своей головой, деньгами, но и уровнем качества жизни своих сотрудников. О них тоже надо думать. Ведь это люди и людям тоже хочется кушать и работать в востребованном предприятии.


Далее.

Немножко пройдусь по цветовому решению.

Да, нас в доставках суши уже достали коричневые, черные, красные, бежевые цвета.


Но люди все продолжают их использовать.

Почему?

Да потому что есть и стандартные цветовые решения.

Человек ест то, что подсознательно не несет угрозы. Что съедобно. Это то, что скрыто на нашей подкорке. Все должно тянуть и быть аппетитным. А выделаться надо в другом. Цвета должны быть теплыми и нести обещание вкусного ужина расслабленного состояния.


А какой посыл несет холодный бирюзовый? Пожрали и погнали?


Это ошибка собственника бизнеса. Надо делать не «Я хочу», а то, что хотят покупатели. И если вы беретесь делать как Я хочу, то будете добры давать себе отчет.


Это как я просто поставила сладкий соус соевый и сладкий мицукан для риса. И я знала что это против рынка. Но потом это было нашей фишкой.


Далее - кадры. Кадры надо растить и взращивать. Обучать, проводить с ними время и контролировать их работу. И только тогда вы не получите у себя на месте приема заказа БабЗин.


И уж никак нельзя ставить повара на место работы кассира. Деньги и продукты вещи разные. Сколько раз я наблюдала, как повар, взяв деньги, пошел готовить. И руки то не помыл. !!!

Деньги - это грязные бумажки. На них очень много микробов, которым не обрадуется кишечник.


И мы добираемся до самой мякушки.


Меню. ТО самое, от чего трепещет сердце и урчит живот. Что бы выбрать и как себя побаловать любимого.


Нельзя ставить цены по одной цене. Нет, конечно можно, но не стоит этого делать.


Себестоимость продукции разная, итоговые затраты на роллы разные, а тут вы подводите все под одну линейку. И или страдает качество, или страдает ваш карман.


Потому что народ дорогое и с плохим составом есть не будет. Люди себя любят.

Вот вы любите себя?

И я себя люблю.

Так почему я должна выбирать в рамках одной цены между роллом с креветкой и роллом и с крабопалкой? Я выберу креветку, зато продавцу это будет в минус, потому что ему выгоднее продать с крабопалкой.

Но это лирика. Рассказывать тут долго. Формирование меню – то еще таинство. Парой предположений не обойтись.


«народ у нас в Ростове наглый и очень злой - это факт. А по поводу цен, я очень внимательно слежу за рынком и скажу так, хоть мы и следим за качеством, лично у нас на коне заведения с низкой ценой и это даже как-то раздражает, люди и слышать не хотят о качестве»


А вот тут я не соглашусь. Нормальный народ в Ростове. Адекватный.

Выбора просто много.

Работать надо с ними, а не просто депигновать рынок низкими ценами.

Нас слишком прибили низкими ценами, что мы уже подсознательно их ассоциируем с низким качеством.

Нужен баланс. Цены, качества и подачи.


Может вопрос то не в ваших ценах, а в вашем расположении.

Расположении в пятёрочке, где вы сели на чужой трафик и чисто зависите от него?

Вы сидите при простом магазине. А что он вам может дать? Бабушек и дедушек? Замученных людей, бегущих вечером домой из магазина.


Отличие супермаркета и гипермаркета очень существенно. В гипермаркет люди уже идут по целевому. Тратить время и покупать. В супермаркете – перехватиться и бежать домой.


Вы должны четко понимать свою целевую аудиторию. Что значит от 13 до 55 лет. Это как? Как это вообще может быть в голове у руководителя предприятия. Разные возраста дают разный чек, разные требования к товару, разные потребности в доставке и на вынос.


Смешались в кучу. Кони, люди, Бенто.


Бред. Бред. Бред.

Если такой подход идет к покупателю, к стратегии работы и развитии, то о каком качестве может быть речь? Да никакого!!! Срань все. Да простите меня.


Каждая аудитория требует к себе своего подхода. 13-18 лет. Это Школьники. Им нужно одно. 18-23 года. Это студенты и начинающие работники. И уже нужно другое. А аудитория 30-38 лет??? И даже можно взять и 35-43 года. Это же совсем другой уровень. Это другой подход.


Любая ЦА хочет отличного друга от друга, они все хотят разного!!!


Что значит мужчины и женщины. Да вы хоть посмотрите кто к вам в магазин ходит. Сколько там мужчин и сколько женщин. Что они берут. На какой чек.

Да это надо было делать ДО открытия, а не сейчас. Кааак можно с таким подходом работать? Да никак. Можно выживать и дальше совершать ошибки.

Тратить огромные деньги на то, чтобы о вас узнали.

Ходит ли Ваша целевая аудитория мимо Вас? Видят ли они Вас?

Если - нет. То тогда доставайте кошелек и начинайте свою раскачку.


"Пока вы усердно лопатите других, вы не уделяете время себе!! Другие работают на своих потоках, со своими людьми" - во-первых, очень жаль, что вызвал такое впечатление. Во-вторых, свой поток? Какой свой поток, мы не продаем пирожки и мы не делаем пиццу, у нас гораздо менее потребляемый продукт и рассчитывать на клиентский трафик особенно не приходиться.


Пипец.

Роллы на текущий момент одни из самых потребляемых позиций. Роллы сами способны генерировать свой трафик. Свой личный, чтоб очередь стояла.


Если у вас этого нет, если вы такого не видели, это значит – это все плохо работает либо отлично работает на доставку.


И я знаю, о чем говорю. В мой суши-бар была предварительная запись на две недели вперед!!! Две недели. Я знаю как это может работать. А отмазки – посмотрите у других, у них пусто. Так хватит смотреть на других – работайте на то, чтобы у вас стояли в очередь.


Работать с потоком, это значит то, что к вам идут и идут, а вы даете и даете. ПРОДАЕТЕ. И тут либо вы сидите на ином потоке, стихийном, целевом, либо создаете сами. Если вы выживаете - то нихрена вы не умеете работать с потоком.


Не нужно демпинговать рынок, иначе потом не обвиняйте людей, что они хотят дешевле.

Не надо рыть самому себе яму.

Сами учите людей тому, что если не тут, так там будет дешевле. Пусть даже в убыток предприятию. Но покупателю все равно. Он хочет кушать, он берет то, что ему дают.

А потом как выходить из низких цен? Да никак - закрываться или работать на большом обороте. Получая малое с большими затратами.



Просчитывайте себестоимость, точку безубыточности предприятия. Не смотрите на других. Работайте над собой. История одного – это его личная история. И не факт, что ее получится повторить.

Тут писать, конечно и писать. Но я устала.

Надеюсь вам было полезно.

Показать полностью
59

Часть . Как мы открывали пекарню. Поломки оборудования. Пост 2

Данный пост я разделила на 2 части.

Часть 1Часть 6. Как мы открывали пекарню. Поломки оборудования. Пост 1


Первый пост про пекарню:

От доставки суши в пекарню. Меняем вектор движения.


Мы настолько уже были готовы к таким вещам, как выход по сигналу пожарно-охранной сигнализации из помещения со всеми вещами организованной колонной. Вызубренному и вживленному в наши тела рефлексу вырубать рубильники при любой искре. Слышать по неровному ходу работы оборудования приближающийся очередной апокалипсис.


Мы стали единой боевой командой. Жаркий воздух пекарни и дым от горящего вентилятора расстойки закалил наш дух. Мы можем преодолеть все.

С этой мыслью я шла на работу.


Весеннее солнышко ласково грело меня своими лучами, теплый ветерок обнимал за плечи, птички весело щебетали на ветках.


Но всю идиллию нарушил тревожный звонок телефона с работы.


Ну не бывает не тревожных звонков в 8 утра и особенно, если он с работы.

- «Анатольнна, тут это… как его…. Печь взорвалась….»

- «Не трогайте ничего, я сейчас приду» - только и смогла что ответить.


(*Я даже сейчас на этом моменте непроизвольно вдыхаю с таким отчаянием, что хочется бросить все и уйти в лес к медведям. С ними точно жить будет спокойнее).


Все! Солнышко мне больше не светило, ветер стал резко холодным, а эти птицы раздражали своим глупым чириканьем.


На работе у нас был абздец.

Сотрудники жались по углам и боялись на меня смотреть. Вокруг валялись стекла. Печь смотрела на меня какой-то пастью с ощетинившимися обломанными зубами - стеклами, застрявшими в каркасе двери.


Завод-изготовитель был рад конечно же меня слышать. Очень.


Благодарю руководителя гарантийного ремонта, за проявленную чуткость в нашем вопросе, скорость решения проблемы и наверно индивидуальный подход к каждому вопросу.

Потому что на утро следующего дня, к открытию пекарни, нас уже ждал их курьер, со сменной дверью на заднем сиденье.


Завод тут же со склада выписал новую дверь и наемным водителем-таксистом отправил ее к нам. В это же день, то есть на следующий после взрыва, мы снова работали как и ничего не случилось.


Но случилось же! Притом на самом начале работы.

Решили, что был микроскол стекла, и он дал такой эффект.


Мы перешерстили инструкцию. Мы все делали правильно. Как там и написано. Включили. Запустили. Начали работать.

Это не наша вина. Наверно все же это брак стекла.


Через месяца полтора, стекло взорвалось уже при мне. Тоже в утренние часы. Однако мы уже по-моему успели что-то выпечь.


Завод уже не послал к нам машину, а предложил отправить дверь транспортной компанией или забрать самим.


Супруг, не долго думая, поехал за ним сам.


И это было правильное решение.

Потому что, на заводе изготовителе выяснилась интересная деталь.

Печь необходимо полчаса прогревать на не очень высоких температурах, перед началом основной работы. А этого в инструкции написано не было. Это было как бы по умолчанию.


Хотя мы спрашивали об этом мастера-наладчика, на что он ответил. Если в инструкции не написано, значит не требуется.


Дверь печи имеет внутреннюю камеру, между двух стекол, и когда мы ставим печь на разогрев, она тоже должна нагреться, иначе из-за разницы температур может произойти именно такой взрыв, в камеру проникнет жаркий воздух из печи и соприкоснется с холодным внешним стеклом, которое может не выдержать и взорваться.


От греха подальше, мы проплатили и заказали сменную дверь, которая до настоящего времени стоит у нас на складе.


А в настройках печи появилась программа: Утренний прогрев. За неиспользование которой на сотрудника всеми правдами или неправдами возлагается штраф в размере 40 тысяч.


И пока мы танцевали в дверями печи, у нас красиво навернулся тестомес.

Он просто перестал работать. Вот как-то так. Снова в срочном порядке нам пришлось покупать новый тестомес. А старый сдавать на гарантийный ремонт.


К слову тестомес тоже дал нам жару.

Потому что на гарантийном ремонте он находился 9 месяцев!

Нас пытались бортануть тем, что вроде как гарантия то уже выла и ремонтировать не будем. Даже пришлось прибегать к услугам юристов. Тестомес мы так с ремонта и не увидели. Какой то волшебной детали у него вроде как не было.

А по факту, официальный дилер его отказался принимать на ремонт, потому что он не был произведен в Италии. Тадам!!! Упс, подделочкой оказался.


От поставщика мы забрали деньги иным оборудованием. Правда спустя 9 месяцев и претензии, составленной юристом.


Сколько раз у нас ломалось оборудование – не вспомнить.

И проблемы всегда были одни и те же. А причина им- отсутствие внимание завода-производителя к деталям.


До тех пор, пока нам завод-изготовитель не прислал нормальный вентилятор более высокого качества, наш расстойный шкаф горел раз пять.

Самостоятельно поставить данный вентилятор мы не могли. Иначе слетели бы с гарантии.


Поэтому каждый раз мы составляли акт и отправляли его на завод, ожидая прихода на замену все такой же какашки, как и сгорела в прошлый раз и в позапрошлый.


Через год, после того, как расстойка вышла с заводской гарантии, мы сварили металлические двери, которые верой и правдой служат нам до текущего момента.

Стекла, находясь в металлической окантовке, больше никуда не стремятся сбежать. А крепления заменены на более крепкие и прочные.


Тестомес мы купили более дешевый, но более простой в обслуживании, которой работает до сих пор.


Скажу сразу. В этом году нам позвонили с Восхода и спросили о том, не выявили ли мы еще какой брак при эксплуатации их печей? Потому что благодаря нашей настойчивости и постоянным актам о браке мы достучались до руководства и были пересмотрены «слабые» узлы в оборудовании. Произведены замены комплектующих или изменены конструкторские решения.


Относитесь к покупке оборудования более внимательно.


Повторяю, что все события происходили 4 года назад и качество оборудования заметно с того времени изменилось.


То, что мы попали на такие косяки – да. Я согласна. Комментировать нечего.


А вообще – я великий выбраковщик. Всегда словлю брак там, где его другие не замечали.


