История про хамство

Нашел интересный пост по моей части — про коммуникации и эмоции. Краткий пересказ: автор не смогла оплатить покупки, хотела разложить все по местам, но поругалась с кассиром, вывалила продукты на ленту и написала пост.

История про хамство Конфликт, Транзактный анализ, Психология, Длиннопост

Как всегда: я разбираю ситуации с помощью Транзактного анализа. У меня нет цели судить, кто прав, кто виноват. Я разбираю ситуацию «на атомы» от лица того, кто ее описал, чтобы на этом примере можно было учиться.

Что тут происходит на психологическом уровне

Оба участника истории выпадают из так называемого «квадрата ОК-ОК». В этом квадрате мы воспринимаем и себя и других людей «в порядке», даже если нам не нравится, как они себя ведут. То есть осуждаем не людей (или себя), а поступки. Поэтому он и называется «ОК-ОК»: я в порядке и ты в порядке.

История про хамство Конфликт, Транзактный анализ, Психология, Длиннопост

Моя любимая схема функциональных эго-состояний — теперь по-русски!

Часто люди выпадают из «квадрата ОК-ОК» из-за банальной нехватки сил. Если мы на последнем издыхании, любая мелочь может нас разозлить или расстроить. Это то, что в народе называется «выйти из себя» или «потерять равновесие».

Чтобы нас не выбивали из «квадрата ОК-ОК», нужны силы — не тратьте их на ерунду: споры и переживания о том, чего не изменить

Кроме того из продуктивных эго-состояний нас могут выбить накопленные транзакции — когда мы не высказали свое отношение, например, начальнику и срываемся на домашних.

1. Автор истории создает ситуацию, в которой она оказывается на кассе без возможности оплатить покупки:

  • Забыла карту

  • Не подключила NFC

  • Не оплатила мобильный интернет

  • Не имеет налички / запасной карты

  • Не умеет делать оффлайн-код

  • Не проверила возможность оплаты до того, как пробили товары

2. Кассир в этой ситуации выпадает из «квадрата ОК-ОК» и впадает в состояние так называемого Критического Родителя:

- Что тут происходит?
- Вот, очередная! Пришла, кучу всего набрала, а денег нет

Опять-таки, я не возьмусь судить, по заслугам тут получает автор или работник обслуживания не должен себя так вести — это не по моей части. Важно заметить — как кассир могла бы ответить на вопрос управляющей из «квадрата ОК-ОК» :

- Что тут происходит?
- Отмена покупок

Это ответ без критики и перехода на личности — формальный ответ на формальный вопрос. Но, видимо, кассир раздражена повторяющейся ситуацией, когда ей приходится совершать Сизифов труд — пробивать покупки, а потом все отменять. Возможно, накопились транзакции с тех ситуаций, когда приходилось молча все отменять и раскладывать по местам. Поэтому она критикует и обесценивает.

3. Автор в ответ на слова кассира тоже впадает в негативное эго-состояние. Критикующий Родитель чаще всего выбивает оппонента в состояние Адаптивного Ребенка. Характерное поведение — подчинение, оправдания, подстройка или наоборот, бунт. Автор начинает оправдывать себя:

- Вот, очередная! Пришла, кучу всего набрала, а денег нет

- Я вроде никого не задержала, очереди нет, никого не беспокою

При этом автор, сознательно или нет, не замечает, что «никого не беспокою» не включает кассира — как будто работник за кассой не человек. Кассир это чувствует и снова выражает критикой:

- Ну и что! Думать надо! Я ж не просто так здесь сижу!

Автор все также отвечает из Адаптивного Ребенка, только теперь бунтом:

- Сама разложишь!

4. Как бы автор могла ответить, если бы находилась в «квадрате ОК-ОК». Во-первых, слова кассира можно было вообще пропустить мимо ушей — это просто описание ситуации словами раздраженного человека.

Но если слова кассира все-таки задевают, терпеть не стоит. Можно выразить искренние чувства:

- Вот, очередная! Пришла, кучу всего набрала, а денег нет
- Ну зачем вы так? Я же извинилась и сейчас все на место положу

Да, кассир скорей всего ответит что-то вроде «Думать надо!», но во-первых, в этом случае мы выразили свои искренние чувства без оправданий или бунта, а во-вторых, разложим все по местам, потому что считаем это правильным. При этом мы осуждаем не кассира, а его слова, и не обесцениваем тем, что якобы никому не помешали.

Резюме

Чему тут можно научиться:

  • Страдания, унижения и манипуляции находятся за пределами квадрата «ОК-ОК»

  • Внутри квадрата мы знаем, что мы «в порядке», не смотря на слова других

  • Внутри квадрата мы знаем, что другие «в порядке», не смотря на слова и поступки — осуждаем поступок, а не человека

  • Чтобы находиться в продуктивном состоянии нужны внутренние силы

  • Их можно сэкономить, если не терпеть, не вступать в споры и не переживать о том, чего не в силах изменить

Если вам было интересно, но не понятно — подписывайтесь на мой канал по Транзактному анализу, там рассказываю подробнее. Если интересно не было — ничего страшного.

До связи!

Психология | Psychology

20.7K постов59.6K подписчик

Добавить пост

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

2) Не выкладывайте:

- прямую рекламу;

- спам;

- непроверенную и/или антинаучную информацию;

- информацию без доказательств.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
54
Автор поста оценил этот комментарий
А мне кажется, что если как раз промолчать на хамство кассира, то тратим внутренние силы. Если бы автор оригинального поста завиноватилась и пошла бы это всё раскладывать, то еще несколько дней бы переживала, что этого кассира на место не поставила
раскрыть ветку (11)
12
Автор поста оценил этот комментарий

Все так — что промолчать нужна мудрость / ресурс / силы

Если этого нет лучше не терпеть

раскрыть ветку (10)
9
Автор поста оценил этот комментарий
А если обрел мудрость, ресурс и силу, то можно и потерпеть?
раскрыть ветку (2)
12
Автор поста оценил этот комментарий

в том и мудрость чтобы не принимать обиду

21
Автор поста оценил этот комментарий

То и терпеть не придется

13
Автор поста оценил этот комментарий

А вы предлагаете поощрять подобного рода людей? Чтобы они продолжали хамить? Нет, я не предлагаю материть каждого такого урода, но жалобу написать нужно и потребовать извинений нужно.

Непротивление злу ведет только к одному результату и это дерьмовый результат.

раскрыть ветку (6)
12
Автор поста оценил этот комментарий

Я предлагаю оборвать цепочку агрессии

раскрыть ветку (1)
15
Автор поста оценил этот комментарий
А смысл ее обрывать в данном случае. Кассир - человек, так сказать, при исполнении, на работе. Его задача быть со всеми вежливым, несмотря на разные моменты. Автор поста не обязана была ничего раскладывать, все лишнее оставляют на кассе. Кассир ее задела своими словами и отбила охоту сделать хорошее дело. Для других решений нужно уже быть психологом.
10
Автор поста оценил этот комментарий

Ответная агрессия это больше похоже на поощрение — кассирша убедится, что встретила отъявленную мразь и впредь будет вести себя также

раскрыть ветку (3)
5
Автор поста оценил этот комментарий
сомневаюсь, что, если промолчать, то она что-нибудь поймет
Автор поста оценил этот комментарий

Если кассир нарушает личные границы своим поведением - то границы нужно обозначать.
Как она будет себя вести в дальнейшем - вообще нас не касается, это сугубо её личная зона ответственности.

1
Автор поста оценил этот комментарий
Если кассир умеет в причинно-следственные связи и анализ. А это ооочень не факт ))
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку