"Караул" (1989), "Блокпост" (1998), «ДМБ»: три фильма про армию

"Караул" (1989), "Блокпост" (1998), «ДМБ»: три фильма про армию


Те, кто вернулся с армейской службы, оценят, наверное, точность и достоверность быта караульного наряда, сопровождающего вагон с заключенными. Отметят и жестокую правду, сказанную авторами "Караула" о пресловутой дедовщине, уродливой ржавчиной впитавшейся в армейский быт от моря до моря...


При желании я мог бы здесь уйти в публицистику, присоединившись к многоголосому хору протеста против дедовщины, доводящей "салаг" до отчаянных смертельных выстрелов. Только об этом можно и без всякого фильма сказать и написать.


А "Караул" - не газетный очерк , не телерепортаж с места события , а произведение искусства , которое, как известно, надобно судить по собственным законам.


И вот по художественному счету "Караулу", на мой взгляд, явно не хватает глубины дыхания. Для философской притчи картина слишком погружена в бытовые подробности. До психологической драмы явно не дотягивают пунктирно намеченные характеры героев.


Вероятно, в данном случае зрителей могла бы увлечь умело закрученная интрига. Но действие картины на девять десятых развивается монотонно и вполне предсказуемо.


Спору нет, проблемы в "Карауле" поставлены важные и серьезные: свобода и рабство, диктаторская власть вчерашних "униженных и оскорбленных" и бессилие одиночки.

Главный герой - скромный парнишка, терпящий бесчисленные издевательства "стариков", с первых же кадров вызывает сочувствие.


Но в том-то и дело, что с первых же кадров становится ясна и основная авторская концепция. Постгермановская черно-белая стилистика лишена в "Карауле" германовского "подводного течения".


И возможно, ощущая это, режиссер время от времени прибегает к вставным эпизодам-"аттракционам", вроде меланхолических объятий парочки в купе поезда, за которыми, затаив дыхание, подсматривают солдаты в вагонное окно...


Пружина действия раскручивается лишь в самом конце, когда главный герой безуспешно пытается убежать от Судьбы. Но фильм уже почти окончен...


Блокпост. Россия, 1998.


... Идет служба российских парней где-то на Кавказе, где то и дело звучат выстрелы и рвутся мины... И не знают парни, зачем их туда послали…


После трех не слишком замысловатых комедий об охоте, новом годе и рыбалке Александр Рогожкин решил вернуться в русло бытового реализма.


Мне лично ни один из героев фильма не показался интересным. Характеры, сами по себе достаточно примитивные, выписаны без особых психологических нюансов. Да и сюжет развивается скучновато...


Впрочем, у этого фильма есть немало поклонников. О чем свидетельствует, к примеру, главный приз "Кинотавра-99"...


Но об ужасе войн гораздо раньше и лучше сказали с экрана Коппола, Чимино и Стоун...


Александр Федоров, 1999


ДМБ. Россия, 2000.


Озорная комедия "ДМБ" собрала, кажется, чуть ли не все легенды и анекдоты об армейской жизни. О "дедах" и "молодых", о "прапорах" и "старлеях", о чванливых генералах и о горемычных солдатках...


В картине нашлось место и для эксцентрических гэгов, и для ненормативной лексики, и для ненаучной фантастики...


Ансамбль начинающих актеров получил поддержку со стороны солидных "зубров" - Александра Белявского, Юозаса Будрайтиса и др.


И хотя далеко не всегда юмор "ДМБ" отличается хорошим вкусом, Роман Качанов уверенно ведет сюжет по дорожке проторенной такими армейскими комедиями, как "Здравия желаю!"


Александр Федоров, 2000

Всё о кино

20.9K поста59.1K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

1. Запрещено нарушать основные правила Пикабу (нет спаму, оскорблениям, вбросам, рекламе, политике).

2. Запрещены посты не по теме, посты о поиске фильмов и неинформативные посты. В случае несоответствия тематике сообщества или неинформативности пост будет удален в общую ленту.

3. Категорически запрещены спойлеры без специального тега или предупреждения как в постах, так и в комментариях.

4. Ставьте корректные теги при создании поста и указывайте в названии суть. Для постов с видеообзорами обязательно указывать тег "видеообзор". Для постов с видео c Youtube рекомендуется указывать название канала в тегах и небольшое описание, чтобы было понятно о чём это видео.

5. Запрещено целенаправленное разжигание негатива с отсутствием всякой аргументации. Авторы регулярных токсичных и агрессивных комментариев будут блокироваться. Давайте поддерживать дружественную атмосферу и уважать друг друга.

6. Будьте грамотны при составлении поста. В случае множественных ошибок в тексте пост будет удален в общую ленту, а автор, в случае неоднократного несоблюдения правил, заблокирован.

7. В сообществе не приветствуются фэйки, вбросы, теории заговора, конспирология и параноидальные бредни.

8. Запрещены посты о ТВ-шоу и реалити-шоу сомнительного качества в очевидно рекламных целях.