Как скифы войска Александра Македонского били
Александр Македонский великий античный полководец, чью славу признавали даже истинные завоеватели мира – римляне. Формально он не проиграл ни одного сражения, чего, однако нельзя сказать о его войсках. Вообще столкновение Александра Великого со скифами не самая популярная тема в сравнении с его азиатским походом, хотя тут есть о чем поговорить. В 329 году до н.э. Александр благополучно втоптал в пыль персидские армии в трех крупных сражениях при Гранике (334 г. до н.э.), Иссе (333 г. до н.э.) и Гавгамелах (331 г. до н.э.). Персидского царя Дария убивает собственный же сатрап Бесс и вроде бы дела с завоеванием налаживаются. Здесь стоит оговориться – несмотря на то, что Дарий был противником Александра, он был законным царем, и его убийство воспринималось македонским гегемоном как предательство и ничего хорошего не сулило мятежному сатрапу. Закончилось царствование Бесса традиционно для Азии – его убил Спитамен и на реке Яксарт передал тело Александру. А через несколько дней к Александру Великому прибыло посольство скифов. Здесь стоит сразу оговориться – античные авторы скифами называли достаточно большой конгломерат кочевых племен, также буду их называть и я. Кто хочет разобраться в сортах кочевников могу порекомендовать, например, работу Д.А. Щеглова «Европейские скифы», противники Александра Великого: проблема этнической принадлежности».
Итак вернемся к посольству скифов – Курций Руф приводит довольно длинное витиеватое послание, общий смысл которого сводится примерно к следующему «Ты мужик, конечно, крутой, но мы-то тебе что сделали? Денег у нас нет, рабы из нас никудышные – замучаешься по степи гоняться. Не надо нас завоевывать, а то мы вояки грозные». Александр милостиво разрешил им не переходить Яксарт для сохранения мира. Вообще Яксарт для скифов – это священная река, на которой происходило посвящение скифских же царей, поэтому, скорее всего границей их царства она не была, а находилась если не в центре, то как минимум не на периферии скифской земли. Так что вряд ли деловитое строительство Александром крепостей воспринималось кочевниками благосклонно. Как бы то ни было, обстоятельства для скифов сложились благоприятно – восстали Бактрия и Согдиана, а уже известный нам Спитамен активно подключился к борьбе. Вообще личность он довольно известная в современном Таджикистане и Узбекистане. В Таджикистане учрежден орден его имени и стоит памятник в одноименном районе.
На его разгром Александр отправляет полководца Менедема, придав тому 3 тысячи пехотинцев и 860 всадников (60 гетайров и 800 наемников), а сам начал разбираться с войском скифов, которое прибыло к берегам Яксарта, воины которого начали показывать Александру неприличные знаки и неуважительно посмеиваться.
Битва на реке Яксарт
Идея оскорблять басилевса была не самая лучшая – Александр такие шутки тяжело понимал и решил переправиться через реку, чтобы поострить в ответь. Ну, а подготовка к таким ответственным мероприятиям начинается с главного – Александр пошел советоваться с богами. Увы, царский толмач знамений был пессимистичен – боги не благоволят сражению. Такой ответ Александра совсем не обрадовал, особенно учитывая перспективу повторить «славу» Дария (не противник Александра, а тот про которого Задорнов рассказывал) над походом которого смеялась вся Азия. Снова приносят жертвы и опять ответ богов отрицательный – ничего хорошего предсказания не сулят, но в итоге плюнув на знамения, Александр начинает готовиться к бою. Македоняне разворачивают полевую артиллерию и накрывают скифов.
Те отступают от берега, следом высаживаются стрелки и под их прикрытием кавалерия Александра и оставшаяся пехота. Итог – скифы разбиты, потери 1000 человек убитыми, 150 пленным. После разгрома скифы обращаются в бегство, за которыми Александр гонится около 100 стадиев (18 км примерно). Но закончить преследование Александр не смог, боги наносят ответный удар - гегемона прихватывает понос, что и ставит точку в погоне. По итогу битвы на пороге Александра сразу появились послы скифского царя, которые пояснили, что это были неправильные кочевники – бандиты и отребье, которые никак не отражают позицию всего народа.
Восстание Спитамена
Тем временем, дела у Менедема шли не так гладко как у Александра – Спитамена он догнал, но лучше бы этого не делал. Конница вследствие длительного перехода была утомлена и атака всадников мятежника опрокинула македонскую кавалерию. Оставшись без прикрытия пехота македонян отступала к реке под обстрелом скифских лучников, где в конечном счете попыталась укрыться на островке. Ну, а с островка не без помощи скифов остатки македонского отряда отплыли прямо с Хароном.
Обратите внимание на кнемиды, защищающие ноги знатного скифа - в то время греческое вооружение было в ходу у кочевников
Курций Руф и Арриан дают разные потери – первый говорит о 2000 пехотинцах и 300 всадниках, а второй сообщает о том, что спаслось лишь 40 всадников и 300 пехотинцев, т.е. потеряно 2700 пеших и 820 конных воинов. Много это или мало? Чтобы понять это, нужно проанализировать потери в трех генеральных сражениях – при Гранике Александр потерял 30 пеших и 85 конных воинов (по Арриану), при Иссе 350 и 150 соответственно (данные по источникам разнятся, мне ближе цифры Диодора (XVII.36.6)), а при Гавгамелах пало 1200 человек (данные анонимного папируса). Таким образом, совокупные потери Александра в 3 сражениях составили 1815 человек, Спитамен перебил 2300-3520 человек. Неудивительно, что судьба корпуса Менедема, как пишет Арриан «очень его [Александра] опечалила». Настолько опечалила, что Александр собрал войска и бросился ловить неуловимого Спитамена и за три дня совершил бросок на 1500 стадий (примерно 27 км) к Мараканду (совр. Самарканд), который как раз осаждал неугомонный мятежник. Впрочем, последний снова не принял предложенного боя. Хотя жителям тех крепостей, которые попадались Александру на пути не повезло – туда попрятались сподвижники Спитамена, но не особенно разбираясь, кто прав, кто виноват македонянин вырезал значительную часть «варварского» населения. Через некоторое время в мир иной отправился царь европейских скифов, и к Александру прислал послов его брат. Их политика в общем-то не сильно изменилась, они изъявляли покорность и предлагали в жены Александру дочь их царя. В крайнем случае, скифы предлагали подыскать достойные пары для друзей Александра.
