Mansions of Madness. Обзор.
Мечтали ли вы когда-нибудь сыграть с друзьями в настоящий настольный фильм ужасов? Чтобы темнота, скрипучие полы, «давайте разделимся» и финальный твист под конец? Чтобы на монстра можно было ринуться с голыми руками или гитарой, не зная наперёд, что должно произойти? Чтобы крысы шуршали в стенах, зловещие шепоты сводили с ума, а травмы отражались не только в виде «красных сердечек». Чтобы психическое здоровье персонажа требовало не меньшего внимания, чем физическое? Чтобы до самого конца не было понятно, что же делать, а когда поймёшь - было бы почти поздно? Превозмогать на грани, выигрывать за секунду до краха, или переживать сокрушительные, безнадёжные поражения в стиле Dark Souls?
Страдать от слепоты, гниющих ран, клаустрофобии и паранойи? Продираться сквозь тьму, огонь и - будь они прокляты - хитроумные загадки и головоломки? Не знать, что произойдёт в следующую секунду - отпочкуется ли от тебя твой злой близнец, или глава богохульного культа потащит тебя на жертвенный алтарь? Оглядываться по сторонам, не доверяя даже своим соратникам ( особенно им)? Тогда - добро пожаловать в Особняки Безумия!
Этой серии игр я могу петь дифирамбы бесконечно. Пожалуй, лучшие настолки за всю историю. В данной заметке речь пойдет о втором издании, разница между первым и вторым огромная, и я позже объясню в чем.
Игра ПОЛНОСТЬЮ вдохновлена творчеством Лавкрафта и его последователей. Действие всех сценариев происходит на территории США в 20-х годах прошлого века - бутлегерство, Великая Депрессия на пороге, Первая Мировая только отгремела, в подполье копошатся многочисленные тайные общества и мистические культы, в то время, как большинство людей задвигают неведомое на второй план, и на первый выходит наука, все еще воспринимаемая менее просвещенными как магия.
Сценарии оригинального издания в среднем повторяют каноничные истории в духе Ламли, Блоха и Дерлетта. Тут и «Ночь Реаниматора», которая изначально являясь детективной историей, неожиданно превращается в жесточайший экшн в духе «Зомбицида».
Здесь же и «Падение дома Линчей», рассказывающих нам в зависимости от изначального выбора «настроек» либо историю обезумевшего маньяка, либо куда более закрученную - культиста, что пытается вернуть своего умершего сына из небытия, а вызывает...спойлеры.
Ну и раз мы здесь говорим великом фантазере из Провиденса, нельзя не упомянуть и весьма типичный сценарий - как игроки пытаются вытащить «двойного агента», застрявшего в древнем монастыре, где правит бал зловещий культ, объединивший под своим началом людей, предавших человечество.
Средний сценарий играется так : некоторое количество сыщиков ( это обычно какие-нибудь частные детективы, писатели, гангстеры, психиатры и священники) неким образом ( чаще всего призванные письмом) оказываются в огромном таинственном особняке ( или в болотах Луизианы и лесах Орегона, если играть в дополнение Call of the Wild, или на городских улицах ( если играть в дополнение Streets of Arkham). В 100% случаев цель всего похода неизвестна, и подается исключительно художественным текстом. Чтобы узнать, куда идти дальше, стоит внимательно слушать вступление ( "вы слышите душераздирающий крик с кухни особняка").
В игре ОЧЕНЬ много художественного текста, людям, не знающим английского будет затруднительно воспринимать длинные вступления и художественный текст, впрочем, на русских сайтах, посвящённым настолкам уже давно есть переводы.
Труднее всего же приходится Хранителю ( во втором издании этот игрок заменён приложением для телефона и планшета) , ведь ему , по сути приходится выполнять функцию громоздкого и сложного механизма управления игрой. Отсчёт времени, пакостные события вроде тени, случайно увиденной в зеркале, погасшей лампы или неожиданного возгорания , движение и взаимодействие игроков с монстрами - все на нем. Однако, Хранитель обладает и неоспоримым преимуществом - он, единственный, за игровым столом знает, каковы условия победы для обеих сторон ( сыщики это выясняют только найдя последнюю улику, а это обычно происходит под конец), именно Хранитель знает, где какие предметы лежат, именно ему решать, не обрушится ли стена, не оживет ли труп, который сыщики забыли сжечь, не вылезет ли шоггот из-за угла, не захочет ли сыщик, поддавшись неведомому порыву стукнуть соратника кувалдой по затылку.
Сыщики же постоянно находятся под давлением. Психическая травма - отдельный разговор. Вы можете стать пироманом, что в деревянном особняке означает большие проблемы, можете стать клептоманом и ваши соратники не досчитаются каких- нибудь нужных предметов или хуже того...вы можете сменить сторону. Случайно ( или нет?) провалившаяся ступенька может сломать ногу, рой летучих мышей - подарить никтофобию, удар склизким щупальцем по голове - лишить слуха, а легкое безумие заставит игрока избегать соратников. И не зря - во власти Хранителя по собственной прихоти привлечь одного из Сыщиков на свою сторону, сделав из того «спящего агента», который, встав на службу темных сил, может бросить динамит под ноги соратникам. Доведённым же до предела отчаяния сыщикам Хранитель предлагает последний выход...
Сыщикам обычно противостоит либо другой игрок ( первая редакция) либо приложение ( вторая редакция). Темнота, неизвестность, мрачные видения, ранения и травмы ждут отважных сыщиков на пути...чаще всего все же к поражению. Потому что игра не собирается прощать вам ваши ошибки, потерянное драгоценное время и бесцельное шатание по локации. Каждый монстр здесь - произведение искусства, каждый бой - эпопея, так как боевка реализована очень интересно.
Сначала вы решаете, чем вы атакуете ( режущее, дробящее, огнестрельное, заклинание или вовсе голыми руками) , какого монстра - звероподобного, гуманоидного или вовсе неописуемого, а потом открываете карточку, на которой кратко описывается, что происходит. Нечто вроде "Вы заносите свое орудие над головой твари, готовясь размозжить ему череп - проверьте Силу". Ну и дальше, если вы не залажаете - монстр получит урон. Именно отсюда возникают забавные ситуации, когда гангстер Макглен, у которого в голове полторы извилины пытается зачаровать лопату, используя свою почти нулевую характеристику Знание. Самые забавные атаки, кстати, проходят голыми руками - вы выдавливаете глаза, пытаетесь перехитрить, кидаетесь предметами, сталкиваете с лестницы.
Монстры эти - глубокие, шогготоы, ми-го, порождения звезд, инсмутцы и даже сам Ужас Данвича чаще всего и выглядят так, что можно наложить в штаны, увидев тварь лишь краем глаза. Поэтому все, кто видит монстра, ежеходно проходят проверку ужаса - и здесь это тоже реализовано текстом " Вы видите, как рыбоподобная тварь моргнула. Дважды - сначала обычными веками, потом белесой мерзкой пленкой". И тут-to вы получаете психическую травму.
Дополнительным элементом обеих игр являются настоящие головоломки - пятнашки "соедини картину", загадки "включи электричество" и прочие, которые нехило тормозят, но при этом разбавляют игру.
К основной игре, чья серия закончена, также выпущено два дополнения, которые добавляют очень необычные механики.
Углубляться я не буду, но в Forbidden Alchemy , например, нам предстоит попутешествовать во времени ( извините, все же расскажу - герои получают в руки машину времени и, чтобы забраться на крышу, им нужно в прошлом посадить семена в землю, а потом переместиться в будущее. Многие комнаты замурованы в настоящем, поэтому приходится кататься в прошлое, но вместе с вами катаются и монстры).
Следующее дополнение «Call of the wilds» посвящено теме леса, мелких деревенек с их грязными секретами и, разумеется, отмечено знаком Чёрной Козлицы Лесов с Тысячью Младых.
В данном дополнении вводится две интереснейших механики - допроса свидетелей, динамического построения поля и свершения ритуалов. И если с первым и вторым все понятно, то вторая часть выносит мозг уже обычно всезнающему и всемогущему Хранителю, который теперь, управляя неповоротливыми монстрами вынужден откапывать спрятанные сыщиками ритуальные кинжалы и козлиные головы, чтобы потом расставить их в верном порядке, известном, снова, только сыщикам, которых игроку-Хранителю придётся допрашивать по принципу «да-нет».
Также, геймдизайнеры ввели определенное ноу-хау и создали сценарий, который можно играть без Хранителя, как среднюю партию в «Зомбицид», только несравнимо сложнее. Ещё никогда я так безнадежно не проигрывал. И, разумеется, именно в этом дополнении реализована великолепная история потомка человека и невыразимого божества - Данвичского Ужаса.
Еще один плюс игры - совершенно волшебные миниатюры и визуальное оформление. Каждая деталь - маленький шедевр, который можно подолгу рассматривать - в том числе речь идет и о карте "Вы не нашли ничего интересного".
Не могу также не сказать пару слов о сыщиках - люди это самые разнообразные - например, бродяга Пит со своим верным псом Дюком и гитарой, видевшие больше, чем положено человеку. Пожилая еврейская писательница Глория Гольдберг, что в своих литературных изысканиях докопалась до страшной истины и теперь готова залепить печатной машинкой любой головоногой твари по щупальцам, коли те посягнут на трон владык земных. Это и богатая сучка Дженни Барнс - аналог местной Пэрис Хилтон, что вооружившись верным «дерринджером» и папиным наследством отправилась на поиски потерянной сестры. И, конечно же, нелюдимый Уильям Йорик - рыжий кладбищенский сторож, столкнувшийся с голодными упырями по долгу службы и по-новому переосмысливший функционал лопаты. В первой редакции сыщиков можно было отбалансировать для лучшей работы в команде, выбрав стартовые вещи и способности. Во второй же редакции за вас это сделает планшет.
Сейчас Fantasy Flight Games закрыли производство дополнений к первой редакции и полностью переключились на вторую, что, честно говоря, к лучшему. Наличие планшета, вопреки ожиданиям, не лишает игру «души» , наоборот , добавляя ей граней. Например , с персонажами теперь можно вести полноценные диалоги, читать дневники, слушать радио, решать ещё более изощренные головоломки, а поле может перестроиться несколько раз за игру, атмосферная Музыка и звуки лишь усилят погружение. Помимо прочего, вам не удастся забыть или пропустить какие-либо элементы, а 40-минутный сетап сокращается до десяти минут, а позже - делится на мелкие, 30-секундные «доработки», которые совершенно не отвлекают от процесса. Но, главное преимущество второй редакции заключается в том, что хозяин настольной игры перестанет быть «рабом коробки» ( а мне это ох как знакомо! Игра могла бы мне даже надоесть, не люби я играть за злодеев). Помимо этого, приложение в отличие от некоторых неопытных Хранителей соблюдает полную конспирацию относительно игровой информации, а также повышает количество вариантов расположения комнат, целей игроков, диалогов и событий .
Итак, эту игру я могу рекомендовать почти всем без исключения, моя личная оценка - 10 из 10.
Говоря о минусах, могу, пожалуй, упомянуть только достаточно высокую стоимость и излишнюю сложность головоломок, затягивающих игровой процесс.
И , что немало важно - очень легко осваивается новыми игроками - по сути, за столом должен быть только один человек, хорошо знающий правила.
Порог вхождения находится ниже среднего - все, что нужно знать новичку, желающему присоединиться к игре - это как управлять своим персонажем. Все остальное за вас сделает приложение. Это, разумеется, если вы решите в пользу второй редакции. Если же вам больше нравится первая ( а у неё масса плюсов, начиная с возможности побыть злодеем, заканчивая более изящным дизайном карт и миниатюр) - готовьтесь ломать голову и вчитываться в правила.
Далее следует небольшой сухой отчетец о моей крайней партии :
Играли вчера с женой в сценарий "Разбитые оковы". Некая знакомая попросила нас приехать и забрать ее из особняка, потому что там обитает некое "зло". Пока знакомая в панике собирает вещи и родственников, мы обыскиваем дом и выясняем, что глава семейства притащил из отпуска откуда-то из Океании зеленую статуэтку.
Привлекаемый шумом, монстр - бесконечная тьма со щупальцами, нападает на членов семейства по очереди, убивая их одного за другим, пока мы пытаемся собрать статуэтку по кускам, отбиваясь от более мелких слуг чудовища, пытаясь попутно отвлекать тварь от домочадцев, то включая радио, то колотя в гонг. Попутно слуги поджигают дом, мой персонаж ( Могильщик) ломает ногу и хромает на чердак, где нам удается собрать статуэтку по кускам. Звездная Тварь материализуется перед нами, сводя нас обоих с ума. И если мой персонаж - Уильям Йорик стойко перенес безумие, и теперь с его ОКР просто не мог проигнорировать лежащие вокруг предметы, постоянно на них отвлекаясь, то Святой Отец, за которого играла моя жена поехал кукушкой капитально. В последний момент, когда я вгрызался своим мачете в груду зеленой сочащейся ихором плоти, поехавший экзорцист Отец Маттео скастовал на меня иссушение, пробросил крит, и несчастный Уильям Йорик просто забрызгал своей плотью стены. Сыщики проиграли. Мир обречен. Снова.
З.Ы. кстати, во второй редакции есть отличный сценарий "Побег из Инсмута". Ощущения прямо "те". На фото - не мои миниатюры, свои я не красил.

















Лига Геймеров
55.2K поста91.7K подписчиков
Правила сообщества
Ничто не истинно, все дозволено, кроме политоты, за нее пермач, идите на ютуб
Помни!
- Новостные/информационные публикации постим в pikabu GAMES
- Развлекательный контент в Лигу Геймеров
Нельзя:
Попрошайничать;
Рекламировать;
Оскорблять участников сообщества;
Нельзя оценивать Toki Tori ниже чем на 10 баллов из 10;
Выкладывать ваши кулвидосы с только что зареганных акков - пермач
За неэтичное использование сообщества - тоже бан. Если ты выкладываешь пост в наше сообщество и получаешь стартовые плюсы от наших подписчиков, не думай, что вытаскивать потом пост в своё личное сообщество будет умным поступком.