Как я учился на частного пилота. Практика 2

Предыдущий пост здесь.


Доброго дня!

В прошлый раз мы закончили на самом простом полёте - полёте по кругу.

Как я учился на частного пилота. Практика 2 Авиация, Пилот, А-22, Аэропракт-22, Аэропракт, Полет, Обучение, Частный пилот, Видео, Длиннопост

[Аэропракт-22. На улице уже примерно 5 град. выше нуля. Чтобы между полётами двигатель не остывал слишком сильно, укутываем его в шубу]


Когда курсант уже намотал некоторое количество кругов, надо лететь в зону. Зона - это часть воздушного пространства, предназначенная для отработки манёвров, пилотажа и упражнений, которая в моём случае была примерно по 1 километру в длину и ширину и занимала высоту от 300 до 700 м над уровнем земли. Пространство над ВПП - тоже зона. Если никому не помешаем (например, в понедельник - выходной день на аэродроме), то можем летать прямо над аэродромом. Бонус - удобно отрабатывать отказы двигателя в любых положениях.


Немного про отказы двигателя.

Отработка отказов начинается, как только курсант научился нормально сажать самолёт. Как выглядит отработка? Я и инструктор летим по кругу на высоте 300 м. Инструктор берёт штурвал, нажимает кнопку для связи с диспетчером и говорит:

-1083, имитация.

-1083, разрешаю имитацию.

И двигает РУД назад до упора, переводя двигатель в режим малого газа. В таком режиме самолёт даже по траве не поедет (но по бетону потихоньку поедет, всё-таки). Моя первая задача - сохранять скорость 100-110 км/ч, потому что на такой скорости достигается максимальная дальность планирования. Далее - выбрать наиболее подходящую поляну из ближайших (подходящие поляны нужно примечать на протяжении всего полёта, мало ли), т. е. без деревьев и проводов, которые могут помешать, достаточно длинную и более или менее ровную. И начать планировать так, чтобы и высоты хватило дотянуть до поляны, и чтобы не перелететь её. Желательно ещё зайти против ветра или, если не получается, хотя бы с боковым. Когда земля близко, выпускаем закрылки, гасим скорость, выдерживаем самолёт примерно в 0.5-1 м от земли, готовимся садиться... И инструктор даёт максимальные обороты. Улетаем, возвращаемся на круг, продолжаем упражнения.


Вернёмся к зоне. Зона предполагает несколько упражнений:

-Развороты на 360 град с креном 15, 30, 45 град

-Восходящая и нисходящая спирали. Одновременно развернуться на 360 град и подняться/опуститься примерно на 200 м

-Скольжение (т. е. планировать на малом газе, разворачивая самолёт боком примерно на 45 град, с быстрой потерей высоты)

-Набор на минимальной скорости. Согласно РЛЭ, скорость в наборе высоты не должна быть меньше 100 км/ч. Мы поднимаемся на 70 км/ч

-Парашютирование, доведение до сваливания и выход из сваливания. Моё любимое. Требуется продолжать набор на 70 км/ч, а потом убрать обороты до малого газа, но поддерживать скорость. Самолёт стремится опустить нос, мы тянем штурвал на себя, всё сильнее и сильнее. Начинается парашютирование и вертикальная скорость возрастает примерно до 2-2,5 м/с. Продолжаем тянуть штурвал, скорость падает до 65 км/ч, поток с одного из полукрыльев срывается, самолёт начинает самопроизвольные движения. Отдаём штурвал от себя, добавляем оборотов, выходим в нормальный полёт. Вот видео (из-за вибраций и поцарапанного стекла картинка не чёткая):

Некоторые моменты:

Начало видео - сдвинул РУД до малого газа

0:05 - самолёт попытался опустить нос. Не позволяем.

0:40 - начались самопроизвольные движения самолёта. Самолёт немного покачался, потом опустил нос и накренился влево. Это он всё сам, я уже не мог его удержать. Штурвал от себя, газ, выход в нормальный полёт.


Посадка после зоны (к сожалению, в таком же качестве):

Когда появляются зоны, круги, конечно, не забрасываются. Всё отрабатывается вместе.


Следующий этап - полёты по маршруту.

