Химия — непросто, или Когда простота хуже воровства

Привет, сообщество Наука!


Увидела тут пост, в котором популярный популяризатор учит популяризовать популяризацию. Ну, и походя критикует подписчиков сообщества. Зануды, мол вы (мы?). Дайте, мол, отдельное сообщество.


Имеет ли право господин @CHUVASCH на такие громкие заявления? Я - не знаю. Точнее, не особо имею право на то, чтобы утверждать. Зато такое право имеет Сергей Адонин, кандидат химических наук, старший научный сотрудник Института неорганической химии имени А.В. Николаева СО РАН. (источник)


Привожу рецензию на творчество Иванова, которая, на мой взгляд, дает понимание того, за какую "популяризацию науки" ратует сабж.


Представьте себе, что вам нужно отремонтировать машину, и у вас есть два варианта, к кому обратиться. Можно доехать до хорошего автосервиса, где работают мастера своего дела. Может, у них будут замасленные робы, может, они даже ругаются матом в процессе починки пепелаца, но свою работу они делать умеют. Альтернативу им вы нашли в Instagram: человек никогда автомобили не чинил, зато ведет популярный канал, и у него множество подписчиков. К кому вы отправитесь?


Конечно, это утрированный пример, но мысль понятна. Садясь в кресло самолета, вы знаете, что за штурвалом — пилот, а не любитель Microsoft Flight Simulator. Ложась (не дай Бог, конечно), на операционный стол, вы ожидаете, что вам поможет хирург, а не опытный «сиделец» на медицинских форумах (сколько бы часов он на них ни провел), и так далее.


Наука — довольно необычная сфера человеческой деятельности, и с ней не все так просто. Бывает, что математик в ходе работы «эволюционирует» в биолога, а биохимик довольно неплохо разбирается в физиологии человека. Специалиста при этом отличает то, что он может внятно и честно сказать, где он что-то понимает, а где он не смыслит ничего.


К сожалению, в некоторых областях «что-то пошло не так». Сама по себе мысль, что научные знания нужно популяризировать, конечно, верная, и вряд ли стоит это доказывать еще раз. Несколько лет назад эта идея была массово поднята на щит, и начался если не бум популяризации, то, по меньшей мере, явный прогресс: появилось множество научно-популярных СМИ, книг, лекций на самые разные темы. Вспоминая фразу из старой рекламы, не все йогурты оказались одинаково полезны — вместе с прекрасными источниками знаний в информационном пространстве появилось множество халтуры.


Появившийся пять лет назад YouTube-канал под названием «Химия — просто» предлагает зрителям эффектные видеоклипы, демонстрирующие химические и физические опыты. В основном содержание этих роликов не вызывает нареканий с профессиональной точки зрения, и, наверное, это было хорошей и полезной идеей. На этом бы и стоило остановиться, если бы не одно «но». Один из авторов канала — молодой физик Александр Иванов из Екатеринбурга — решил не ограничиваться успехом в сети и написал целых две научно-популярные книги, и с этой задачей он справился гораздо хуже. Рассмотрим оба издания подробнее.


«Школьный учебник сдай в макулатуру»


Да-да, именно этим призывом завершается обращение авторов книги «Химические элементы» (авторы — А. Иванов и И. Гордий) к читателю. Что ж, надо иметь очень большую смелость, чтобы давать такие советы даже в шутку, но, может, авторы и в самом деле создали хорошую замену школьному учебнику?


Не похоже. Первое, что заметит читатель, – задорный стиль изложения, похожий на стенограмму видеороликов. После краткого изложения принципов построения Периодической системы авторы переходят к описанию элементов, рассказывая об истории их открытия и об их химических свойствах, и вот здесь возникают вопросы. Создается впечатление, что авторы вводили название каждого из элементов в Google, смотрели первую страницу выдачи результатов поиска и выбирали пару-тройку случайных фактов, не особо разбираясь в том, насколько эти факты важны.


Рассмотрим, например, раздел, посвященный азоту. Он занимает меньше страницы — сопоставимо с менделевием, что уже странно, учитывая, сколь хорошо изучена химия первого элемента и сколь слабо — второго. Авторы рассказывают о том, что азот не имеет запаха и что воздух на 75% состоит из азота, почему-то приводя примерную массовую долю (на самом деле, 75,5%), а не объемную (78%), но допустим. Далее речь идет об истории открытия, о том, как получают чистый азот, о его значении для организмов, о том, что баллоны для водолазных работ заполняют смесью гелия и кислорода. Собственно, сведения о химии сводятся к трем абзацам:


— о том, что азот входит в состав «селитры KNO3» (авторы явно не в курсе, что «селитра» — тривиальное название многих нитратов, например, аммиачной селитры NH4NO3, чилийской селитры NaNO3 и др.);


— о том, что азот применяется для получения азотной кислоты, аммиака и так далее, а также используется в пищевой промышленности. Кроме того, хранят жидкий азот в сосудах Дьюара, которые есть «обычные термосы, только очень большие» (авторы в самом деле не знают, что сосуды Дьюара бывают разных размеров, в том числе маленькие?);


— о закиси азота (N2O), применяемой в автомобилях и в медицине.


На этом все. О свойствах таких важнейших соединений, как аммиак или азотная кислота, читатели не узнают. Если они не послушались Александра Иванова и не сдали учебник в утиль – дела не так плохи, если сдали — пиши пропало.


Не лучше дело обстоит и с кислородом. Если верить авторам, «кислород вступает в реакции со всеми известными металлами» — за такое утверждение любой нормальный учитель химии в школе поставит двойку (да, такие реакции возможны даже с золотом, но в крайне нетривиальных условиях!). Правдивые же сведения сводятся к тому, что кислород, как правило, является окислителем — с этим не поспоришь, но, например, о пероксидах (которые, кстати, упоминаются на стр. 20) нет ни слова (и снова привет от учебников химии). Рассказ о сере сводится к трем абзацам, занимающим треть страницы, о фосфоре — менее одной страницы, зато упоминается, что «в военных целях производится фосфин PH3» — в самом деле? В разделе, посвященном алюминию, нет ни слова о реакции алюминотермии, зато приводится цена за тонну на 2018 год в США — зачем?

Химия — непросто, или Когда простота хуже воровства Наука, Научпоп, Популяризация, Критика, Длиннопост

Реакция алюминотермии


Как уже стало ясно, помимо общей сумбурности изложения, книга страдает от множества фактических ошибок. Некоторые уже упомянуты выше, вот еще несколько «ляпов россыпью», обнаруженных при беглом прочтении (перечень далеко не полный):


Стр. 12: «Бумажка, смоченная бесцветным раствором бромида калия, при взаимодействии с хлором коричневеет. Говоря научным языком, хлор замещает бром в его соединении с калием». Говоря научным языком, происходит, конечно, не замещение, а окисление бромид-иона. О таких реакциях рассказывают в 8-9 классах средней школы.


На той же странице: «…этот щелочной металл (рубидий — прим. автора.) борется с окислителями — соединениями, склонными отбирать электроны у других». Каким образом рубидий «борется с окислителями» (речь идет о роли Rb в организме)?

Химия — непросто, или Когда простота хуже воровства Наука, Научпоп, Популяризация, Критика, Длиннопост

Ампула с рубидием

Стр. 13: Авторы утверждают, что растворимость солей при переходе от лития к цезию возрастает. Это далеко не всегда так, например, нитрат калия обладает гораздо большей растворимостью, чем нитрат цезия.


Стр. 30: «К тому же здесь еще начинает играть роль геометрия молекул. (…) Молибден образует соединение с фтором (…) MoF6. Если взять другой галоген больших размеров, например, йод, то он образует (...) молекулу, содержащую только три атома йода». Конечно же, дело не в геометрии молекулы, иначе моноядерные иодидные комплексы просто не существовали бы. Причины гораздо сложнее, но авторам они явно незнакомы.


Стр. 51: «Свинец стоек (…) к действию соляной кислоты». Это неверно. Свинец реагирует с соляной кислотой. На поверхности металла образуется пленка хлорида свинца либо комплексных хлороплюмбатов, которая, однако, может разрушаться.


Стр. 52: «Красивейшие кристаллы оксида висмута, которые активно используются при изготовлении украшений». «Красивейшие кристаллы» — это, конечно, не оксид висмута, а металлический висмут.

Химия — непросто, или Когда простота хуже воровства Наука, Научпоп, Популяризация, Критика, Длиннопост

Скелетные кристаллы висмута, выращенные Артемом Огановым


Стр. 58: «Открыт гафний был в 1923 году двумя датчанами…». Неверно. Костер был родом из Нидерландов, а де Хевеши — венгром, хотя гафний они открыли в Копенгагене.


На той же странице: «К важнейшим минералам (…) относится патронит VS2». Патронит имеет состав не VS2, а VS4, в его структуре присутствуют полисульфидные фрагменты. Кстати, формула ванадинита, приведенная на той же странице, тоже ошибочна.


Стр. 77: «Рутений можно назвать самым редким элементом из всей платиновой группы» — с точностью до наоборот. Рутений — самый распространенный элемент из платиноидов.


Продолжать можно долго. Но, может, вторая книга лучше?


Царская водка — special edition


Во второй книге («Химия — просто») автор хотел бы рассказать, «как зарождалась и развивалась химия, как научные открытия в области химии повлияли на образ жизни людей». Книг по истории химии написано немало, но почему бы не создать еще одну?


Сразу оговорюсь: я прочитал не весь текст, а только лишь малую часть фрагмента из нескольких страниц, доступного на сайте для ознакомления. Но уже этого хватает, чтобы найти в нем ошибки.


«Аристотель считается отцом учения о четырех элементах природы» — это не так. Учение о четырех стихиях встречалось в трудах и Эмпедокла (V век до н.э.), и Платона.


«Самым выдающимся греческим философом был Аристотель, живший за 300 лет до Рождества Христова» — Аристотель умер в 322 г. до н.э.


«В 121 году н. э. греческий врач Клавдий Гален…» — хотя Гален был греком по происхождению, как правило, его работы относят к римскому наследию. Да и не Клавдий он, но эту ошибку делали еще во времена Возрождения.

Химия — непросто, или Когда простота хуже воровства Наука, Научпоп, Популяризация, Критика, Длиннопост

Распространенное написание имени как Клавдий Гален (лат. Claudius Galenus) появляется лишь в эпоху Возрождения и не зафиксировано в рукописях; считается, что это ошибочная расшифровка сокращения Cl. (Clarissimus).


«Скорее всего, они просто добавили арабскую приставку “ал” к слову “химия”, которое имеет египетское происхождение и переводится как “египетская наука”». Хотя такая версия об этимологии слова «химия» существует, она не является единственной. Общепризнанной точки зрения относительно происхождения этого слова нет.


«К таким реагентам относятся, в частности, серная и азотная кислоты, смесь которых известна под названием “царская водка”» — здесь стоит опять вспомнить призыв А. Иванова сдать учебник в утиль. Похоже, свой он сдал, не читая: даже школьники прекрасно знают, что «царская водка» — смесь азотной и соляной кислот.

«Подписывайтесь на наш канал»


В принципе, уже этого достаточно, чтобы сделать выводы. Во-первых, обе книги («Химические элементы» — в гораздо большей степени) изобилуют ошибками и неточностями, которые могут ввести неискушенного читателя в заблуждение. Во-вторых, первая книга ни в коем случае не может рассматриваться как источник знаний о химии элементов: в ней мало дельной информации, но много случайных фактов.


Все это, возможно, не заслуживало бы внимания, если бы не одно «но». Автор напористо и с апломбом предлагает свои книги для чтения школьникам, да еще и имея смелость давать советы «сдать учебник к макулатуру», хотя, по-хорошему, это надо сделать именно с его творениями. При этом, как видно из обсуждений в Интернете, на критику он реагирует болезненно, предлагая профессионалам исправить ошибки за него «ради общего блага» и, если есть претензии, излагать ему их приватно.


Извините, но нет.


Книга или научная статья называются «публикации». Это слово – однокоренное с «публичность». Если человек представляет свой труд urbi et orbi, это предполагает, что обсуждение достоинств и недостатков будет публичным. И да, профи не обязаны исправлять чужие ляпы, хотя и могут. Возвращаясь к медицинским аналогиям: если «популяризатор медицины» без диплома врача возьмется вырезать человеку воспаленный аппендикс в домашних условиях, то, конечно, медики потом постараются спасти пациента (если успеют), но заслуги «популяризатора» в этом не будет никакой – наоборот.


Как уже упоминалось в начале, популяризация науки — это очень хорошо. Прекрасно, что люди стремятся распространять знания. Замечательно, что у них есть энтузиазм.


Но ни задор, ни энтузиазм не заменяют знаний. Дилетант с тысячами подписчиков и лайков остается дилетантом. Профессионал остается профессионалом — даже без лайков.


Как далеко не самый сильный, но все же специалист в области неорганической химии, могу дать автору пару советов — купить несколько хороших учебников и внимательно их изучить. И пока не разберетесь в том, что там написано, — не писать книг для школьников.


Качество научно-популярных материалов в широком смысле — проблема, и она будет становиться все более серьезной по мере того, как популяризация науки будет поощряться на государственном уровне (а такие шаги предпринимаются, и само по себе это правильно). Дело не в одной негодной книге — дело в ситуации в целом. И с этим надо что-то делать.

Наука | Научпоп

7.7K постов78.6K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Основные условия публикации

- Посты должны иметь отношение к науке, актуальным открытиям или жизни научного сообщества и содержать ссылки на авторитетный источник.

- Посты должны по возможности избегать кликбейта и броских фраз, вводящих в заблуждение.

- Научные статьи должны сопровождаться описанием исследования, доступным на популярном уровне. Слишком профессиональный материал может быть отклонён.

- Видеоматериалы должны иметь описание.

- Названия должны отражать суть исследования.

- Если пост содержит материал, оригинал которого написан или снят на иностранном языке, русская версия должна содержать все основные положения.


Не принимаются к публикации

- Точные или урезанные копии журнальных и газетных статей. Посты о последних достижениях науки должны содержать ваш разъясняющий комментарий или представлять обзоры нескольких статей.

- Юмористические посты, представляющие также точные и урезанные копии из популярных источников, цитаты сборников. Научный юмор приветствуется, но должен публиковаться большими порциями, а не набивать рейтинг единичными цитатами огромного сборника.

- Посты с вопросами околонаучного, но базового уровня, просьбы о помощи в решении задач и проведении исследований отправляются в общую ленту. По возможности модерация сообщества даст свой ответ.


Наказывается баном

- Оскорбления, выраженные лично пользователю или категории пользователей.

- Попытки использовать сообщество для рекламы.

- Фальсификация фактов.

- Многократные попытки публикации материалов, не удовлетворяющих правилам.

- Троллинг, флейм.

- Нарушение правил сайта в целом.


Окончательное решение по соответствию поста или комментария правилам принимается модерацией сообщества. Просьбы о разбане и жалобы на модерацию принимает администратор сообщества. Жалобы на администратора принимает @SupportComunity и общество Пикабу.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
20
Автор поста оценил этот комментарий
О, знакомая картина. Профессиональные историки очень не любят беллетристов. Беллетристы несут отсебятину и "популяризируют буллщит". Многие из них ещё ( о, ужас! ) историки с дипломом.
Вы читали когда-нибудь академические работы по истории? Скорее всего нет. Мало того, что издаются они тиражом в фантастические 300-500 экземпляров и нужно изрядно вспотеть, чтобы до искомой книги добраться, так ещё и писаны эти работы мозговыедающим языком, по сравнению с которым канцелярит - стихи Пушкина. Этот печатный пиздец по своей воле читать не станет даже последний мазахист. Но мудаки всё равно беллетристы. И доводы профессиональных историков ровно те же самые, что и в приведённом выше тексте.
Короче, популяризировать знание, как таковое, надо, но.. но всегда найдутся эксперты, что сровняют по уровню плинтуса ни то что Хокинга с "историей времени", а и Фейнмана размажут ровным слоем с его публичными лекциями. И будут бесконечно правы в своей правой правоте.
раскрыть ветку (33)
9
Автор поста оценил этот комментарий

Вы читали когда-нибудь академические работы по истории?

Да. А ты? Судя по всему, вряд ли. "Мозговыедающий язык, по сравнению с которым канцелярит - стихи Пушкина" - это признак не академизма, а неумения излагать свои мысли в письменном виде. Такое, увы, встречается среди представителей любого рода деятельности, в том числе и среди горе-популяризаторов.

Этот печатный пиздец по своей воле читать не станет даже последний мазахист.

"Мазохист" пишется через "о".

Но мудаки всё равно беллетристы.

Если считать основной целью научпопа считать доведение научного знания до неквалифицированного потребителя, то доведение любого другого знания будет, очевидно, отклонением от поставленной цели.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Такой ответ лишь подтверждает все сказанное выше. Спасибо sacredsalmon
9
Автор поста оценил этот комментарий

Иванова сравнивать с Фейнманом? Серьёзно?

раскрыть ветку (30)
14
Автор поста оценил этот комментарий
Я здесь не выступаю в качестве адвоката Чуваша. ЧСВ у него масштабов средненькой звёздной системы. Это его проблемы, не мои. И уж тем более я не сравниваю никого с Фейнманом ( как это вообще из моего текста можно было умудриться понять - ХЗ! ). Я говорю о популяризации знания, как такового и критике. А вот с критикой проблем не меньше ( как минимум ) чем с "буллщитом" популяризаторов. Критикуешь? Предлагай. А лучше сделай сам. Сделал? Молодец! Ой, а чего это теперь тебя коллеги по цеху дерьмецом поливают? Никогда такого не было и вот опять. И так в бесконечном цикле.
раскрыть ветку (29)
6
Автор поста оценил этот комментарий

Согласен. На любую работу найдётся критика.

Более того, помимо "химия - просто", есть ещё "Tsoisoi", который более популярен, но уровень химии у него хуже.

10
Автор поста оценил этот комментарий

Нельзя популяризировать науку посредством популяризации хуйни.

раскрыть ветку (27)
9
Автор поста оценил этот комментарий

Взоржал.

Покажи не хуйню, пожалуйста.

Я науку полюбил вообще из-за совершенно далёких от науки людей, которые объясняли очень криво и косо некоторые вещи. Чем больше любил науку - тем больше продвигался в сторону просмотра качественного контента.

Так что ты просто ведёшь себя, как обиженка. Я не понимаю причины, я не понимаю смысла этой "войны".

раскрыть ветку (25)
9
Автор поста оценил этот комментарий

Всё просто,  хуйня - это когда допускаются серьезные ошибки,  противоречащие реальным фактам. Та же царская водка из текста. Как можно совершить настолько тупую ошибку?! Или по-вашему нормально вводить людей в заблуждение?

раскрыть ветку (5)
6
Автор поста оценил этот комментарий

Это опечатка. Они бывают у всех.

Покажите свои труды - я проверю.

Я скажу больше, как специалист в своей сфере: что бы я не написал, всегда найдутся люди, которые найдут ошибки. Некоторые ошибки по факту, некоторые - неточности или опечатки, некоторые - тупо доёбы.

Даже учебники, которые выпускаются огромными тиражами и с кучей редактуры, все равно содержат ошибки. Более того, есть редакции учебников, которые исправляют старые ошибки (но не все), а также добавляют новые.

В науке нет истины. Есть лишь стремление к ней. То же самое и с научными трудами: хочешь, чтобы никто не доебался, уходи к догмам, к вере. Ко всему остальному можно доебаться.

раскрыть ветку (4)
6
Автор поста оценил этот комментарий

Знаете,  я пишу фанфики(я б могла дать их проверить, но не думаю, что это то, чего вы хотите :D). Простые такие рассказики,  которые от силы человек 10 читают и с этого я получаю нихуя. Перед каждой публикацией я проверяю грамматику,  пунктуацию и логику,  дабы там не было несостыковок и ошибок. Так вот,  что мешает людям,  пишущим на гораздо большую аудиторию и имеющую с этого доход перечитать лишний раз проверить факты,  написанные в их книгах?

