9

Коммунизм и анархизм: две стороны одной медали

Приветствую, товарищи! Черныш снова делится с вами постом!

Довольно часто в разговорах об идеологии и философии я сталкиваюсь с непониманием со стороны собеседников в вопросе о взаимоотношениях коммунистов и анархистов. Мол, как так? Как «авторитарные» коммунисты могут разделять взгляды и даже сотрудничать со свободолюбивыми анархистами? Что ж, давайте разберемся, кто такие коммунисты и анархисты и почему они похожи.

Начнем издалека — с периода, который был ещё до Маркса, Энгельса и Бакунина, а именно со времён утопического социализма. Стартовой точкой этого периода считают работу Томаса Мора «Утопия», в которой он описал идеальное общество на одноимённом острове, тем самым заложив фундамент для всей дальнейшей идеи. Сам утопический социализм — это комплекс учений гуманистического характера, которые уже тогда несли идеи равенства, критиковали несправедливость эксплуатации человека человеком, пропагандировали общественную собственность и многое другое. Но главная черта, отличающая утопический социализм от современных идей, заключается в том, что эти идеи не опирались ни на какую научную обоснованность: они пытались проектировать идеальное общество в готовом виде, надеясь убедить правящие классы в его преимуществах. Утописты не видели механизмов реального перехода к этому обществу и не понимали роли классовой борьбы. Однако именно их критика и смелые проекты стали питательной средой для более зрелых и системных теорий.

От утопии к науке

Исходя из идей утопического социализма, немецкой классической философии и классической буржуазной политической экономики, Карл Маркс и Фридрих Энгельс создали своё философское учение и научно обосновали его.

В основе их идеи лежали:

1. Материалистическое понимание истории: движущей силой развития общества является борьба классов (эксплуататоров и эксплуатируемых).
2. Теория прибавочной стоимости: экономическое обоснование того, как капиталист присваивает неоплаченный труд рабочего, что является основой эксплуатации.
3. Неизбежность революции: противоречия капитализма и конфликт между пролетариатом и буржуазией неизбежно приведут к его краху.
4. Диктатура пролетариата: ключевое понятие марксизма. После революции нельзя сразу построить коммунизм. Необходим переходный период, в течение которого рабочий класс будет использовать государственную власть для подавления сопротивления буржуазии, обобществления собственности и построения нового общества. Лишь после этого государство как инструмент классового господства «отомрёт».

Таким образом, марксизм предлагал не проект идеального общества, а теорию революционной борьбы и конкретный план перехода к нему.

Анархизм

Параллельно с марксизмом развивался и анархизм. Основными его теоретиками стали Михаил Бакунин и Пётр Кропоткин. Бакунин также исходил из необходимости социальной революции и уничтожения классов.Однако его отправная точка была принципиально иной. По мнению Бакунина, любое государство, даже «рабочее», развращает. Создание революционного государства неминуемо породит новую правящую элиту — «красную бюрократию», которая будет эксплуатировать народ уже от имени пролетариата. Вместо диктатуры пролетариата Бакунин предлагал немедленное уничтожение государства и построение общества снизу вверх на началах свободной федерации самоуправляющихся общин, артелей и ассоциаций.

Хотя Бакунин в чём-то оказался прав, и, как мы видели на примере СССР, бюрократия действительно может извратить идеи революции, бакунисты всё равно выглядели утопично на фоне марксистов. Более научно анархизм развил Кропоткин, создав идею анархо-коммунизма.

Из его вклада хотелось бы выделить:

1. Взаимопомощь как фактор развития: Кропоткин в своём фундаментальном труде («Взаимная помощь среди животных и людей как двигатель прогресса») доказывал, что кооперация и взаимопомощь являются таким же важным фактором эволюции, как и естественный отбор. Он показывал, что склонность к сотрудничеству — естественное свойство природы человека, а сниженная внутривидовая агрессия помогла человечеству эволюционировать.

2. Критика централизованного производства: В работе «Хлеб и воля» Кропоткин не просто критиковал государство, но и предлагал конкретную экономическую модель. Он доказывал, что достижения науки и техники уже позволяют создавать децентрализованное производство, способное обеспечить изобилие для всех.

Первый Интернационал и раскол

Именно Первый Интернационал, созданный в 1864 году, объединял в себе как марксистов, так и бакунистов, которые работали вместе во благо рабочих. Однако со временем конфликт на почве того, что следует делать после революции (организовывать рабочее государство или, наоборот, идти по пути отказа от централизованного управления), стал обостряться. В итоге на Гаагском конгрессе 1872 года Интернационал раскололся на два лагеря.

Таким образом, мы понимаем, что анархисты и коммунисты — это две стороны одной левой политической координаты, которые выступают за коренное преобразование общества. Однако они расходятся в ключевых методах достижения цели, и узнать, кто же из них был прав, нам, возможно, поможет только время.

Мой телеграмм канал с другими постами и пленочной фотографией