Первое дело - рассчитать свой маршрут с учётом ветра в день полёта. Сначала считали вручную, а когда уже отработали этот навык, стали использовать различные программы, чтобы экономить время.

Летаем мы по бумажной карте, компасу и часам. Никаких навигаторов днём - по ним и так каждый сможет. Какие ещё особенности полётов по маршруту?

-Необходимо работать с разными диспетчерами на разных частотах. Можно составить маршрут так, что придётся общаться только с двумя: один на аэродроме и в зоне вокруг ВПП, другой - по всему остальному маршруту.

-У каждого диспетчера своё давление и высота, на которую отправляют наш самолёт после входа в их зону ответственности.

-Необходимо узнавать какие-либо объекты, сравнивая то, что видим мы, с тем, что нарисовано на карте. Бывает, не сразу понятно, где летим.

-Ветер может немного поменяться. В полёте придётся корректировать курс.

-Летаем только по прямым отрезкам, соединяющим два населённых пункта, например.


Вот несколько видео с загородного маршрута (качество приличное, потому что больше нет контакта с вибрирующими элементами):

Кстати, до первого самостоятельного вылета меня допустили примерно через 1,5 месяца с начала полётов.


После загородных полётов - полёты по маршруту над городом. Возможно ещё и с посадкой на другом аэродроме. Сложность заключается в большем количестве диспетчеров, малой высоте (потому что над нами летают эирбасы всякие) и необходимостью следить за другими самолётами, которых диспетчеры тоже прижимают ближе к земле.

Как я учился на частного пилота. Практика 2 Авиация, Пилот, А-22, Аэропракт-22, Аэропракт, Полет, Обучение, Частный пилот, Видео, Длиннопост

[Фото с полётов над городом. Уже не цепляюсь двумя руками за штурвал, правая лежит на РУДе. На ногах лежат карта и штурманские расчёты]


Следующий этап - полёты по приборам. Самолёт, подготовленный к такому упражнению, выглядит так:

Как я учился на частного пилота. Практика 2 Авиация, Пилот, А-22, Аэропракт-22, Аэропракт, Полет, Обучение, Частный пилот, Видео, Длиннопост

Вся моя сторона закрыта плотными шторами. Я вижу только приборную панель. Инструктор взлетает, набирает высоту.

-Готов?

-Готов.

Начинаются американские горки: инструктор кидает самолёт, как хочет, параметры полёта скачут, а я в это время окончательно теряю ориентацию. Инструктор отдаёт управление мне. Моя задача - используя только показания приборов, вывести самолёт в горизонтальный установившийся полёт из того положения, в котором он оказался. Что я узнал нового? Ощущениям нельзя доверять.

Чувствовал я себя примерно так:

Как я учился на частного пилота. Практика 2 Авиация, Пилот, А-22, Аэропракт-22, Аэропракт, Полет, Обучение, Частный пилот, Видео, Длиннопост

Только ещё не было понятно, где верх, а где низ. Абсолютно. Это достаточно странно. Мозг уверен, что мы летим с креном, а приборы говорят, что всё ровно. Сложно верить самолёту, а не себе.

Потом убрали шторки, поднялись до 1100 м и залетели в кучевое облако. Точно такие же ощущения и абсолютно ровный серый цвет за бортом со всех сторон.


Далее - ночные полёты. Начинали летать примерно с 21:00 и заканчивали после полуночи.

Сначала - по кругам, потом ночной маршрут над городом.Тут уже использовали навигатор, чтобы не заблудиться на пути от аэродрома к городу. Вот так это выглядело:

Как я учился на частного пилота. Практика 2 Авиация, Пилот, А-22, Аэропракт-22, Аэропракт, Полет, Обучение, Частный пилот, Видео, Длиннопост

Ночью появляется проблема с посадкой. Расстояние до ВПП ощущается с трудом, можно сильно ударить самолёт о землю.


Завершающий этап - полёт по маршруту в другой город с полной остановке на другом аэродроме. Мы летали в Кемерово - 200 км туда, 200 км обратно. Тогда впервые поднялись до 1400 м. Там резко похолодало, редкие облака остались под нами, пропал ветер. Можно было правильно настроить триммер и отпустить штурвал.

