Крест над Иерусалимом!

На первый взгляд кажется, что эта идея отсылает нас к одиннадцатому веку, временам Готфрида Бульонского, Танкреда Тарентского, Боэмунда Антиохийского, к Ричарду Львиное Сердце, наконец. Постепенно практика крестовых походов сошла на нет, но еще в XV веке любой европейский монарх мог с легкость заработать массу политических очков, заявив о намерении поехать воевать на восток против «язычников». Со времен забылось и это. Казалось, крестовые походы канули в Лету вместе с зубчатыми башнями, турнирами, кострами инквизиции и рыцарскими орденами… Хотя, подождите-ка! Как минимум один рыцарский орден в Европе конца XVIII века все же еще продолжал существовать. А что касается вождя похода... Да был один чудаковатый, взбалмошный правитель, любитель несбыточных прожектов и витания в облаках. Он продолжал боготворить рыцарский идеал в эпоху напудренных париков и линейной тактики. Звали его апостольским именем Павел. Павел Петрович Романов, самодержец Российский.

Крест над Иерусалимом! Cat_cat, История, Крестовый поход, 1 апреля, Длиннопост

Портрет Павла I в одеянии Великого магистра Мальтийского ордена (худ. В.Л. Боровиковский).


Как известно, Павел покровительствовал Мальтийскому ордену и грезил стать в нем великим магистром. Однако этой мечте не суждено было осуществиться. Иоанниты – монашеский орден, практикующий целибат, да и созданный строго для католиков. Папа Римский наложил вето на провозглашение магистром схизматика. И тогда в голову Павла пришла идея совершить такой подвиг, после которого не признать в нем легитимного вождя, не только Мальтийского ордена, но и всего христианского мира, было бы невозможно! Да, вы правильно поняли. Русский император захотел завоевать Иерусалим. Подобно Людовику Святому, королю-крестоносцу, он желал снискать себе вечной славы и почета и даже самолично был готов отправиться воевать.


Возможно, на мысль принять крест Павла натолкнула Египетская кампания Наполеона, продемонстрировавшая слабость турецкого владычества на Ближнем Востоке. Совсем незначительными силами Бонапарту удалось взять практически весь Египет, а в благоприятных условиях и при нормальном снабжении он вполне бы мог его удержать. Что ж. Почему бы и нам не попытаться?


На первый взгляд эта затея нам кажется вымыслом. Но это не так. Архивы хранят как планы военных действий российского экспедиционного корпуса против турок на Святой земле, так и многочисленные письма, которые рассылал Павел своим западным «коллегам».


Как мы помним, объявление крестового похода сопровождалось периодом «божьего мира», когда конфликты между христианскими правителями прекращались. Поэтому Павел отправляет свои послания правителям как дружественных, так и враждебных держав. Среди адресатов числились британский король Георг III, прусский монарх Фридрих Вильгельм III, испанский король Карл IV, папа Пий IX и даже пожизненный консул Франции Наполеон Бонапарт. В секретном письме, направленном в 1798 г. в адрес Георга III говорилось: «Мой возлюбленный брат! Пора забыть о всяких разногласиях между нами, сколь значительными бы они на первый взгляд не казались. Как и в древние времена славной рыцарской доблести отринем их ради благой и объединяющей цели. Мое сердце обливается слезами каждый раз, когда я вспоминаю о том, что варварский и грубый османский султан продолжает владеть истинным сокровищем всего человечества, вечным городом Иерусалимом, в котором человечеству была явлена искупительная жертва. Соединим же усилия в победе цивилизации над дикостью и принесем свет в некогда просвещенные и образованные земли… Как в старинные времена объединимся под сенью креста для достижения благородной цели». К письму прилагалась карта, по которой предлагалось разделить ближневосточные владения Османской империи на протектораты европейских держав. Петербургу в этой нарезке пирога, естественно, предназначалась вишенка в качестве Иерусалима.

Крест над Иерусалимом! Cat_cat, История, Крестовый поход, 1 апреля, Длиннопост

Просто красивый арт.


Это странное обращение в большинстве своем не вызвало ничего, кроме недоумения. Британский кабинет министров оценил его как попытку отвлечь внимание от усиления России в Средней Азии и подготовку похода на Индию. Как ни странно, единственный, кто проявил интерес к прожекту Павла оказался Наполеон. Он увидел в нем возможность получить еще одну порцию славы, а также способ разорвать антифранцузскую коалицию. Впрочем, дальше вялой переписки между Петербургом и Парижем дело не продвинулось.


И тогда Павел решил взять инициативу в свои руки. Был разработан детальный план военной операции. Русским Танкредом в нем надлежало стать самому прославленному полководцу Европы, Александру Васильевичу Суворову. В его распоряжение передавался сорокатысячный корпус. Вместе со своими чудо-богатырями он должен был высадиться в Бейруте и двинуться на юг. Помимо пехоты Суворову придавался казачий корпус, предназначенный для преследования сил мамлюков по пустыне. Предполагалось, что мамлюки окажутся родственными в плане тактики кавказским горцам.


По первоначальному плану десантные суда должны были отправиться вокруг Европы, пройти через Гибралтарский пролив и пересечь Средиземное море. Когда письма Георгу III остались без должного ответа, стало понятно, что пройти таким путем и пополнять корабельные запасы на береговых базах не получится. Тогда план был изменен. В нем появилась фигура еще одного гения русской военной мысли – Федора Ушакова. На этот раз предполагалось воспользоваться возможностями Черноморской эскадры и поплыть в Палестину напрямик, штурмуя Босфор и Дарданеллы. На том и порешили.

Крест над Иерусалимом! Cat_cat, История, Крестовый поход, 1 апреля, Длиннопост

План похода. Зеленым обозначен план первоначальный план 1799 г. с переброской экспедиционного корпуса вокруг Европы, красным - план 1800 г., предполагавший штурм Босфора и Дарданелл.


Слабые места этой авантюры казались очевидны. Переброска большого количества войск морем вокруг Европы создавала проблемы во время плавания с их обеспечением продовольствием и питьевой водой, а, следовательно, требовала наличия станций снабжения и дружественных портов по курсу следования. Кроме того, она была должна занять не менее полугода, а длительное нахождение большого количества людей, скученных в трюмах, вызвало бы эпидемию и высокие небоевые потери. Еще более спорной выглядела переброска через Черное и Средиземное море, слишком хорошо были укреплены Босфор и Дарданеллы. Их штурм непременно повлек бы высокие потери, при этом его исход выглядел слишком неопределенным. Кроме того, вставал вопрос снабжения экспедиционного корпуса. Обеспечение русских войск в Палестине пришлось бы возложить на Францию или Венецианскую республику – недружелюбных и очень ненадежных партнеров. Таким образом у этих стран появлялся нежелательный рычаг давления на Россию. В случае, если бы Иерусалим был взят (а в этом сложно сомневаться, учитывая «разницу в классе» русских и тамошних турецких войск), удерживать город длительное время было бы крайне сложно. Все эти обстоятельства были очевидны и в конце XVIII века, но фанатично настроенный Павел никого не хотел слушать.


Для подготовки к походу в Херсоне и Севастополе началось строительство семидесяти огромных десантных галиотов, снабженных сходнями, для быстрой высадки на берег пехоты и кавалерии, которая должна была вступать в бой еще полосе прилива. Строительство заняло всю осень 1800 года, а 24 марта 1801 Павла настиг апоплексический удар табакеркой. Взошедший на престол Александр I трезво оценивал перспективы отцовской авантюры и приказал оставить приготовления. На планах последнего крестового похода был поставлен крест.


Автор: Дмитрий Сувеев.

Оригинал: https://vk.com/wall-162479647_301336

Пост с навигацией по Коту


А ещё вы можете поддержать нас рублём, за что мы будем вам благодарны.

Яндекс-Юmoney (410016237363870) или Сбер: 4274 3200 5285 2137.

При переводе делайте пометку "С Пикабу от ...", чтобы мы понимали, на что перевод. Спасибо!

Подробный список пришедших нам донатов вот тут.


Подпишись, чтобы не пропустить новые интересные посты!

Лига историков

13.9K постов50.9K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения