Классификация теорий творчества по С.О. Грузенбергу

Данная статья относится к Категории 📊 Классификации творческих личностей

Классификация теорий творчества по С.О. Грузенбергу Искусство, Творчество, Культура, Теория, Теория гениальности, Научная работа, Изучение, Методология, Видео, YouTube, Длиннопост

С.О. Грузенберг разделял современные ему теории творчества на рационалистические и мистические.


«Следы этой классификации двух типов творчества можно подметить ещё у Платона, посколько он противопоставляет «поэзию благоразумного», как интеллектуалистический тип творчества, «поэзии безумствующего», как иррациональному или мистическому типу творчества, уподобляя процесс творчества наитию божества, вселившегося в душу поэта в моменты творческого экстаза и пользующегося им, как орудием, для выявления своих творческих замыслов.


Ещё резче проводит демаркационную черту между обоими указаннными типами творчества Эдуард Гартман, различая в своей характеристике творчества художников двоякого типа: иптеллектуалистического или рационалистического типа (творчество, как рассудочная стихия духа, почерпающая материал в данных опыта) и иррационалистического или мистического типа (интуитивное творчество как непроизвольная и бессознательная стихия духа.


Художник первого (интеллектуалистического) типа - учит Гартман - творит «с помощью рассудочного выбора», руководствуясь в своей работе комбинированием данных опыта и «эстетическим суждением» (das asthatische Urtheil); напротив, художник второго (мистического или иррационального типа) творит совершенно непроизвольно и бессознательно, как бы по «наитию» свыше, повинуясь внушению интуиции, как стихийного вторжения в его душу непроизвольных образов творческой фантазии, осеняющих ого совершенно неожиданно - без всяких усилий с его стороны.


К классификации Эдуарда Гартмана примыкает, по видимому, проф. И. И. Лапшин, различая в своей характеристике проблемы перевоплощаемости две точки зрения на этот вопрос: иителлектуалистическую и мистическую. «Едва-ли найдется такой философ или художник», - говорит он в своей статье «О перевоплощаемости в художественном творчестве» - «который стал бы утверждать, что в этом творческом процессе вовсе не играет роли опыт, т. е. наблюдение над живыми людьми. Но в вопросе о том, один ли опыт играет тут решающую роль, и что ещё привходит в процесс перевоплощаемости, мнения резко разойдутся, и тут можно указать на две точки зрения - одну мы называем интеллектуалистической, другую - мистической. Согласно первой, художественное воссоздание живого типа есть чисто интеллектуальная обработка данных опыта. Художник наблюдает по телесным проявлениям чужую жизнь, восполняя пробелы догадкою, и систематически конструирует её, так сказать, научным методом. Подобный взгляд развивает Золя в своей теории «экспериментального романа». Творчество, его философия, сводится здесь к головной работе, приблизительно такого характера, какой усматривает в созидании поэтического сюжета Эдгар Поэ […]

Классификация теорий творчества по С.О. Грузенбергу Искусство, Творчество, Культура, Теория, Теория гениальности, Научная работа, Изучение, Методология, Видео, YouTube, Длиннопост

К отрицанию «экстатической интуиции» в процессе художественного творчества приходит также Эдгар Поэ, приписывая творческие замыслы писателя исключительно лишь действию рассудочной стихии, достигающей «своей законченности с точностью и строгой последовательностью математической проблемы»: «по большей части» - говорит он в «Философии творчества» - «писатели, в особенности поэты предпочитают, чтобы думали, что они сочиняют в известного рода утонченном безумии, в состоянии экстатической интуиции, - и они положительно затрепетали бы при мысли о разрешении публике заглянуть за сцену, взглянуть на вырабатываемые и колеблющиеся несовершенства мысли, - истинные задачи, ухваченные лишь в последний момент, на бесчисленные проблески в мысли, ещё не достигшие до зрелости полной перспективы, на совершенно созревшие фантазии, отброшенные в отчаянии, как невыполнимые, на осторожные выбирания и отбрашивания, на мучительные вычерки и вставки, словом, на все эти колеса и шестерни, на подъёмную машину, чьи блоки создают перемену сцены, на лестницы и на дьявольские трапы, на петушьи перья, красную размалёвку и белые наклейки, которые в девяносто девяти случаях из ста составляют отличительные свойства литературного гистриона». («Философия творчества» - соч. в пер. Бальмонта, т. II, стр. 168-169).


По призванию Эдгара Поэ ни один из его художественных замыслов и образов не был порождением случая или интуиции: все его произведения создавались на подобие математических построений, - последовательно, шаг за шагом, «достигая своей законченности с точностью и строгой последовательностью математической проблемы» (ibid, стр. 170)».


Грузенберг С.О., Гений и творчество: основы теории и психологии творчества, М., «Красанд», 2010 г., с. 145-146 и 148.


Писатель «Мельников-Печерский отрицает необходимость таланта и поэтического вдохновения для художественного творчества, приписывая успех творческой деятельности писателя исключительно лишь упорному труду: «Ты думаешь всё зависит от таланта да от вдохновения» - пишет он своей жене - «Выкинь, пожалуйста, это из головы. - Будучи женою писателя, ты могла видеть, что никакого поэтического вдохновения нет и не бывает. Талант заключается только в том, что человек умеет взяться за работу и имеет такт. Главное - же - труд, труд и труд. Не только обыкновенные смертные, к числу коих принадлежу и я, берут главнейшим образом трудом, но даже и гений есть не что иное, как труд», (см. соч. Печерского в изд. Вольфа, 1897, т. I, стр. 273).


Грузенберг С.О., Гений и творчество: основы теории и психологии творчества, М., «Красанд», 2010 г., с. 149.


Источник — портал VIKENT.RU


Дополнительные материалы

+ Плейлист из 4-х видео: ИНТУИЦИЯ / ИНСАЙТ

+ Ваши дополнительные возможности:

Идёт приём Ваших новых вопросов по более чем 400-м направлениям творческой деятельности – на онлайн-консультацию 21 августа 2022 года в 19:59 мск (воскресенье). Это принципиально бесплатный формат.


Задать вопросы Вы свободно можете здесь: https://vikent.ru/w0/


Изображения в статье

Изображение Alex Prado с сайта Pixabay

Изображение xarkamx с сайта Pixabay

Читатели VIKENT.RU

1.2K постов148 подписчиков

Добавить пост