Садились на бетонную ВПП, которой пользуются и большие самолёты. Посадка, руление по земле, указания диспетчера, работа оператора (?), который машет флажками и показывает, когда нам остановиться, и 10-минутная стоянка обошлись нашему самолёту в 3000 руб. Это, я считаю, необоснованно много, но дешевле, чем во всех остальных близлежащих аэродромах.


После Кемерово мы летаем ещё несколько кругов, один маршрут, одну зону, и можно сдавать практический экзамен!


Но я сначала сдал теоретический.

Он проходит в виде теста на компьютере из 68 вопросов, правильно нужно ответить хотя бы на 75% (т. е. 51 из 68). Есть бесплатные сайты для тренировки, я ими и пользовался. И я очень рекомендую их всем, кто собирается сдавать. Почему? Потому в тесте на частного пилота самолёта был, например, вопрос про зацепы при массовых стартах аэростатов. И про вертодромы. А иногда встречаются расхождения: Росавиация считает правильным ответом один вариант, а вся литература говорит, что должен быть другой. Но я был подготовлен к таким неожиданностям и написал на 92%.


Практический экзамен обязательно принимает другой инструктор. Мы полетали по кругам с имитацией отказов и уходом на второй круг. Полетели в зону, где я показал всё, что умею. Вернулись на землю, и я ушёл считать маршрут над городом, а в это время над городом полетел другой экзаменуемый. Они вернулись, а мой экзамен чуть не сорвался, потому что где-то по нашему маршруту полетел беспилотник (который имел приоритет выше, чем мы) и не дал одобрить план полёта. Но примерно через час запретная зона исчезла, и я смог сдать маршрут.


Но пилотское удостоверение я ещё не получил, а оригиналы документов хранятся в ЦПСАП. Сначала я должен получить средне-специальное или высшее образование, поэтому ждём :/


В завершение вот вам ещё немного фото с аэродрома:

Как я учился на частного пилота. Практика 2 Авиация, Пилот, А-22, Аэропракт-22, Аэропракт, Полет, Обучение, Частный пилот, Видео, Длиннопост

[Як-52, прилетевшие на авиашоу в августе]

Как я учился на частного пилота. Практика 2 Авиация, Пилот, А-22, Аэропракт-22, Аэропракт, Полет, Обучение, Частный пилот, Видео, Длиннопост

[Douglas DC-3, который эксплуатируется с 1936 г (конкретно этот - с 1940-х). Тоже прилетел на авиашоу]

Как я учился на частного пилота. Практика 2 Авиация, Пилот, А-22, Аэропракт-22, Аэропракт, Полет, Обучение, Частный пилот, Видео, Длиннопост

[Утреннее небо и дорога к ВПП]

Как я учился на частного пилота. Практика 2 Авиация, Пилот, А-22, Аэропракт-22, Аэропракт, Полет, Обучение, Частный пилот, Видео, Длиннопост

[По-2. Собран с нуля по старым чертежам. Двигатель оригинальный, восстановлен. Летал на авиашоу]

Как я учился на частного пилота. Практика 2 Авиация, Пилот, А-22, Аэропракт-22, Аэропракт, Полет, Обучение, Частный пилот, Видео, Длиннопост

[Ка-26. Был выкачен на авиашоу, не летал. Я в тот день охранял его от слишком активных зрителей и их детей]

Как я учился на частного пилота. Практика 2 Авиация, Пилот, А-22, Аэропракт-22, Аэропракт, Полет, Обучение, Частный пилот, Видео, Длиннопост

[Ми-2. Так же, как и Ка-26: стоял на месте и охранялся мной]

Как я учился на частного пилота. Практика 2 Авиация, Пилот, А-22, Аэропракт-22, Аэропракт, Полет, Обучение, Частный пилот, Видео, Длиннопост

[Як-12М. Тоже летал на авиашоу, но его историю не знаю]

Как я учился на частного пилота. Практика 2 Авиация, Пилот, А-22, Аэропракт-22, Аэропракт, Полет, Обучение, Частный пилот, Видео, Длиннопост

[Палатки, в которых можно было оставаться на ночь на аэродроме]

Как я учился на частного пилота. Практика 2 Авиация, Пилот, А-22, Аэропракт-22, Аэропракт, Полет, Обучение, Частный пилот, Видео, Длиннопост

[Инверсионные следы от пассажирских самолётов и ангары]

На этом посты про авиацию у меня закончились. Те, кто подписывался ради этой темы, можете отписаться.


Пикабушники, которые подписались на меня ради постов про хобби, ждите :) В ближайшее время пока ничего не ожидается, но я стараюсь активно работать, чтобы было, что показать


Будут вопросы - задавайте!


Всем добра!

Авиация и Техника

9.3K постов17.5K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Правила Пикабу

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
1
Автор поста оценил этот комментарий
Посадка, руление по земле, указания диспетчера, работа оператора (?), который машет флажками и показывает, когда нам остановиться, и 10-минутная стоянка обошлись нашему самолёту в 3000 руб. Это, я считаю, необоснованно много, но дешевле, чем во всех остальных близлежащих аэродромах.

А на аэродромы для малой авиации пробовали летать, а не в аэропорт для приёма больших самолётов? Тем, кто может принимать большую авиацию от малой одни убытки, вот и цены большие.

раскрыть ветку (13)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Я не разбираюсь во всех внутренних механизмах аэропорта. О каких убытках речь?

раскрыть ветку (6)
1
Автор поста оценил этот комментарий

А как беспилотник получил приоритет? Это пилот квадрокоптера запросил у диспетчера зону ?

раскрыть ветку (4)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Там какой-то серьёзный беспилотник. Возможно, военный

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

А, ну тогда понятно, спасибо

Автор поста оценил этот комментарий
На чкаловском заводе ударный беспилотник испытывают
1
Автор поста оценил этот комментарий

Беспилотники вообще-то бывают самолётного типа. ГИБДД свои запускает скорее всего. Квадрокоптеры обычно не имеют протяжённый маршрут

Автор поста оценил этот комментарий

Ну надо чтобы перепало директору, замдиректору, бухгалтерии, менеджерам всяким...

Автор поста оценил этот комментарий

Какие убытки? Стоянки для малой и большой авиации - разные. Они платят за посадку по весу, за безопасность и за стоянку, но иногда до 1-3 часов - бесплатно. Если бы они там сутки стояли, то вышло бы не значительно дороже.

раскрыть ветку (5)
Автор поста оценил этот комментарий

Эта тема обсуждалась уже кучу раз на куче лётных форумах - большим аэропортам невыгодно принимать малую авиацию. Что толку какому-нибудь Шереметьево от мелкого драндулета, когда диспетчер точно так же может провести боинг или аирбас и выручить намного больше? На такую мелюзгу стараются навесить как можно больший сбор, который возможно согласно законодательству.

раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий

Это я слышал. Но доказательств никто не приводил. Ну в смысле внутренние распоряжения от тех, кто их получал и тд.


Вот только пассажирский самолёт сядет в любом случае в свой аэропорт назначения. Так что прибыль от него никто не упустит. Просто будет дополнительная от малых. К тому же почему тогда в Дрездене или в Харькове цены низкие, а в Киеве - высокие. Так то во всех трёх аэропорты крупные

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

Те аэропорты, которые имеют недостаточную загруженность могут позволить "брать подработку", а тем, где всё загружено и у которых самолёты круги в очереди на посадку постоянно наворачивают, на что тратится тонны топлива всякие ученические самолётики нах не нужны. Видимо, конкретно дрезденский построили с избытком, а киевский расширяли последний раз ещё при царе горохе и он и так полностью загружен. Так как отказать в приёме по законодательству не имеют права то тут тарифы для малой авиации взвинчивают вплоть до того, что вообще не по весу принимают, те видят, что платить надо практически столько же, сколько и боингам и обычно догадываются лететь на специализированные под них аэродромы.

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий
В Кемерово пара боингов улетели с утра, потому что в Новосибирске был очень сильный туман. Потом к обеду подтянулись мы на А-22. Говорили, к вечеру должны ещё должны были прилететь 4 боинга. Так что они не загружены, а просто берут много
Автор поста оценил этот комментарий

Теперь всё ясно

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку