Купили испорченную пищевую продукцию? Алгоритм действий для тех, у кого "подгорело"

Купили испорченную пищевую продукцию? Алгоритм действий для тех, у кого "подгорело" Защита прав потребителей, Юридическая помощь, Обман клиентов, Продукты, Отравление, Маркетплейс, Магазин, Еда, Длиннопост

Иногда, когда мы купили/приготовил/съели испорченную еду, появляется отчаянное желание понять и простить что происходит у продавца и помочь ему во что бы то ни стало прекратить распространение этой дряни.

Мы сделали чек-лист, чтобы в пылу борьбы ничего не упустить.

Пишете маркетплейсу/продавцу:

  1. Какой причинен вред здоровью купленной продукцией.

  2. (Если не можете найти реквизиты продавца) "Прошу представить информацию о продавце" (на маркетплейсе или сайте продавца наименование, ОГРН/ОГРНИП и адрес (для юрлиц) обязаны быть, в офлайновом магазине все что надо есть на вывеске или в чеке, если ничего такого нет, то запишите точный адрес, кому-то придется искать арендодателя помещения и устанавливать, кто его арендовал).

  3. "Прошу предоставить информацию о документе, подтверждающем соответствие данной продукции требованиям технического регламента "ТР ТС 021/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности пищевой продукции". Это делается для острастки и профилактики, показать, что вы не просто мимо проходили, а подкованы и опасны. Если купили готовую еду через доставку - этот пункт можно пропустить.

  4. "Прошу в соответствии с положениями статей 18,19 Закона "О защите прав потребителей" вернуть деньги за некачественный товар, + расходы на доставку товара (если были) + возместить убытки (лекарства, платное лечение, диагностика, анализы, поездка на такси в больницу и иные расходы), а также приостановить реализацию товара и провести необходимые внутренние проверки его качества и безопасности".

  5. Сканы или фото документов, подтверждающих расходы.

  6. Реквизиты счета (карты) куда необходимо перечислить деньги.

  7. Если письмо адресовано в маркетплейс (или пишете в чате с маркетплейсом), то делаем приписку "прошу провести все необходимые процедуры по срочному доведению до продавца данной претензии и информации о моих требованиях". Дополнительно дублируем информацию продавцу по известным каналам (или ждем от маркетплейса ответа, что у него лапки и давайдосвидания "связывайтесь с продавцом сами").

    Как показывает практика, гоняться за продавцом, заморачиваться с формой и вручением претензии никто особо не хочет, поэтому отправляем свои требования по электронной почте или письмом (в идеале - заказным письмом с уведомлением о вручении). Если продавец вменяемый - это поможет, а если это экотеррористы, фудмафия или пищевой стартап с криминальными наклонностями, то все равно не поможет.

Пишете в Роспотребнадзор

  1. Заходите на сайт службы https://petition.rospotrebnadzor.ru/petition/

  2. Выбираете желтый вариант обращения (с авторизацией через ЕСИА) - без нее вас попросят посветить паспортом/лицом или получите ответ, что нужно было подтвердить личность (такие сейчас правила, чтобы бизнес знал, кто его заказал не было фейковых жалоб).

  3. Пишете фактуру (что, где, когда), результаты переговоров или переписки с продавцом/маркетплейсом (если они уже есть) о том, кто продавец (скриншоты экрана с реквизитами, чека, переписки), обязательно о симптомах отравления (если есть), об угрозе здоровью, о признаках небезопасного продукта (запах, цвет, плесень, инородные животные и насекомые, поврежденная упаковка и т.п.).

  4. Прикладываете фото продукции, фото чека, скан письма с подтверждением заказа.

  5. Просите провести проверку продавца, изготовителя или иных лиц, причастных к обороту небезопасной продукции.

  6. Образцы продукции сохраните, могут понадобиться (но чаще всего нет).

  7. Указываете свое ФИО, адрес (можно электронный), регион, город проживания и телефон (желательно).

Ждете ответ/деньги/извинения

Скорее всего, по вашим материалам прокуратура откажет в проведении проверки (если вы не писали из реанимации). Хотя в этом случае, вместо вас информацию куда надо передадут врачи (если вы успели сообщить, что подозрительное ели).

Сейчас не часто, но бывают и истории, в которых продавца удается зацепить и наказать. В любом случае, алгоритм должен быть именно таким - наше дело сообщить о рисках, а государство пусть с ними работает как умеет.

Пока идет расширенный мораторий на проверки (2022-2023, а может и 2024) в 90% случаев история закончится предостережением в адрес продавца. Учтите, что предостережение не обязательно для исполнения, его можно даже не читать, сразу выкинуть и дальше работать. Это называется профилактика.

Если вас тако исход устраивать не будет - можете написать в правительство, Минэкономразвития, депутату, что мораторий на такие случаи не должен распространяться. А по факту сегодня нельзя проверить бизнес, если нет тяжкого вреда здоровью (инвалидность или очень опасное заболевание) или не зафиксирована гибель человека.

Есть ли эффект от вашего обращения, можно посмотреть в реестре проверок (https://proverki.gov.ru/portal/public-search).

Лига потребителей

392 поста2.2K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Приветствуются посты:

1. О том, как возникла проблема при приобретении товаров и услуг и что вы сделали для ее успешного решения.

2. Свое мини-расследование или полезное наблюдение, которое поможет людям избежать проблем. Просто поделитесь знанием о рисках, подводных камнях и лайфхаках.

3. Об интересной и необычной практике решения проблемы потребителя со стороны различных компаний, общественных организаций, цифровых сервисов, государственных органов, публичных людей и правозащитников.

4. О бесплатных полезных ресурсах и сервисах, которые помогают решать проблемы потребителей.

5. Об интересных, познавательных, развивающих историях, связанных с рекламой, маркетингом, экономикой, правом, если герои таких историй оставили свой след в развитии потребительской экономики.

6. Свои рекомендации по приобретению товаров и услуг, если это не реклама, обзор честный, а наблюдения достаточно ценны и должны стать достоянием общественности.