Вероятно поход на Индию Александр откладывал как раз вследствие угрозы со стороны Спитамена, который как раз набрал отряд (600 воинов) в землях скифов и отправился в Бактрию, где взял одну крепость и перебил практически целиком гарнизон. На тот момент Александр был занят проблемами в Согдиане, однако, к скифам за Спитаменом были отправлены Кен и Артабаз. Спитамен же набрался наглости и подошел к Зариаспе (соврм. Балх в Афганистане), впрочем напасть так и не решился. Скифы забрали богатую добычу и отправились обратно, однако, подверглись нападению кифареда (музыканта) Аристоника, который с 80 конными наемниками и небольшим числом «царский юношей» отобрал у скифов всю добычу. Впрочем, по дороге домой они попали в засаду Спитамена и были разбиты.Об этом узнал Кратер и бросился в погоню за кочевниками, которые правильно оценив свои шансы со всех копыт бросились бежать. Хотя и не далеко, Кратер разбил скифов возле пустыни, погибло около 150 всадников, остальные бежали в пустошь.
Как можно видеть, скифы следуют стандартной тактике – пограбить и бежать, однако, если ввязываются в правильно сражение, то проигрывают вчистую. Поэтому план Александра был довольно прост – навязать им правильное сражение, для этого на северо-западной границе стали размещать гарнизоны. Вследствие недостатка фуража, а, может, из-за простой безысходности, поскольку им и бежать-то было некуда, Спитамен (к тому времени он собрал еще 3000 массагетов) атаковал Кена, но потерпел сокрушительное поражение. По старой традиции скифы снова побежали в пустыню, но узнав, что на них идет сам Александр предпочли срубить голову Спитамену и отправить ее великому македонянину. Интересно, что Курций Руф сообщает, будто голову мятежнику отрезала его собственная жена – Спитамен был падок на женщин и изменял супруге напропалую. Что и говорить, в древности месть обманутой женщины могла быть страшна – когда она пришла к Александру в крови и с головой мужа в руках, даже великий македонян был шокирован.
Поход Зопириона
Ну, а где же собственно разгром македонян? Его я приготовил напоследок – вернемся в 331 год, во Фракию. Наместник Александра Зопирион решает покрыть себя славой и на собственных страх и риск идет на войну со скифами. Причем армия Зопириона составляла 30 000 человек, что не намного меньше сил самого Александра. Источники освещают этот поход довольно скупо, поэтому стыкуя разрозненные сведения первоисточников и данные археологии можно составить целостную картину. Из Сатурналий Макробия (I, 11, 33) мы знаем, что Зопирион атаковал город, которы историки идентифицируют с Ольвией.
На месте раскопок этого древнего города обнаружены македонские свинцовые снаряды с надписями «ЦАРЬ АЛЕКСАНДР».
Кроме того, сохранилась наградная надпись свидетельствующая о награждении некоего Каллиника суммой в 1000 золотых монет за заслуги перед городом. Сумма экстраординарная, поэтому скорее всего получил он ее за спасение города от страшной угрозы, каковой видимо и была осада Зопирионом. По всей видимости, скифы перерезали полководцу линии снабжения (или он просто узнал о подходе скифской армии) и тот отступил от Ольвии, а на обратном пути потерял все войско и жизнь в придачу. Учитывая любовь скифов к засадам, могли и заманить в ловушку или перебить кавалерию македонян, а без ее поддержки пехота стала легкой добычи конных стрелков, а разгром довершила буря (Курций Руф, X, 44). Как бы то ни было, назад Зопирион уже не вернулся сложив грозную голову где-то в районе современного Украинского Николаева.
Скифские наконечники стрел
Заключение
Мы знаем о громких сражениях македонян с персами и индийцами, но самые страшные их противники всегда оставались в тени для историков. Хотя, конечно, существуют интересные теории, которые трактуют борьбу Александра и скифов, как разгром македонянина, вследствие которого тот отказался от завоевания земли кочевников и отправился в Индию. Причем поход Зопириона являлся частью совместного удара по скифским землям. На мой взгляд, это не соответствует источникам – Арриан и Курций прямо пишут о том, что все мысли Александра были заняты походом в богатую Индию и ему нужны были надежные границы для этого. Поход же Зопириона прямо преподносится Юстином как собственная авантюра фракийского наместника. Завоевание скифских земель сродни анекдоту про Неуловимого Джо – мало кому интересно гоняться за кочевниками, у которых и золота кот наплакал (Юстин, IX, 2, 15), и само завоевание будет далеко от легкой прогулки.
Лига историков
18.3K поста54K подписчика
Правила сообщества
Для авторов
Приветствуются:
- уважение к читателю и открытость
- регулярность и качество публикаций
- умение учить и учиться
Не рекомендуются:
- бездумный конвейер копипасты
- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
- чрезмерная политизированность
- простановка тега [моё] на компиляционных постах
- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
Для читателей
Приветствуются:
- дискуссии на тему постов
- уважение к труду автора
- конструктивная критика
Не рекомендуются:
- личные оскорбления и провокации
- неподкрепленные фактами утверждения