Учебники - отдельный вопрос по множеству причин. Начиная от коррупции,  заканчивая тем,  что множественные редактуры разными людьми порой наоборот вредят,  ибо начинается игра в глухой телефон.

И нет,  это не похоже на опечатку. Иначе так что угодно можно оправдать.

Истины нет,  тут соглашусь. Но и не будете же вы утверждать,  что 1+1=23?

раскрыть ветку (3)
4
Автор поста оценил этот комментарий
Перед каждой публикацией я проверяю грамматику, пунктуацию и логику, дабы там не было несостыковок и ошибок.

Но они там есть. Можете миллион раз проверять. Я не встречал художественную литературу без опечаток или ошибок. При этом я ни разу не филолог или лингвист. Пока полноценного ИИ не будет создано, все книги будут с ошибками.

Так вот, что мешает людям, пишущим на гораздо большую аудиторию и имеющую с этого доход перечитать лишний раз проверить факты, написанные в их книгах?

Можно миллион раз перечитывать свои произведения, с каждым прочтением ошибки заметить всё сложнее. Даже сторонний редактор не заметит. Я уверен, что эти книги проверяли старшие руководители и не заметили этих опечаток. Потому что это банальность дикая, на неё внимания не обращают.

И нет, это не похоже на опечатку. Иначе так что угодно можно оправдать.

Оговорка. Опечатка. Не то слово в мозге встретилось при написании. Возможны варианты. Но если это ошибочное название (а я не химик, я не знаю всех нюансов), то человек с таким уровнем подготовки не мог так заблуждаться (тем более, практик, который использует эту "царскую водку" при экспериментах).

Это не планомерное введение в заблуждение точно.

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий
О ошибках, которые бывают разные. Полностью согласен. В этой ветке меня раскритиковал "интеллектуал". При этом используя утверждение, основанное на домысле ( о том, что я читал или не читал ) ну и разумеется доебавшись до грамматической ошибки. При этом доёбываясь до ошибки сам благополучно описался ( читать с ударением, которое больше нравится ).

Кстати, меня всегда один вопрос занимал .Почему самые пламенные критиканы не пытаются сами что-то сделать, ведь они явно лучше знают?
раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Я знаю одну из причин, возможно: когда уровень критики очень велик, он и к себе относится. Поэтому самому ничего написать не получается, а остальные если пишут, но не идеально (а идеально написать невозможно), эти люди критикуют по максимуму.

Но есть и другие причины, конечно.

1
Автор поста оценил этот комментарий

Показываю (если о химии речь).

https://scientificrussia.ru/articles/elementy-zamechatelnyj-...

раскрыть ветку (18)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Отличный пример. Я бы назвал его золотым примером. Он настолько ярко показывает проблему научпопа, что ярче некуда.
Мне, как человеку, интересующемуся наукой, абсолютно не интересны открывки из книги, что ни покупать её, ни даже где-то искать бесплатную версию я бы не стал. Абсолютно не вызывает интерес. Можете меня называть хоть быдлом, но читать что-то длиннее статьи в журнале не развлекательного или не по моей специальности я не хочу, надоело. Врубить видос для интереса - можно. Почитать интересную статью по какой-то теме - с радостью.
Хотя есть исключение, конечно. Я по психологии люблю книги читать, но хорошую книгу тяжело найти среди кучи говна. Поэтому предпочитаю статьи, там быстрее понимаешь, говно это или что-то ценное.
раскрыть ветку (17)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Вы обвиняете научпоп в том, что он существует в книжном формате? Серьёзно? Тогда зачем вы отстаиваете книгу Иванова?


Я даже не знаю что на это сказать. Ну смотрите видосы, их слава богу огромное количество, особенно на английском.

Тут речь идёт о книге, которая очень, нет ОЧЕНЬ плохая и принадлежит она перу человека, который вдруг решил что он самый лучший популяризатор. Что не так, и в этом легко убедиться.  

раскрыть ветку (16)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Кажется, пора переходить к рецензируемому научпопу. А кстати, Nekripssa, почему до сих пор не? Ведь реально же отсутствие рецензируемости грозит сваливанием научпопа во фричество по мере его вхождения в тренд и размывания когда-то узкого круга энтузиастов искателями славы, а затем и матпрофита.

раскрыть ветку (15)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Все, что вы пишите – уже случилось.

Любой достаточно развитый научпоп неотличим от мракобесия.

Но.


В тусовочке популяризаторов цеховая солидарность очень сильная. Считается, что своих нельзя критиковать, а кто критикует, тот завидует, он хейтер или ему надо спервадобиться. Ну и фанаты активно эту позицию поддерживают – что можно заметить по многим комментариям тут.

раскрыть ветку (14)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Вообще-то, основное, о чём я говорил - это (увы, не)рецензируемость научпопа. Почему?

Не просто критика уже по факту издания. А предварительная, до открытой публикации, проверка друг друга как раз в том самом узком кругу. Почему не?

Неужели тот же дурацкий и никому не выгодный давний скандал с Невзоровым никого ничему до сих пор не научил?

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Так нет же, ну.

Чтобы заниматься научпопом не обязательно вообще хоть что-то знать о науке. Какая может быть "цеховая солидарность", если "цеха" попросту нет?

Кто мешает мне создать научно-популярный канал? Никто. Я могу говорить на любую тему, в том числе и полное мракобесие постить. В этом проблема свободы слова, если уж на то пошло.

А что делать? Как раз НОРМАЛЬНО критиковать. С объяснением, с указанием на ошибки, с фактами и пруфами.

И только тогда стоит делать разоблачение, когда есть СЕРЬЕЗНЫЕ ошибки. Не опечатки, оговорки, неоднозначности и т.д.. Эту критику лучше направлять личным сообщением автору.

Разоблачение же стоит делать конкретного материала, если там есть ошибки по существу.

Про те же книги "Химия - просто" я не увидел каких-то указаний на ошибки по существу, это всё мелкие недочёты. Возможно, я их просто не понимаю, да.

Также стоит понимать, что текущий пост назван УЖАСНО. Факты в посте касаются ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО книг. Пост же сам несёт негатив по отношению к человеку и проекту в целом. Как к вам относиться тогда? Ну вот как это может прочитать нормальный человек и не охуеть от наглости автора?

Появившийся пять лет назад YouTube-канал под названием «Химия — просто» предлагает зрителям эффектные видеоклипы, демонстрирующие химические и физические опыты. В основном содержание этих роликов не вызывает нареканий с профессиональной точки зрения, и, наверное, это было хорошей и полезной идеей. На этом бы и стоило остановиться, если бы не одно «но». Один из авторов канала — молодой физик Александр Иванов из Екатеринбурга — решил не ограничиваться успехом в сети и написал целых две научно-популярные книги, и с этой задачей он справился гораздо хуже. Рассмотрим оба издания подробнее.

Прямым текстом сказано, что ролики проекта не вызывают нареканий. При этом пост посвящён не книгам, а ПРОЕКТУ целиком. Что это?

Считается, что своих нельзя критиковать, а кто критикует, тот завидует, он хейтер или ему надо спервадобиться.

Это логично. Потому что я не вижу других объяснений для такого хейта проекта. Это выглядит, как ангажированность. Ну не нравятся книги - пишите про книги целиком пост. Даже у автора критической заметки идёт направление на проект, хотя критикует он книги.

Это глупо, непрофессионально.


Не нравится человек? Пишите про человека и почему он не нравится (из-за гонора, из-за самоуверенности).

Не нравятся его книги? Пишите про его книги.

Не нравится проект целиком? Пишите про все или хотя бы про большую часть творений проекта, с пруфами, желательно.

Пока что же в посте название хейтит проект целиком, начало связано с человеком, а пруфы (жидковатые, если честно) связаны с книгами.

Как это воспринимать?

раскрыть ветку (11)
Автор поста оценил этот комментарий
Вы читали А Доде "Бессмертный"? Если нет, обязательно прочтите. Там много чего по обсуждаемой теме почерпнуть можно. Да сам по себе Доде просто прекрасен.
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку