Легенды и мифы. Памятник Иуде в Свияжске.

Вот уж не думал что кто-то еще в это верит, но комментарий, увиденный мной сегодня, показал что это не так (а в процессе поиска материалов оказалось что не так уж и мало). Давайте попробуем разобраться откуда растут ноги у данного мифа.

Легенды и мифы. Памятник Иуде в Свияжске. История, Свияжск, Памятник, Лев Троцкий, Длиннопост, Иуда искариот

Сам я впервые услышал о памятнике от экскурсовода, когда ездил в Свияжск. В ее версии (о расхождениях в вариациях памятника я напишу ниже) шла речь о деревянном памятнике Иуде на открытии которого присутствовал Троцкий. О старожилах, которые видели этот памятник и о том, как его темной ночью распилили на дрова.

Легенды и мифы. Памятник Иуде в Свияжске. История, Свияжск, Памятник, Лев Троцкий, Длиннопост, Иуда искариот

Откуда есть пошла земля появилась информация о памятнике?


Все упоминания относят нас к датскому писателю Галлингу Келлеру. О нем же пишет и газета РПЦЗ «Церковные ведомости» (1923 год). Так же идут упоминания об эмигранте Вараксине.

Легенды и мифы. Памятник Иуде в Свияжске. История, Свияжск, Памятник, Лев Троцкий, Длиннопост, Иуда искариот

Упоминания памятника в разных версиях

«Иуда был объявлен одним из первых революционеров в истории, и в 1918 году новые власти даже поставили памятник – Иуда грозно замахивался в небо кулаком. Открывал богоборческий памятник один из главных вождей революции, знаменитый оратор Л. Троцкий, называвший Иуду великим бунтарем, революционером и т. п.».


«По его распоряжению было поставлено четыре памятника Иуде-Предателю, один недалеко от Самары - в Свияжске. Представляете, что испытывали люди на местах, когда приходил состав, они извлекали из вагона заколоченный досками памятник Иуде с предписанием это установить».


«Гипсовый истукан, грозящий в небо, был установлен накануне въезда Льва Троцкого на остров Свияжск. Иуду закрыли чехлом от артиллерийского орудия и выставили вооруженную охрану. Утром следующего дня прибывший на остров наркомвоенмор велел собрать митинг, где произнес зажигательную речь, в которой приравнял Иуду Искариота к первому в истории протестанту, революционеру, бунтарю с насилием и произволом. Толпа слушала вяло и, едва ораторы отговорились, разошлась».


«И тогда в Свияжск отправили наркомвоенмора Троцкого. А вместе с ним литературный бронепоезд. […] Поезд все же в какой-то степени оправдывал свое название. Кроме известного публициста Троцкого, на нем приехали несколько пролетарских писателей и первый в мире памятник Иуде Искариоту. Главное событие, ради которого так старательно уничтожали местное духовенство, было впереди. Скажу сразу, что пассажиры поезда Всеволод Вишневский и Демьян Бедный не оставили об этом своих воспоминаний. Поостереглись. А вот малоизвестный датский писатель Галлинг Келлер не удержался. По его словам, «местный совдеп долго обсуждал, кому поставить статую. Люцифер был признан не вполне разделяющим идеи коммунизма, Каин - слишком легендарной личностью, поэтому и остановились на Иуде Искариотском как вполне исторической личности, представив его во весь рост с поднятым кулаком к небу». Памятник Иуде простоял в Свияжске недолго. Потом его незаметно убрали, а на тот же постамент водрузили бюст Ленина».


«Открытие памятника прошло назавтра или через день после казни настоятеля обители, то есть 11 или 12 августа 1918 года. По этому случаю в городе состоялся парад двух полков Красной армии и команды бронепоезда, прибывших сюда вместе с Троцким. Председатель местного Совета произнес «пламенную» речь, после чего под звуки военного оркестра с гипсового истукана сдернули чехол, и взорам присутствующих предстала буро-красная фигура человека - больше натуральной величины - с обращенным к небу лицом, искаженным гримасой, судорожно срывающего с шеи веревку. По другой версии, никакой веревки на шее у гипсового Иуды не было, и он грозил небу поднятым вверх».


Ну и конечно воспоминания Свияжских бабушек. Хотя никого конкретного назвать не получится, тк по фамилии упоминалась только одна, да и та давно умерла (если вообще была, а не придумана комментаторами). Все остальные старожилы Свияжска остаются неизвестными...

Критика

Критикуют в данной легенде все и вся, но попробуем собрать все воедино и написать без эмоций.
1) Троцкий, Демьян Бедный и прочие в Свияжске были, но никаких упоминаний о памятнике Иуде от них не осталось.

2) Никаких фотографий памятника или упоминаний в советских газетах нет.

3) Нахождение Келлера в Свияжске, которое ставят под сомнение из-за множества ошибок в книге, действительно возможно что обсудили на третьих Свияжских чтениях, хотя факт установки памятника ничем доказать не смогли.
4) Отдельно хочется отметить что и сам писатель в 1943 году назвал свою книгу художественным произведением.

Ответить на эти обвинения Хеннинг Келер собрался только в 1943 году. Он соглашался с тем, что его "воспоминания художественно обработаны, сгущены и усилены. В каждом из них много полученного из опыта, но они должны восприниматься как произведение искусства.

5) Версия о том, что Келлер перепутал памятник Иуде с памятником комбригу Юдину мне  кажется тоже неверной, тк байки о памятниках Иуде есть не только про Свияжск, но и Тамбовск, Козлов...

6) Хотя книга Вараксина дополняет Келлера (например есть описание постамента), но опять же нет никаких подтверждений существования памятника в реальности, зато Вараксина много ловят на незнании местности при описании пути Троцкого в Свияжск.

7) О том что это все таки байки намекают сведения, которые появляются в среде эмигрантов. А в советских газетах ничего о них нет. Как нет и фотографий.

Периодически подогревают интерес  и печатные издания, которые нет нет , но упомянут данный памятник как факт. Отдельно (как наиболее крупный пример) можно выделить передачу "Искатели" с Андреем И , которые посвятили памятнику отдельную серию "поискам памятника".

Легенды и мифы. Памятник Иуде в Свияжске. История, Свияжск, Памятник, Лев Троцкий, Длиннопост, Иуда искариот

Итого. Имеется миф, против советской власти, который показал удивительную живучесть. И хотя никаких доказательств кроме противоречивых записей Вараксина и Келлера нет, у "фанатов" памятника ничто не вызывает сомнения.

Блажен, кто верует, тепло ему на свете!

Лига историков

13.5K постов50.2K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения