Пожалуйста, будьте вежливы! В новостных и политических постах действует Особый порядок размещения постов и комментариев.

Литературное агентство — гарант спокойствия всех сторон?

Литературное агентство — гарант спокойствия всех сторон? Писательство, Защита, Авторские права, Статья, Обзор, Новости, Длиннопост

Дорогие коллеги, предлагаю вашему вниманию обзор любопытных статей, касающихся писательской жизни. Если такой формат "обзора свежей прессы" будет интересен, могу делать периодическую подборку.

Ведущий эксперт в области литературной критики глава Русского литературного центра Никита С.Митрохин разбирался в новых нюансах защиты интересов авторов и издателей в России.


В Гражданский кодекс РФ введена новая глава 47.1, которая регламентирует отношения по поводу договора условного депонирования. Суть статьи немного ГК РФ запутана на первый взгляд, но совместно с руководителем юридической фирмы «Помощник» Никитой Самариным мы разобрались в новом порядке первыми. Теперь сообщаем вам…


Глава регламентирует договоры между тремя сторонами. В случае с литературой — эти стороны: автор, издатель и литературный агент. Если по поводу первых двух сторон все ясно, то третья сторона теперь называется эскору-агент.


Что же это такое? Эскору в англо-американском праве — это депонирование у третьего лица денежной суммы на имя другого лица с тем, чтобы она была выдана ему лишь после выполнения известного условия.


Пример из жизни № 1. Наш автор Борис Абросимов в 2016 году заключил договор с ИД «Амфора», которое выкупило права на издание его книги до 2018 года. Автору был перечислен гонорар в размере 200 тысяч рублей (интервью с автором, где он подробно рассказал о ситуации тут), но до издания книги дело так и не дошло — издательство обанкротилось, имущество было заморожено, равно как и все транзакции, которые были связаны с переводом средств для издания и рекламы книги. В результате, автор вроде как и не потерпел убытков, так как остался в плюсе. Однако, теперь он не может до конца 2018 предложить свою книгу для издания в другое издательство. Даже, если готов вернуть гонорар — возвращать вроде как некому, а судебные приставы авторские права обратно продать не могут, т. к. на то нет нормативной базы.


В случае, если бы законом регламентировались договорные отношения между автором, издателем и агентом, а также, между издателем, типографией и книжными магазинами в 2016 году, а не сейчас — книга бы вышла в свет.


Это бы произошло по той причине, что деньги бы, связанные с книжным проектом на издание книги хранились бы у третьей стороны и их нельзя было бы изъять ни по суду, ни по каким-либо другим нормативным актам.


Чтобы было яснее, предположим, что стоимость книжного проекта 1 000 000 рублей, из которых 200 000 рублей полагаются автору, 300 000 рублей на издание самой книги (типографии), а 600 000 тысяч рублей на прочие расходы (логистика, реклама и т. д.). Согласно нормативам образца текущего года, литературное агентство и автор могли бы настоять на том, чтобы вся сумма книжного проекта хранилась изначально у агента-эскору, будь то литературное агентство или вовсе банк. В таком случае. Эти активы невозможно было бы заморозить и автор гарантировано получил бы и гонорар и увидел свою книгу на прилавках магазинов.


Пример из жизни № 2. Автор, которая пожелала сохранить инкогнито заключила договор с одним крупным издательским домом и, действуя без агента продала вообще все права на книгу, весь созданный в книге литературный мир и даже изображение героев. Причем, продала за смешные деньги — 120 000 рублей (на дворе был 2014 год, т. е. сумма прямо скажем не велика).


В результате, крупное издательство не стало издавать автора, а вывело в продажу издание с очень похожими персонажами, но под именем более известного писателя. Уже после автор, продавшая все свои авторские права сроком на 10 лет узнала, что выкуп произошел специально, чтобы у книги уже «раскрученного» бренда не появлялось молодых конкурентов.


Это, кстати, частая практика — издательство теряет на таких сделках малую сумму, но выигрывает, выводя на рынок полностью уникальный продукт, не имеющий аналогов.


Вывод. Новая глава в Гражданском кодексе РФ поможет писателям, работающим с литературными агентами:


1.Избежать ситуации, когда издательство выкупает права автора, но не печатает его книгу, поскольку выкупило просто, чтобы не допустить выхода на рынок продукт, конкурирующий с их основной линейкой товаров.


2.Избежать ситуации, когда издательство выкупило авторское право на тиражирование книги, но разорилось или не имеет средств для дальнейшего продвижения книги.


3. Понимать, какая сумма изначально заложена в бюджет книжного проекта, т. е. каким будет реальный тираж, какой будет бюджет у рекламы и т. д.


Теоретический пример. Автор заключил с издательством договор, где присутствовало приложение с эскору-агентом. Согласно этому эскору-договору, издательство было бы обязано сообщить, какие расходы планирует понести с выпуском книги и заранее «заморозить» этот бюджет для продвижения продукта. Иной вариант такого договора, это прописание условия, согласно которому, в случае, если книга не будет выпущена в течение 2- или 3-х лет, автор имеет право предложить ее иному издательскому дому.


Коротко о договоре эскору для профессионалов:


Вот главное о договоре эскроу:


Договор эскроу не существует сам по себе, а дополняет какой-то основной договор.

В договоре всегда три участника: депонент (кто передает авторское право), бенефициар (кто его получает) и эскроу-агент, который все это контролирует.

Чтобы деньги перешли от депонента к бенефициару, бенефициар должен выполнить какие-то условия. Эти условия прописываются в договоре эскроу.

Эскроу-агентом должен быть тот, кому доверяют обе стороны основного договора. В случае с издательским миром, этой работой занимается пока что только Русский литературный центр.

Депонированные деньги и имущество защищены от списаний, арестов и взысканий. Это защищает все стороны от неожиданных ситуаций.

Договор эскроу нужно заверять у нотариуса. Исключение — для денег в банке и ценных бумаг.

Эскроу-агент имеет право требовать плату за свои услуги. А может и не требовать.

Теперь, авторские и издательские интересы законно может защищать третья сторона, т. е. гарант. Это определенный прогресс в издательском бизнесе для России.


По умолчанию плата эскору взимается в размере от 0,5 до 30 % от общей суммы сделки. Но, в случае с издательским бизнесом, это будет дополнительной функцией литературного агента, которую мы реализуем по итогам Всероссийского книжного питчинга по заранее установленной комиссии в 15 %, которую Русский литературный центр получает в случае организации заключения договора между автором и издателем. Согласно данным из Ассоциации авторских агентов (Великобритания), во многих развитых странах это и так входит в обязанности литературного агента. Я рад, что мы шагаем в ногу со временем…

Лига Писателей

3.6K поста6.4K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Внимание! Прочитайте внимательно, пожалуйста:


Публикуя свои художественные тексты в Лиге писателей, вы соглашаетесь, что эти тексты могут быть подвергнуты объективной критике и разбору. Если разбор нужен в более короткое время, можно привлечь внимание к посту тегом "Хочу критики".


Для публикации рассказов и историй с целью ознакомления читателей есть такие сообщества как "Авторские истории" и "Истории из жизни". Для публикации стихотворений есть "Сообщество поэтов".


Для сообщества действуют общие правила ресурса.


Перед публикацией своего поста, пожалуйста, прочтите описание сообщества.