В жизни это мешает, в работе – помогает. Потому что не глядя можно вытащить пирожок, которой покажет брак всей линии или цепочки приготовления.

Показать полностью
68

Часть 6. Как мы открывали пекарню. Поломки оборудования. Пост 1

Все доброго времени суток. И снова я.

Не знаю какими словами начать описывать весь тот кошмар, который пришлось пережить с «болезнями оборудования», даже спустя годы этот период времени вызывает у меня очень сильные душевные переживания.

А то, что творилось тогда можно описать словами, что это был ОЧЕНЬ БОЛЬШОЙ и огромный пушистый писец.


Текста будет много, а тот, кто умеет читать между строк, найдет еще и бездну мата и отчаяния.

(со знаками препинания у меня может быть не очень, не ругайтесь пожалуйста).


Данный пост я разделила на 2 части, потому что все повествование в одну не уложится. Дочитайте пожалуйста их обе до конца.


Первый пост про пекарню:

От доставки суши в пекарню. Меняем вектор движения.


После запуска пекарни все встало на свои рельсы.


Пекари пекли выпечку, технолог контролировал процессы, а я занималась документацией. Прямо идиллия какая-то.


Однако наше счастье длилось недолго.

Я начала замечать, что при загрузке выпечки в печь, на производстве начинаются какие-то танцы с бубнами. Периодически приходилось открывать дверь и переставлять выпечку местами, разворачивать противни, менять верх с низом. То есть было все то, чего быть не могло.


Как потом было написано в письме о браке товара, составленном на имя поставщика:


- периодическое несрабатывание кнопки включения печи (требовалось неоднократное нажатие, для того, чтобы осуществить запуск оборудования),

- неравномерное выпекание продукции в камере печи - прогорание продукции с правой стороны, при сырой, не пропеченной продукции с левой стороны, при каждом выпекании изделий.


Печь работала с перегревом с одной стороны и данный перегрев все больше и больше проявлял себя в работе. Мы тогда думали, что это нормально, хотя это не так. Ведь мы купили Российское оборудование (да не обидятся на меня производители). Неоднократно вызываемый мастер по наладке и наш штатный электрик ничего не находили.


В одно прекрасное утро, когда все находились на своих местах, произошел большой такой бабах. Что-то сильно хлопнуло и погас свет.


Это наша печь решила покончить жизнь самоубийством.


Просто у одной из лампочек, что выходит в тепловую камеру и освещают выпечку в процессе работы печи, цоколь замкнул на корпус и получилось короткое замыкание, которое просто на просто расплавило металлическую стенку, образовав дыру.


Звучит не так страшно, как понимание того, что в печи дыра. Печь не работает. Да и кто будет пытаться ее включать? У нас отважных не нашлось.


Все. Сердце пекарни встало. Жизни больше нет. Все рабочие процессы начали медленно застывать.


Опустим весь мат, кипишь, псих и отчаяние. Слова «Как же так?»


Было созвано срочное совещание и распределены действия:

- я занялась вызовом мастера по обслуживанию для составления акта о браке. Связывалась с нашим поставщиком и заводом изготовителем.

- супруг сел за телефон и стал искать любое подменное оборудование, которое на тот момент было в наличии и его можно было купить и быстро привезти.

- технолог пошла настраивать рабочие процессы, чтобы через пару часов после доставки оборудования, пекарня могла продолжить работу, без потери качества.

- электрик занимался отключением печи от сети и проверкой всей электросистемы и оборудования на предмет повреждений.


В течение двух часов нам удалось приобрести и привезти малышку Унокс на 4 уровня. Пароувлажнение у нее отсутствовало, поэтому пришлось ставить противень с водой вниз и вооружиться пульверизатором.


Скажу честно, мы смогли в тот день на этой маленькой печи отдать почти весь ассортимент и даже хлеба. От выпечки чего-то пришлось отказаться, но малышка помогла нам поднять в тот день и последующие кассу в 18 тысяч.

Это было очень сложно. Приходилось на ходу корректировать процессы расстойки, следить кому идти вперед на выпечку, а кто постоит.


Отдаю должное нашему заводу-изготовителю. В течение трех дней с момента поломки, была принята наша рекламация, отгружена новая печь и произведена ее доставка и финальная установка.


Три дня переживаний. Это сродни тому, как будто ты ждешь пересадку сердца, а на текущий момент подключен к слабо мощному аппарату, который позволяет тебе не умереть.


Через пару недель после замены печи у нас просто выпало и разбилось каленое стекло у расстойного шкафа.

Вот просто раскрутились крепления, и оно со звоном покинуло наш бренный мир, очень красиво рассыпавшись на сотни осколков, из-за чего пришлось снимать и списывать всю выпечку, что находилась в расстойном шкафу.


Вот описываю эти события прошлого периода, а сердце непроизвольно сжимается, а руки закрывают лицо.


Но работать то нам было нужно, поэтому русская смекалка как всегда приходит на помощь. Мы купили плотную пленку и использовали ее вместо разбившейся двери.


Ну процесс уже был ясен: вызов мастера, составление акта, звонок поставщику, звонок на завод-изготовитель, сопроводительное письмо и ожидание ответа.


Через какое-то время выслали новое стекло и новые крепления.

Наша калека- расстойка продолжала исправно работать. Пока в один из наипрекраснейших дней не сработала пожаро-охранная сигнализация, помещение не наполнилось дымом и не заискрило с задней стороны расстойки.


Теперь вышел из строя вентилятор внутренней камеры и ушел в мир иной посредством самовозгорания.


Те люди, которые пишут, что производственное помещение должно быть выполнено, окрашено, облицовано из негорючих материалов, не просто так едят свой хлеб. Производственное оборудование как оказалось та еще бомба замедленного действия.


И снова акты, письма, звонки.


Следом за стеклом и крепежами с завода к нам выехал новый вентилятор.


А мы пока работали вообще как бомжи. Кипятился чайник, в поддон расстойки наливался кипяток, что давал водяной пар, а сама расстойка закрывалась пленкой.


Но мы работали!!!! Не унывали. Мы открыли свой бизнес. Мы открывали по утрам пекарню и продолжали с улыбкой давать людям прекрасный ароматный хлебушек.


Стекло, крепеж, вентилятор пришли и были установлены.

УРА! Мы преодолели все «детские болезни».


Ага, счас, сказала нам жизнь, смачно откусывая краюшку свежеиспеченной булочки.


Видимо тестомес решил, что во всей этой суете мы не уделили ему должного внимания и стал басовито гудеть и стучать где-то внутри себя.

Приехал мастер, его разобрал, смазал, подтянул что-то. Нежно похлопав по корпусу заявил: «Вы конечно же по документам купили итальянский тестомес? Что-то я не вижу их фирменных болтов и сборки. Спросите у поставщика, все это очень похоже на подделку».


Вот еще и этого нам не хватало. Купить за 90 тысяч подделку.


На фоне нашего офигевания, через пару дней очень эпично выскользнуло из новых креплений второе стекло расстойного шкафа. Смачно встретившись с напольным покрытием, оно не выдержало крепких объятий и рассыпалось на осколки.


Хотелось ли мне плакать? Нет. Мне хотелось ВЫТЬ.


Но мы продолжали работать. Тестомес периодически гудел и стучал так, что распугивал пекарей.

Расстойный шкаф с маниакальной периодичностью грел или терял стекла.


Дошло до того, что в очередной раз, когда мы с технологом находились на улице, внимая весеннему солнышку, нас чуть не сбил вылетевший пекарь, недавно к нам устроившийся.

- «Анатольевна! Там это! Там пожар!!!»

- «Рубильник от расстойки выруби» – вальяжно ему ответила технолог. И добавила – «А я пока электрику позвоню».


Мы настолько уже были готовы к таким вещам, как выход по сигналу пожарно-охранной сигнализации из помещения со всеми вещами организованной колонной. Вызубренному и вживленному в наши тела рефлексу вырубать рубильники при любой искре. Слышать по неровному ходу работы оборудования приближающийся очередной апокалипсис.


Мы стали единой боевой командой. Жаркий воздух пекарни и дым от горящего вентилятора расстойки закалил наш дух. Мы можем преодолеть все.

С этой мыслью я шла на работу.


Весеннее солнышко ласково грело меня своими лучами, теплый ветерок обнимал за плечи, птички весело щебетали на ветках.


Но всю идиллию нарушил тревожный звонок телефона с работы.

Ну не бывает не тревожных звонков в 8 утра и особенно, если он с работы.

- «Анатольнна, тут это… как его…. Печь взорвалась….»

- «Не трогайте ничего, я сейчас приду» - только и смогла что ответить.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!