КАЗ-608. Рожки без ножек.

Помню, было начало лета 2016-го года. Как обычно, я читал несколько моих любимых источников по истории нашего автопрома. И тут наткнулся на занимательнейшую находку:

КАЗ-608. Рожки без ножек. Авто, СССР, История, Каз, Колхида, Грузия, Находка, Якутия, Длиннопост

Казалось бы, чего такого? Кабина какого-то старого грузовика. Может МАЗа, может КамАЗа... Да вот нет, дорогой читатель. Кабина эта от ныне вымершей "Колхиды" первого поколения. Ни одного автомобиля не уцелело при небольшом числе выпущенных машин.

Бело-желтая цветографическая схема "Аэрофлота" может поведать нам о прошлом этой машины в роли топливозаправщика, перронного автобуса или автолифта.

КАЗ-608. Рожки без ножек. Авто, СССР, История, Каз, Колхида, Грузия, Находка, Якутия, Длиннопост

Так почему же их вообще не сохранилось, спросите вы? И на этот вопрос есть однозначный ответ. Качество. "Колхида" стала героем многих анекдотов. К примеру:


"Колхида", груженая кирпичом, безуспешно пытается въехать в гору, на что увидевшие это грузины сказали: "Мы автомобиль делали чай с гор возить, а вы в гору, да кирпич".


"Страшнее волка или рыси лишь автомобиль из Кутаиси!"


И шутка ЗИЛовцев, поскольку 608-ая базировалась на агрегатах ЗИЛ-130 "Если двигатель получался настолько плох что его стыдно было отправлять в запчасти - его отправляли в Кутаиси".

КАЗ-608. Рожки без ножек. Авто, СССР, История, Каз, Колхида, Грузия, Находка, Якутия, Длиннопост

Но это еще что. До нас доходят истории, что АТП принимали к себе автопарк Колхиды с гримасой ужаса и отчаяния. У грузовиков очень быстро "плыла" геометрия кузова, отваливались элементы отделки, ломались те или иные узлы. Поэтому находчивые граждане избавлялись от "Колхид" как могли. Сжигали в основном. А что? Коротнула электрика. Мы-то что? Все претензии заводу-изготовителю! Невозможно было работать на этих повозках. Менее находчивые водители и автотранспортные предприятия лишь со скрежетом зубов материли неугодную железяку и пытались на ней работать.


Удивительно, но пара Колхид проработала (а точнее, простояла) то ли до 2012, то ли до 2014 года в 5-ом питерском автобусном парке. Фото датировано 2009-ым годом:

КАЗ-608. Рожки без ножек. Авто, СССР, История, Каз, Колхида, Грузия, Находка, Якутия, Длиннопост

Если присмотреться к фото, то на заднем плане можно увидеть, похоже, третью Колхиду.
А вторая дожившая Колхида выглядела как-то так:

КАЗ-608. Рожки без ножек. Авто, СССР, История, Каз, Колхида, Грузия, Находка, Якутия, Длиннопост

Но в 2012-2014 ей резко поплохело:

КАЗ-608. Рожки без ножек. Авто, СССР, История, Каз, Колхида, Грузия, Находка, Якутия, Длиннопост

Последняя каноничная Колхида ушла в чермет. Но с другой стороны машины пятого питерского давно хотели умереть. В случае с Колхидой, вероятно, они хотели умереть с того момента, как сошли с конвейера. Кхм, вернемся к повествованию. Узнав об этом, все сообщество неравнодушных к советской техникой взгрустнуло. Пока первые усиленно жалели, вторые искали виноватых, а третьи порицали каждого встречного, мол, чего ж не выкупили, раз знали, четвертые все же не теряли надежды, что где-то осталась еще хотя бы одна Колхида. Ну не могли же они все сгинуть!  

И действительно. Ребята из музея автостарины Якутска таки нашли кабину 608-ой Колхиды. Машина работала в якутском аэропорту. При каких обстоятельствах была приобретена кабина — история умалчивает. Но мы обязательно свяжемся с владельцами и узнаем, откуда эта "голова".

Читая тематические форумы, я узнал, что директор музея хочет восстановить автомобиль. Хотя в данном случае это будет скорее реплика на шасси ЗИЛ-130Д1. Владелец будет воссоздавать либо тягач вкупе с полуприцепом АППА-4:

КАЗ-608. Рожки без ножек. Авто, СССР, История, Каз, Колхида, Грузия, Находка, Якутия, Длиннопост
КАЗ-608. Рожки без ножек. Авто, СССР, История, Каз, Колхида, Грузия, Находка, Якутия, Длиннопост

Либо топливозаправщик ТЗ-2-608:

КАЗ-608. Рожки без ножек. Авто, СССР, История, Каз, Колхида, Грузия, Находка, Якутия, Длиннопост

Но как я понял, реставрация начнется нескоро. В очереди на реставрацию стоит несколько легковых автомобилей. Думаю, что начало работ по этой машине мы увидим не ранее, чем через год.



А на этом у меня все. Спасибо, что дочитали до конца, надеюсь, вам было интересно!



При написании статьи я использовал следующие источники:


1. Группа "Автомобили СССР" vk.com/cars_from_ussr


2. Фототрак. Карточку раз: fototruck.ru/photo/3862 и два: fototruck.ru/photo/68237



P.S. На Пикабу я зарегистрировался только сегодня, основную деятельность я все же веду ВК тут: vk.com/cars_from_ussr Лонгриды мы не пишем, лишь краткие очерки. Если интересуетесь историей нашего автопрома — можете зайти, почитать. Узнаете много нового и главное, без купюр!

Автомобили из СССР

147 постов1.1K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Приветствуются:
• Грамотная речь, спокойствие, адекватность

• В случае, если делаете какие-либо спорные утверждения -- старайтесь ссылаться на источник.
• Помните о старой мудрости: "Всё, что я знаю, так это то, что я ничего не знаю". Не делайте безосновательных утверждений и проверяйте информацию.

• Вы можете присылать свои фото к публикации в разделе "Предложить новость", но не надо оффтопить ими в комментариях)


Не приветствуются:

• Нецензурная брань

• Безосновательные хамство или агрессия

• Употребление специфических сленгов

• Бессмысленные, бесполезные комментарии

• Спор без аргументов

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
91
Автор поста оценил этот комментарий

Мне довелось в свои молодые годы поработать уже на модернизированном варианте – на КАЗ-608В. Что я хочу сказать – по технической части это абсолютно Зил-130, совершенно верно, все агрегаты, кроме кабины и гидроусилителя руля те же самые. Но кабина-а-а! По сравнению с Зилом это просо дворец! И поскольку работал я в автобазе, в которой было много дальних рейсов и командировок, то преимущества этой кабины перевешивали все остальные недостатки «грузинского чуда». В конце концов, качество заводской сборки сказывается только первые год-два, дальше состояние машины целиком и полностью зависит от водителя и ремонтной базы. Честно говоря и по большому счёту, советские автомобили были плохие ВСЕ! Все нуждались в изначальной доводке а потом в постоянных ремонтах, ресурс и качество комплектующих были низкие.

Поэтому я считаю глупым и необоснованным заявление о том, что от Колхид так сильно пытались избавиться. Пытались и от Зилов избавляться, если появлялась возможность перейти на дизельный парк – МАЗы и Камазы, но в СССР всё прописывалось «сверху» по разнарядкам, и автопарки получали то, что им выделялось по планам и разнарядкам.

Вот, кстати говоря, где был реальный лютый пиздец, так это идущий тогда с ней в комплекте полуприцеп КАЗ-717 – двухосный, г/п 11,5 тонн. Крутило его как пластилиновый, борта гремели, колёса горели, а тормоза или клинили намертво, или не держали вообще. Доходило до того, что водители... отключали тормоза на прицепе и пользовались только тормозами тягача, ежеминутно рискуя «сложиться» и потерять управление.

С «моей» Колхидой была история тоже достаточно весёлая... На ней как раз однажды измученный клинившими тормозами водитель взял да и отключил тормоза на полностью гружёной «шаланде». А в пути случился дождь, длинный спуск, внизу мост, какая-то экстренная ситуация, водитель пытался тормозить, и как результат тягач сложился с прицепом, автопоезд закрутился по дороге и... рухнул с моста. Дальнейшее можно назвать чудом – колёса прицепа зацепились за мост, бампер тягача упёрся в землю, и весь состав, моментально естественно разгрузившись, повис на мосту в вертикальном положении. Водитель, над головой которого только что просвистело в кусты 11 тонн ящиков с грузом, отделался лёгким испугом, вообще не пострадал! Чего нельзя сказать было о «ласточке» – удар бампером в землю не прошёл даром – у машины сломало раму, немного помяло кабину и спереди, и сзади, ну и конечно выбило все стёкла (два или три достаточно тяжёлых ящика даже очутились в кабине внутри, так же чудом не задев водителя).

Машину потом доставили в гараж, водитель уволился, и долгое время машина ржавела на «дальнем дворе», потому что была она почти новая и списать в металлолом её было нельзя, а восстанавливать никто не спешил браться – ремонт там предстоял долгий, нешуточный, платили водителям на ремонте мало, у слесарей тоже работы хватало. Но проблему начальству надо было решать... А мне тогда только-только стукнул 21 год, работал в парке третий год на самосвале и по статусу своему на такую машину «рылом не вышел» – молодой. категории «Е» нет (тогда, правда, с этим особо не заморачивались, категории только-только появились, и их у многих ещё не было). Но самое главное – машина эта считалась «денежной», на прицепах хорошо платили, и поэтому у нас в гараже работали на них в основном старые водители, а молодые должны были ещё дорасти. Но машина стояла разбитая, и никто из старых водителей делать её не спешил. И вот тут случилось ещё одно маленькое чудо – мне удалось без взяток, пива, кредитов и смс уговорить начальника колонны закрепить машину за мной. Как у нас тогда говорили «отдать машину» мне. И понеслось – восстанавливал машину я два с половиной месяца, на чистом тарифе, то есть получая фактически один аванс, а в зарплату сущие копейки... Сделал короче, реально «для себя», и служила она мне верой-правдой целых три года, и пол-страны я на ней объездил, и зарабатывал на ней неплохо, и даже где-то нравилась она мне... если бы уже тогда не мечтал я о МАЗе.

И вот, что ещё интересно – когда приступил я к разборке аварийной машины для замены рамы, в качестве «донора» к нам в гараж пригнали из другого гаража СВОИМ ХОДОМ списанную КАЗ-608, без буквы «В», именно с такой старой кабиной, как в этом посте, и её рама была практически полностью идентична моей с буквой «В», буквально там пару-тройку отверстий понадобилось только пересверлить.

Короче, поздравляю с первым постом, и спасибо за этот пост, дали поностальгировать немножко, молодость вспомнить. Подписался.

Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (12)
15
Автор поста оценил этот комментарий

Спасибо за такой комментарий, Папа Витя! Очень интересную историю поведали!  

9
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Крутая история, бро.
2
Автор поста оценил этот комментарий

На фото та самая машина?

раскрыть ветку (6)
14
Автор поста оценил этот комментарий

Да, мои фото, моя машина. Причём, прицепы разные. Сначала работал с длинной шаландой, с двумя осями – это трижды проклятущий КАЗ-717, отвратительный прицеп в первую очередь конструктивно, ну и конечно по качеству изготовления. Именно с этим прицепом машина до меня и попала в аварию, и его тоже мне пришлось частично восстанавливать. Трижды перекрестился, когда его у меня забрали и заменили на короткий с одной осью – Одаз-885, 7,5 тонн г/п, одесского производства. С ним и ездить было полегче, и на порядок проблем было меньше. С этим коротким прицепом я и начал постепенно осваивать междугородные перевозки и дальние командировки. На фото как раз момент моей первой поездки в Карелию, на строительство Костомукшского ГОКа.

К слову, асфальт на Мурманке тогда заканчивался через сто км за Петрозаводском, в районе Эльмуса. От Эльмуса до Чёбино был жутко разбитый колдобинами грунтовой участок, потом немножко разбитого гудронного асфальта до Медвежьегорска. А участок от Медвежки до Сегежи как раз активно строился, и дальше до Мурманска так и чередовались грейдеры и херовенький асфальт.

раскрыть ветку (5)
Автор поста оценил этот комментарий

Интересно было бы почитать про работу шоферов в восьмидесятых

раскрыть ветку (4)
5
Автор поста оценил этот комментарий
Да ничего сверхособенного, работа как работа, грязь, поломки, ремонты, погрузки-разгрузки. Особенно ремонты докучали! Грузовики в СССР были как правило маломощные и ненадёжные, сломаться могло что угодно и в любой момент, ремонт в основном ложился на плечи водителя, при этом в гараже нередко не оказывалось нужных запчастей, а в розницу такие запчасти не продавались нигде и никак. Поэтому нередко процветало воровство по цепочке – водители тырили запчасти друг у друга, особенно если чья-то машина слишком долго долго стояла на ремонте. Или приходилось бегать в более богатые автопарки и с рук покупать у слесарей нужные детали (опять-таки ворованные). Ремзоны в гаражах как правило были маленькие, грязные и холодные, в ямах стояли лужи и грязь, но чтобы даже в такую ремзону попасть, ещё бывало приходилось и очередь отстоять, поэтому большинство некрупных ремонтов делалось прямо на улице, даже зимой. Слесарей всегда не хватало, поэтому половина слесарей как правило были лишённые прав по пьянке водители.

На автобусах было почище, но и ответственности больше, а свободы поменьше – график и дисциплина. В дальнобое конечно было веселее и свободнее, но в случае каких-либо неприятностей выкручиваться приходилось самому. Но на дорогах было спокойно, никто водителей не грабил и не обижал, криминальные случаи если и случались, то были чрезвычайно редки.

Дороги были посвободнее, пробки только в Москве бывали, да и то редко. Гаишники как всегда сидели в кустах и секли за скорость. Каждый новый начальник ГАИ любого уровня – от районного до министра – вступая в должность клятвенно бил себя в грудь и обещал, что положит этому конец, никаких засад, только открытое и честное патрулирование... Но всё так и оставалось, как было, да и по сию пору так.

раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Поэтому нередко процветало воровство по цепочке – водители тырили запчасти друг у друга, особенно если чья-то машина слишком долго долго стояла на ремонте

До сих пор попадаются некоторые запчасти типа зиловских задних фонарей, фар и зеркал с выцарапанными на них цифрами типа 2603 СВФ, это не что иное как советский госномер, который водитель выцарапывал, чтоб хоть как то обосновать в случае чего принадлежность запчасти в своей машине

раскрыть ветку (2)
2
Автор поста оценил этот комментарий
У нас в 70-80-х этого не было. Видимо, пошло такое в 90-х, вместе с перестройкой, когда стали тотально воровать абсолютно всё, что лежало чуть-чуть «плохо». Я тогда уже в 91-м перестал работать в гос. гаражах и обзавёлся собственным частным ПАЗиком, который ремонтировал и обслуживал сам, в своём дворе, благо тогда уже стали потихоньку появляться магазины запчастей для частных грузовиков.
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

На пазике по маршрутам работали?

1
Автор поста оценил этот комментарий

Где то читал про то - ли МИГ, то ли Су кавказского производства. Они там летом мандарины собирали, а зимой самолёты. Мало кто отваживался на них(самолётах) летать)))

1
Автор поста оценил этот комментарий
целый пост ^
раскрыть ветку (1)
9
Автор поста оценил этот комментарий
Который скорее всего даже не вылез бы в «Горячее»...

Плавали – знаем!

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку